В последнее время финансовые институты, представители властей и даже регулятор говорят о том, что Россия требует очень масштабных вливаний. Особенно в свете объявленного президентом РФ Дмитрием Медведевым курса на модернизацию экономики. При этом ни у внутренних частных инвесторов, ни у банков и других участников финансовой системы страны, ни даже у государства нет готовности к таким объемам инвестирования. У коммерческих организаций и населения просто нет столько средств, а государство занято более важными задачами – реальный сектор и регионы все еще требуют антикризисной помощи. Потому взгляд обращается на Восток или на Запад. В общем, все равно куда – лишь бы привлечь иностранные «длинные» деньги.

Для этого делается все, что только можно. Чтобы повысить инвестиционную привлекательность России, принимаются всевозможные законы, касающиеся интеллектуальной собственности, модернизации отечественной экономики, иностранных инвестиций и обращения иностранных ценных бумаг на отечественных площадках. Выстраивается механизм национальной платежной системы. Создается мировой финансовый центр в рамках России. Сократилось число лицензируемых видов деятельности, снялись ограничения по перемещению капитала, открыт допуск инвесторов в стратегические отрасли, стали более прозрачными процедуры проведения проверок со стороны контролирующих органов. Кроме того, принимаются разного рода меры по налоговому стимулированию потенциальных инвесторов – завершается построение амортизационной политики государства, направленной на внедрение инноваций, вводятся существенные налоговые льготы для высокотехнологичного бизнеса.

По словам Сергея Миронова председателя Совета федерации, лидера партии "Справедливая Россия", «российские власти и далее будут принимать все меры для улучшения инвестиционного климата, для повышения инвестиционной привлекательности страны». В первую очередь, нужно повысить доверие инвесторов, укрепить позитивный имидж России. «Совместными силами мы должны сделать нормативную базу более прозрачной для иностранных инвесторов», - заявил председатель Госдумы Борис Грызлов в рамках своего приветственного обращения к участникам международной конференции «Зарубежные и российские инвестиции: проблематика, привлечение, защита». По его словам, важен комплекс факторов: человеческий фактор и общественные институты. Также нужно понимать, что на каждом бизнесмене, на каждом банкире, на всех других участниках финансовой системы лежит ответственность за инвестиционный климат в стране, за то, как выглядит Россия в глазах иностранных партнеров, готовых вложить большие средства в нашу экономику.

Проблемы

Согласно прогнозам Минфина России, восстановления общего притока зарубежных инвестиций на докризисный уровень можно ожидать уже к 2011 году. В ближайшее время за привлечение внешних активов между государствами развернется серьезная конкурентная борьба. Именно поэтому задуматься о создании комфортных условий для иностранных инвесторов правительство РФ предлагает уже сейчас.

«Прошедшие два года были сложными не только для России, но и для большинства стран мира, - рассказывает Рафгат Алтынбаев, председатель комитета Совета федерации по делам федерации и региональной политике. – Однако, в условиях финансового кризиса, приток иностранных инвестиций в страну не прекратился». Так, прямые иностранные инвестиции в российскую экономику (прямое вложение средств в конкретные проекты) на 2009 год составили более $104 млрд. Прирост за год составил около $45 млрд. по сравнению с $73 млрд. в аналогичном периоде 2008 года. По словам Алтынбаева, одна из основных причин роста прямых инвестиций в том, что российское государство даже в самое трудное время уделяло первостепенное внимание этому вопросу. Сейчас поставлена задача за 4 года сделать экономику страны инвестиционно привлекательной.

Стимулирование инвестиций включено в ключевые задачи экономического развития России на самом высоком уровне. Портфельные иностранные инвестиции (приобретение ценных бумаг компаний) в 2009 году составили $12 млрд., однако произошло их небольшое снижение. Хотя, оно ниже, чем в 2008 году. Это, по мнению Рафгата Алтынбаева, свидетельствует о снижении активности иностранных инвесторов в России на фоне общего падения объема инвестиций в мировую экономику. «К сожалению, это неизбежное следствие кризиса. Поэтому для нас сегодня основной задачей является восстановление интереса иностранных инвесторов к вложению средств в российскую экономику. Нужно заявить, что тот, кто придет к нам сегодня со своими инвестициями получит экономические преимущества перед инвесторами, которые придут завтра», - пояснил Алтынбаев. Ведь только на реализацию ключевых проектов по модернизации экономики нужно 620 млрд. рублей ($20 млрд.). В долгосрочном же плане инвестиции вообще неизмеримо велики. Поддержание процесса будет требовать постоянного притока средств.

