Такой результат был получен Profi Online Research на основе мониторинга банковского рынка за первый квартал 2010 года. Исследование «Мониторинг розничного рынка. Банки» проводится ежеквартально. В нем участвуют российские граждане в возрасте от 21 до 55 лет, принимающие финансовые решения или участвующие в принятии решений в семье. Общая выборка – 7 100 респондентов. Исследование проводится методом интерактивного опроса среди респондентов он-лайн панели компании Profi Online Research, проживающих в 13 самых крупных российских городах.

10 августа 2010 года завершилась вторая волна зачислений в ВУЗы. В связи с этим абитуриентам, непрошедшим конкурсный отбор, придется внимание на образовательные ссуды и кредиты наличными. Данные демонстрируют, что несмотря на то, что образовательные кредиты на рынке банковских услуг имеют высокий потенциал развития, россияне чаще обращаются к кредитам наличными.

Диаграмма №1: Какими банковскими продуктами пользуетесь в настоящее время?

1.jpg

Интересно отметить, что при этом 2% кредитов наличными участники исследования тратят на оплату образования (см. диаграмму №2). Процентные ставки образовательных ссуд, как правило, ниже ставок кредитов наличными. Поэтому причиной замены одного банковского продукта другим скорее является восприятие потребителями кредита наличными как более привычной и простой в оформлении услуги по сравнению с образовательной ссудой.

Анализ целей оформления кредитов наличными показал, что чаще всего потребители берут кредиты на одну из самых затратных статей расходов в бюджете любого россиянина – ремонт (30% среди всех ответивших). Второе место по распространенности занимает покупка бытовой техники – на нее приходится почти треть всех кредитов наличными. На третьем месте оказалась покупка автомобиля, уступившая лишь пол процентных пункта по популярности покупке бытовой техники.

Диаграмма №2: Для какой цели вы брали кредит наличными?

2.jpg

В ходе исследования также были выявлены статистически значимые отличия в поведении мужчин и женщин – мужчины  более склонны брать кредиты наличными на дорогостоящие покупки, такие как покупка недвижимости или строительство. Кроме того, мужчины значительно чаще, чем женщины оформляют кредиты и на покупку бытовой техники (см. диаграмму №3).  Вероятно, это связано с тем, что во многих российских семьях серьезные финансовые решения принимаются именно мужчинами.

Диаграмма №3: Для какой цели вы брали кредит наличными? Распределение в зависимости от пола респондентов.

3.jpg

Также эксперты компании Profi Online Research обнаружили, что люди старшей возрастной категории (45 лет и старше) в большей степени склонны ездить в отпуск в долг по сравнению с респондентами других возрастов. Среди респондентов 45 лет и старше 18% оформляли кредиты наличными на отпуск, а среди представителей других возрастов  таких примерно в 2 раза меньше (31-45 лет -7%, 21-30 лет - 8%). В то же время россияне младше 30 лет чаще празднуют свадьбу в долг - 8% взявших кредит на свадьбу в возрасте 21-30 лет против 1% 31-45 лет и 4% 45 лет и старше.

Диаграмма №4: Для какой цели вы брали кредит наличными? Распределение в зависимости от возраста респондентов.

4.jpg

Стоит отметить, что цели оформления кредита наличными варьируются в зависимости от региона проживания респондента. Так, жители Москвы и Московской области (МО) чаще берут кредиты наличными на относительно дорогостоящие покупки и услуги по сравнению с жителями региональных городов. Например, осуществление ремонта (36% в Москве и МО против 29% в регионах), на покупку недвижимости или строительство (12% против 10%) и на свадьбу (7% против 5%). А жители региональных городов значительно чаще берут займы на покупку бытовой техники (28% против 23%), отпуск (10% против 3%), покупку мебели (9% против 5%), лечение (4% против 1%) и образование (2%). Тогда как жители Москвы и МО практически не оформляют кредиты наличными на оплату образования.

Диаграмма №5: Для какой цели вы брали кредит наличными? Распределение в зависимости от места жительства респондентов.

5.jpg

Исследование продемонстрировало, что высокодоходная аудитория (с доходом 80 тыс. рублей и выше) значительно чаще берет кредиты на покупку недвижимости и строительство чем те, чей совокупный месячный доход ниже (22% против 6% с доходами менее 25 тыс. рублей), а также на покупку автомобиля (33% против 25%) – см. диаграмму №6.

Группа респондентов с низкими доходами (менее 25 тыс. рублей) чаще других групп приобретает в кредит товары и оплачивает услуги первой необходимости. Например, покупает бытовую технику (32% против 17% с доходами выше 80 тыс. рублей), осуществляет ремонт (34% против 28%), оплачивает отпуск (10% с доходами менее 25 тыс. рублей, тогда как аудитория с доходами более 80 тыс. рублей практически не оплачивает отпуск в кредит).

Диаграмма №6: Для какой цели вы брали кредит наличными? Распределение в зависимости от доходов респондентов.

6.jpg