Собственно говоря, под таким простеньким названием могла бы выходить каждая вторая моя колонка. А что делать, если количество органов, организаций и отдельных лиц, желающих разнообразить жизнь кредитных организаций путем совершенствования законодательства и нормативной базы, не уменьшается, и активность их только растет?

Больше всего, наверное, достается составителям банковской отчетности. Их любимый документ, Указание № 2332-У,  само по себе является литературным произведением нереальной глубины, наполненным намеками и недосказанностями, вторыми и третьими смыслами, перекрестными ссылками и противоречиями. А если учесть объем Указания, а также количество, качество и периодичность вносимых в него изменений, да еще прибавить сюда четыре-пять других нормативных актов, касающихся отчетности (Инструкции № 110-И, 124-И, Положения № 215-П, 342-П и другие), то придется признать: «отчетникам» в банках скучно не бывает.

Дальше идут бухгалтера. Казалось бы, что нового можно придумать в бухгалтерском учете, изобретенном полтысячи лет назад? Оказывается, очень даже многое – от новых символов отчета о прибылях и убытках до новой концепции бухгалтерского учета. Поэтому и изменения в Положение № 302-П вносятся постоянно, хотя и не так часто, как в документы о составлении отчетности.

Бронзу (а может, и серебро – тогда бухгалтерам достанется третье место) на этом пьедестале я бы отдала рисковикам. Точнее, тем банковским работникам, которые занимаются резервами на возможные потери.

Дальше идут с небольшим отрывом борцы с легализацией преступных доходов. В их нормативную базу Центральному Банку сложнее вносить качественные изменения – все-таки основной документ, Федеральный закон № 115-ФЗ, не в его компетенции. Зато на поле подзаконных актов ПОД/ФТ, а особенно документов ненормативного характера – писем, разъяснений и методических рекомендаций – банковский регулятор резвится вовсю. Если же принять во внимание наличие на этом пастбище еще одного регулятора, ФСФР, которая тоже не дремлет в последнее время, то антиотмывальщики вполне могут претендовать на место в тройке лидеров по скорости обновления своей нормативной базы.

Теперь вот очередь дошла до специалистов по налогообложению. Здесь свои особенности: если изменения вносятся в Налоговый кодекс, то их, как правило, очень много. И тот документ, о котором сегодня пойдет речь, - идеальная к сему иллюстрация.

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросах налогового администрирования» вчера опубликован в «Российской газете».

В своем младенчестве, осенью 2009 года, законопроект № 269777-5 был гораздо короче, касался только Налогового кодекса и только в части урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов. Проведя в Государственной Думе, как и положено, девять месяцев, на свет в виде закона появился документ, охватывающий множество других вопросов налогообложения и налогового администрирования (что, собственно, нашло отражение и в его названии).

Основной объем поправок относится, как и предполагалось, к урегулированию задолженности налогоплательщиков перед бюджетом. Изменения здесь в основном благоприятны для налогоплательщика. В частности, усовершенствован порядок предоставления отсрочек и рассрочек по налогам и сборам; разрешено изменять сроки уплаты по штрафным санкциям; уточняются основания для предоставления инвестиционного налогового кредита; усовершенствован порядок постановки на налоговый учет.

Более широко будут применяться после вступления в силу соответствующих статей Закона электронные формы документов – в частности, при взаимодействии банков с налоговыми органами. Допускается составление в электронном виде счетов-фактур «по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком» (банкам, может, это не так уж важно, а вот клиентам должно понравиться).

Есть и неприятные новости. Значительно (в разы) увеличиваются штрафы за разнообразные налоговые шалости – нарушение порядка постановки на учет, непредставление налоговой декларации, нарушение правил учета доходов и расходов и другие.

А теперь – внимание, бухгалтер! С 1 января 2011 года до 40 тысяч рублей повышается минимальная стоимость амортизируемого имущества. А это повод пересмотреть и Учетную политику в части бухгалтерского учета основных средств.

Чрезвычайно затейливо теперь будет выглядеть статья 269 НК РФ, описывающая порядок признания процентных расходов. Теперь этот порядок будет зависеть от периода, в котором признаются расходы: на 2010, 2011 и 2012 годы установлены особые правила.

С трех до десяти миллионов рублей возросла предельная сумма дохода от реализации, при которой можно платить квартальные авансы по налогу на прибыль.

Ряд поправок касается уплаты НДФЛ, госпошлины, транспортного и земельного налогов.

Но что мне нравится больше всего, так это изменения в статью 76 части первой Налогового кодекса:

в пункте 9.2:

дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:

«В случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.»

И это только часть изменений, внесенных в Налоговый кодекс. Кроме НК, изменения вносятся и в другие документы – Закон «О налогах на имущество физических лиц», Бюджетный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и др.

Закон № 229-ФЗ вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие.

Одним словом – хватит скучать, дорогие налоговики. Труба зовет!