«Перед нами стоит задача стимулирования зарубежных инвесторов, которые могут вложить средства, - рассказывает Рафгат Алтынбаев. – Они получат не только экономические прибыли, но и политические дивиденды. Наша задача - повысить вложения в высокотехнологические сектора нашего рынка». Задачи повышения инвестиционной привлекательности — использование своих конкурентных преимуществ. Сейчас в России создана база по созданию экономических зон, кластеров, в которых будут использоваться инновационные инструменты. Примеров тому много – Приморский край, Хабаровский край, Ульяновская область, Липецкая область, Самарская область (город Тольятти). По словам Алтынбаева, в регионах есть желание и возможности для привлечения иностранного капитала. И есть уже примеры успешного взаимодействий с 25 странами мира.

По словам Роберта Абдуллина, почетного президента World Organization of Creditors (WOC), привлечение иностранных инвестиций не является автономным процессом. В первую очередь, их объем зависит от макроэкономических показателей страны. «ВВП и размер внешних долговых обязательств, а также резервы подверглись влиянию кризиса, - рассказывает Абдуллин. - Центробанки многих стран вынуждены были скорректировать регулирование, в том числе за счет сокращения свих золотовалютных резервов». При этом кризис затронул все рынки – и сложившиеся, развитые, и перспективные развивающиеся. В США, например, уровень долгов близок к критическим 100%, а в некоторых странах Евросоюза и того больше. Принципиально иная картина на развивающихся рынках. Благодаря беспрецедентной емкости рынка, к примеру, в Китае отмечается сбалансирование ВВП и долговых обязательств страны. То же самое можно сказать об Индии, Бразилии и Южной Корее.

По мнению Роберта Абдуллина, не может не порадовать прогноз Международного валютного фонда (МВФ) о росте ВВП в России. Так, 11 мая МВФ объявил о пересмотре прогнозов темпов роста ВВП России в сторону повышения. Новый прогноз МВФ на 2010 год — 4% (ранее предполагалось 3,5%) при инфляции в 7%. При этом, согласно прогнозу МВФ, ВВП стран с переходной экономикой, включая Бразилию и Россию, вырастет в этом году на 6,3%, что почти втрое превысит темпы экономического роста развитых государств, притом, что рост мирового ВВП ожидается на уровне 4,2%.

В целом, такие прогнозы обнадеживают. Россия по объему привлечения прямых иностранных инвестиций опережает Бразилию и Индию. К сожалению, на инвестиционную привлекательность страны влияют не только макро-показатели. В случае с Россией, по мнению Абдуллина, негативно отражаются такие факторы, как низкое качество управления, коррупция, чрезвычайное административное регулирование.

Тем не менее, власть в России готова к диалогу с иностранными партнерами. Об этом неоднократно говорили Дмитрий Медведев, Владимир Путин и главы министерств. Скорректировано под инвесторов законодательство, отработано по налогам субсидирование ставок, проведена серьезная подготовка на региональном уровне. По словам почетного президента WOC, здесь нужна двусторонняя работа. Иностранным партнерам следует учитывать специфику российского бизнеса, а нашему государству нужно поспособствовать притоку инвестиционных денег. К примеру, можно создать на уровне субъектов страны некие органы, которые бы занялись привлечением инвестиций. «Нужно сформировать инвестиционный портрет страны, - подытожил эксперт, - и предотвращать какое-либо неисполнение обязательств перед иностранными партнерами. На каждом бизнесмене лежит ответственность за сохранение имиджа».

Решения

В России сейчас идет мощный законотворческий процесс. Законодатели формируют рыночную экономическую среду. По словам Евгения Федорова, за последние два года принят целый комплекс мер налогового стимулирования инвестиций. «Но требуется принципиально новая экономическая среда, новая модель, - рассказывает депутат. - Нужно снять барьеры в отношении сложных рынков. У нас идет нестыковка инструментария. К примеру, в российском законодательстве отсутствует понятие информации как вида интеллектуальной собственности. Те же патенты у нас стоят 8 тыс. рублей, а в Германии - 40 тыс. евро».

