Если вы подумали, что мы про всеобщую интернетизацию нашей страны, то вы ошиблись. Мы о том, как банкам осуществлять платежи по банковской карте через Интернет.

А при чем же тут старушки, спросите вы? А банковская карта действительно уже не молода, хотя зачастую выглядит очень даже гламурно. Годом ее рождения можно считать 1946 год, когда банком в Бруклине была эмитирована первая банковская платежная карта. И все это время объем расчетов по картам только растет, и вот теперь они уже завоевывают Интернет. Судя по мировой статистике – очень успешно. А как дело обстоит у нас?

Про карты

Рынок пластиковых карт развивается в России стремительно. Всего лишь 5-10 лет назад наличие банковской карты в кошельке было для россиянина в диковинку, а сегодня уже многие наши соотечественники являются счастливыми держателями такой карты, а зачастую – не одной. Несмотря на консерватизм россиян, люди постепенно привыкают пользоваться этим инструментом платежа. Особенно это заметно в сегменте граждан со средними доходами и выше. Кроме того, за последнее десятилетие   российские банки успешно освоили розничное и ипотечного  кредитование, и нередко кредиты выдаются с помощью банковских карт.

Оплата по карте становится повсеместной нормой в крупных городах. Для покупателей это удобно, потому что не нужно носить с собой большие суммы наличных денег, при этом не отказывая себе в совершении крупных покупок. Продавцам это даёт возможность привлечь большее количество покупателей и стимулировать продажи. Эксперты говорят, что средний чек, оплаченный наличными и картой в одной и той же торговой точке отличается на 40 % - по карте больше.

Потенциал рынка карточных платежей в России огромен. Согласно статистике агентства MForum Analytics, 49% банковских карт в России в 2009 году не использовались совсем. Всего, по данным агентства, на конец второго полугодия 2009 года в пользовании населения находилось 125,9 млн. банковских карт (по состоянию на 1 апреля 2010 года – уже 128,619 млн.). Иными словами - примерно половина карт (62,0 млн. штук в 2009 году) у нас в стране лежат мертвым грузом и ждут своего звездного часа, т.е. когда их владельцы наконец сообразят, что это не просто кусок пластика, а удобный платежный инструмент. Не говоря уже о том, что остальная половина карт тоже используется далеко не так активно, как в развитых странах.

Постепенно доля активных карт, конечно, растет. За прошедший год она выросла с 49% до 51%. По этому показателю карты лидируют Москва и МО и Поволжье. Ниже приводится несколько диаграмм, которые характеризуют распределение и проникновение банковских карт по разным федеральным округам.

1.jpg

2.jpg

3.jpg

4.jpg

Из этой статистики напрашивается простой вывод - рынку платежей по картам в России еще расти и расти. И он растет. И растет не только вширь (по объемам), но и, так сказать, – вглубь. Т.е. получают развитие различные виды платежей картами. Самый динамично развивающийся из них - Интернет-платежи.

Спрос тоже растет

Большинство российских банков сегодня увеличивают эмиссию карт и расширяют спектр услуг. Лидерами являются Сбербанк, Citibank, Росбанк, ВТБ24, а также несколько крупных зарубежных и российских банков, имеющих развитую филиальную сеть. Активное развитие карточных проектов и стремительный рост онлайн платежей привели к повышению спроса на услуги Интернет-эквайринга со стороны и банков, и небанковских организаций.

Большинство банков предоставляет услуги «наземного эквайринга» силами собственных процессинговых центров, но как только речь заходит об Интернет-эквайринге, банки сталкиваются с определенными трудностями, как то: необходимость  доработки функционала под специфические нужды Интернет-торговцев, необходимость создания сложных веб-интерфейсов, и самая главная задача – противодействие Интернет-мошенничеству, что требует большого опыта. Как правило, любые изменения программного обеспечения выполняются вендорами банковского программного обеспечения небыстро и сильно бьют по карману.

