В апреле российский автомобильный рынок впервые за полтора года показал «положительную температуру»: согласно данным аналитического агентства «Автостат», было продано почти на 21% больше автомобилей, чем за апрель 2009-го. По сравнению с мартом 2010-го рост составил более 30%. В мае тенденция сохранилась: как отмечает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), авторынок вырос на 31%. Правда, это на 3,3% ниже апрельского взлета, что можно объяснить майскими праздниками и меньшим количеством рабочих дней.

Если в кризис одной из главных причин обвала автомобильного рынка было отсутствие спроса, то теперь рост продаж зачастую сдерживает недостаточное количество автомобилей: дилеры оказались не готовы к восстановлению спроса, образовался дефицит, отмечают аналитики «Автостата».

Вряд ли автомобильный рынок сможет восстанавливаться так же быстро, как падал. По сравнению с докризисным маем 2008 года, в минувшем месяце автомобилей было продано на 43,8% меньше. Однако положительная тенденция есть. А учитывая российский менталитет, можно сказать наверняка: многие граждане, почувствовав робкий запах стабильности и уверенности в завтрашнем дне, ринутся менять «железных коней».

В чем особенность российского менталитета? В том, что в нашей стране уже который год наблюдается автомобильный культ: люди могут ютиться в однокомнатных «хрущебах», но ездить при этом на «лексусах», «инфинити» и тому подобных статусных авто. Пусть даже иногда на бензин не хватает…

Во втором полугодии 2010-го продажи автомобилей выйдут «в плюс» по отношению к прошлому году, считают в АЕБ. По мнению специалистов ассоциации, способствовать этому будет и продление утилизационной программы, и продажи иномарок, заказанных ранее дилерами.

Автокредитный рынок оживает следом. Причем конкуренция здесь обещает быть еще более жесткой, чем до кризиса. Все больший вес будут иметь финансовые структуры автопроизводителей. Если прежде они присматривались и «пристреливались», то теперь – самое время во весь голос заявить о себе, что они и делают. Независимым от автопрома банкам остается не так много места для маневров, хотя пока еще бороться есть за что.

Кредитный бум, разразившийся до кризиса, сегодня дает хорошую почву для размышлений: автомобили, купленные 3-4 года назад, сейчас будут все активнее продаваться, и не по самой низкой цене. Купить пусть даже подержанную иномарку на собственные средства позволит себе не каждый. Соответственно, кредиты на приобретение авто с пробегом станут развиваться более активно, чем это было в 2007-2008 годах. И здесь основными игроками окажутся универсальные банки – «приавтопромовским» финансовым структурам данный сегмент не очень-то интересен.

Для потребителя покупка подержанного автомобиля в кредит имеет и минусы и плюсы. Главный недостаток – ограниченность в выборе: далеко не каждую машину банк согласится принять в качестве залога. Но в этом же заключается плюс: у заемщика значительно меньше шансов приобрести «кота в мешке». Речь не только о «перевертышах» и «утопленниках», но и о тех машинах, за которые прежние владельцы еще не расплатились с кредитором. Покупая авто с рук и не имея никаких возможностей для проверки, есть риск обзавестись кредитной машиной. Единой базы заложенных авто до сих пор не существует.

Любопытный парадокс: сегодня один из лучших способов застраховаться от приобретения кредитного автомобиля – купить машину, заведомо зная о ее «залоговой сущности». Речь идет о покупке авто, выставленных на продажу заемщиками кредитных организаций – с целью погасить задолженность. Подобные программы стали довольно активно предлагаться с приходом кризиса и продолжают действовать сейчас.