По оценкам комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, необходимая правовая база требует переработки 109 законов и принятия десятка новых. Только тогда российское законодательство в области высокой экономики синхронизируется с законодательством других стран. «Тип российской экономики сырьевой, потому интеллектуальная собственность, высокотехнологичный бизнес у нас отстает от той же Америки в 100 тысяч раз, - рассказывает Евгений Федоров. - Реализация системных мер позволит увеличить прикладной научный бизнес. Этот рынок можно оценить сейчас в 150 млрд. рублей в год. Запуск соответствующих показателей повысит емкость рынка до 10 трлн. рублей в год. Это 20-30% ВВП. Именно там будут самые крупные капиталы, которые сконцентрируются вокруг высоких технологий и интеллектуальной собственности».

Таким образом, Россию ждет трансформация экономики, в первую очередь, промышленности. Европа прошла этот этап 20-30 лет назад. В России же планируется реализовать метаморфозы в течение десятилетнего периода. «Вместо моногородов в России должна быть компактная промышленность на базе современных технологий и роботов, с небольшой численностью работников и высокой производительностью труда. Это – так называемые постиндустриальные предприятия», - говорит Евгений Федоров.

Россию, по словам депутата, ждет развитие рынка технологий, укрепление институтов прав собственности. «Экономика сырьевого типа предполагает низкую защиту прав собственности, этот вопрос не стоит для компаний сырьевого типа, но стоит перед инновационными компаниями. Это тоже предполагает модернизацию нормативной базы, - поясняет Евгений Федоров. - Инструменты придется развивать, возвращать. Тот же закон о патентах. Это потребует реформирования и судебной, правоохранительной систем, и регистрационной базы».

По словам депутата, уже принято достаточно много правильных законов («Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О концессионных соглашениях», «Об особых экономических зонах», о «Банке развития и внешнеэкономической деятельности»). Далее же будет идти работа над снижением барьеров при строительстве объектов, подготовительный цикл которых не должен быть более 6 месяцев, а также принятие законопроекта о деятельности особых экономических зон, где можно будет повысить приток инвестиций. «Предполагаем, что механизм заработает со следующего года», - отметил депутат. Кроме того, законодатели будут усиленно создавать в стране конкурентную среду и повышать эффективность государственных инвестиций. В частности, завершится реформа тарифной политики, переход на долгосрочное тарифообразование (до 5 лет). «Это позволит инвесторам прийти в сферу ЖКХ, они увидят там не риски, связанные с постоянным изменением тарифов, а долгосрочное и четко выстроенное регулирование», - уверен Федоров.

По словам Лианы Пепеляевой, депутата, заместителя председателя комитета Госдумы по финансовому рынку, последнее время финансовое законодательство России формировалось под воздействием мировой реакции на кризис. Банковская система пережила сильный удар. Ситуацию удалось поправить, но это потребовало масштабных финансовых вливаний. По словам Пепеляевой, в 2008 году государство направило на борьбу с кризисом более 1 трлн. рублей (2,6% ВВП), в 2009 году и того больше - 1,8 трлн. рублей. «В 2008 году из всей суммы 785 млрд. только ушло на поддержку финансовой системы и всего 300 - в реальный сектор. В 2009 году же в банковский сектор пошла всего треть всех выделенных средств, остальное поступило в реальный сектор и в регионы в качестве антикризисной помощи», - комментирует Лиана Пепеляева.

По словам депутата, дальнейшие прогнозы по банковскому сектору весьма оптимистичны. «На 1 апреля процент плохих долгов немного больше 5%, - говорит Пепеляева. - Но это не такая плохая ситуация. Было много пессимистичных прогнозов. Год показал, что они не оправдались. Мы считаем, что банки могут сами справиться с проблемой плохих долгов. Да, от кредитных организаций поступает много предложений, по всяким механизмам помощи, но мы считаем, что проблема разрешима своими силами и угрозы для банковской системы нет».

В целом, Россия имеет хорошие макроэкономические показатели. Инфляция падает. ЦБ понижает ставку рефинансирования. Вслед за этим становятся доступнее потребительские и ипотечные кредиты. По словам Пепеляевой, по ипотеке средняя ставка сейчас составляет 10-12%, по потребительским кредитам – порядка 20%. Показатель золотовалютных резервов в размере $450 млрд., вообще, самый высокий среди развитых стран.