Кто участники

Как известно, в процедуре проведения Интернет – платежа при помощи карты (Интернет –эквайринге) участвуют Интернет-магазин, банк-эквайер операции (банк, проводящий расчеты по картам), банк эмитент (выпустивший карту) и платежная система. Технологическим связующим звеном между участниками являются процессинговые центры (или процессинговые компании). Роль этого звена может играть подразделение  банка–эквайера, но в подавляющем большинстве случаев банки отдают этот сервис на аутсорс процессинговым компаниям.

В части проведения платежей через Интернет, такие компании называются IPSP - Internet Payment Service Providers. Почему банкам удобнее отдать такой сервис на аутсорс? Казалось бы – если есть банки, которыми сами осуществляют Интернет – эквайринг, такие, как Альфа-банк, Росбанк, ВТБ 24, Райффайзенбанк, ТрансКредитБанк, то почему же остальные банки, которые осуществляют (или планируют осуществлять) Интернет-платежи по картам, не торопятся тоже заняться этим?

Эксперты считают, что высокие риски и невысокая доходность на рынке Интернет-эквайринга приводят к тому, что количество банков, оказывающих соответствующие услуги, сильно ограничено. Если учитывать, что на сегодня в России работают около тысячи банков, имеющих право осуществлять банковскую деятельность, то те несколько банков, осуществляющие Интернет-эквайринг, не составляют даже и одного процента от общего количества. Но стоит отметить, что на американском карточном рынке таких банков в процентном соотношении еще меньше. То есть наша статистика – это не случайность и не болезнь роста. Этот сервис действительно интересен малому числу банков.

Необходимое, но не достаточное

Для оказания услуги Интернет-эквайринга банку необходимо сделать следующие шаги: получить лицензию на эту деятельность и внедрить специализированные технологии обеспечения информационной безопасности транзакций как минимум от двух крупнейших международных платежных систем – Visa и MasterCard.

Однако нельзя забывать про риски, возникающие при осуществлении Интернет-эквайринга. Согласно требованиям всех крупнейших международных платежных систем ответственность за погашение финансовых обязательств в случае выставления чарджбэков и штрафов несет продавец товара или услуги. Но если средств торгово-сервисного предприятия недостаточно для погашения обязательства, ответственность практически во всех случаях несет именно банк-эквайер. В свою очередь, если банк отказывается от возмещения средств, то он рискует испортить отношения с международными платежными системами и ставит под удар свой торговый эквайринг. Очевидно, что ни один банк не захочет пойти на такой конфликт.

Что делать?

Большинство банков, которые инициируют проекты Интернет-эквайринга, склоняются к аутсорсу, то есть подбирают компанию–подрядчика, которая специализируется на этой деятельности.

На что нужно обращать внимание, если перед банком встает такой выбор?

Прежде всего, конечно, на опыт. Лучше, если у компании есть существенный опыт не только на российском, но и на зарубежном рынке электронной коммерции. Желательно, чтобы деятельность такого подрядчика не только соответствовала международным стандартами безопасности (что обязательно), но также, чтобы у него были свои разработки по противодействию Интернет-мошенничеству.

Кроме того, в компании должен быть собственный штат разработчиков, оперативно реагирующих на запросы клиентов. Некоторые из таких компаний предоставляют услуги собственной профессиональной службы клиентской поддержки и колл-центра для держателей карт, что конечно, очень удобно как для банка, так и для его клиентов.

Если подрядчик выбран банком в соответствии с данными требованиями, то выгоды для банка очевидны.

Фактически такая компания выступает «внешним» департаментом Интернет-эквайринга для банка, занимается поиском клиентов, занимается предварительной оценкой соответствия бизнеса клиентов политике банка, снижает риски по операциям с картами в Интернете, предоставляет весь комплекс услуг технического характера клиентам банка, и, как это ни странно, все это – бесплатно. Потому что комиссия берется с Интернет-торговцев. Которые, кстати, тоже имеют свои плюсы - получают защиту от мошенничества, возможность изменять дизайн платежных интерфейсов, онлайн доступ к информации по платежам, поддержку своих клиентов - весь комплекс услуг, который сам банк не в состоянии им обеспечить.

В результате получается, что передача банком Интернет-эквайринга на аутсорс – это тот редкий случай, когда в выигрыше остаются все участники процесса.