Уже много законов принято для развития инвестиционной активности в России. Но «мощный законотворческий процесс» должен продолжаться и далее. По словам Лианы Пепеляевой, вскоре Госдума рассмотрит во втором чтении закон об инсайде, отсутствие которого представляет собой проблему для зарубежных инвесторов. «Должны поставить жесткую законодательную заслонку в этом плане. Закон сложный, касается многих субъектов, - рассказывает Пепеляева. – Мы дадим полгода, чтобы правила работы всех субъектов были приведены в соответствие с законом. И еще 3 года дадим для того, чтобы вступила в действие кара. Она достаточно серьезная, предполагает, в частности, уголовную ответственность». Кроме того, скоро будет решено, как выстроить национальную платежную систему, как регулировать оборот электронных денег, как регулировать микрофинансирование. Также депутаты не забывают и о более узких моментах, таких как платежные терминалы и деятельность банкоматов.

Что касается национальной платежной системы, то тут, по словам Пепеляевой, законодатели принимают решение, по какому пути мы должны пойти. «Есть, к примеру, опыт КНР, которая создала единого национального оператора. Там был введен запрет на выпуск кредитных карт других операторов, - рассказывает депутат. – Но это стало возможным, так как там минимальное проникновение международных платежных систем. Сейчас уже 1,5 млрд. карт национального оператора выпущено, платежная система вышла на международный уровень».

Есть и другой, европейский опыт. «Они пошли по пути снижения трансграничных издержек для потребителя, - говорит Пепеляева. – Они создавали единые условия для всех стран Евросоюза». По мнению Лианы Пепеляевой, нужно взять хорошее из той и другой системы. То есть единые правила для всех участников, открытый протокол для всех систем, но, при этом создать национального платежного оператора, который бы контролировал хранилище данных.

Другой важный момент, который стоит обдумать законодателям, - электронные деньги. Уже достаточно большое количество электронных «рублей» обращается на российском рынке. По словам депутата, сейчас должны быть разработаны правила регулирования таких операций. И, скорее всего, это будет синхронизировано с национальной платежной системой. В этих целях также, вероятно, будет принят закон об электронной цифровой подписи. В целом, по мнению Пепеляевой, финансовый центр в стране «мы создадим и законодательную базу сделаем».

Опыт

Есть выражение: «Кто первый встал – того и тапки». Оно хорошо применимо к иностранным инвестициям. Некоторые регионы в России уже хорошо поняли, что нужно спешить, требуется эффективно работать со всеми – банками, государством, иностранными инвесторами – для развития своей локальной экономики. Показательный пример тому – Калужская область. Регион не попал в число «счастливчиков», прописанных в законе об особых экономических зонах. Но власти Калужской области решили действовать самостоятельно. С помощью кредитных средств Внешэкономбанка они создали ряд кластеров, тех же самых особых зон, в которых созданы все условия для работы крупных иностранных производителей.

По словам Владимира Потемкина, заместителя губернатора Калужской области, спасение утопающих — дело рук таких утопающих. Так, правительством региона было создано агентство регионального развития, которое консультировало потенциальных инвесторов и занималось привлечением, в том числе, зарубежных инвестиций. При этом для бизнеса в Калуге и области просто не существует административных барьеров. Таким вот образом сейчас в Калужской области функционирует автомобильный кластер, где работают Heugeot-Citroen, Volvo, Renault, Mitsubishi, Volkswagen. Есть еще фармацевтические кластер (Хемофарм, БерлинХеми) и другие.

«Собственного финансирования на такие масштабные проекты нам не хватило, - рассказывает Владимир Потемкин. – Мы взаимодействуем с Внешэкономбанком (ВЭБ). Мы получили 5,7 млрд. рублей на срок 10 лет кредита под госгарантию правительства Калужской области. Это целевое кредитование контролируется ВЭБом». Потемкин призвал другие банки обратить внимание на опыт Калужской области. Ведь только Volkswagen создал в регионе 10 тыс. рабочих мест.

«Одним из факторов, оказывающих негативное влияние на инвестиционный портрет России, является высокое количество неисполненных долговых обязательств. Из всего объема просроченных кредитов около трех четвертей приходится на предприятия реального сектора экономики, а примерно четверть – на долю заемщиков–физических лиц», - сказала Екатерина Капустина, президент WOC. В связи с этим необходимо принять законопроект «О регулировании деятельности по взысканию долгов». До сих пор регулирование подобных вопросов осуществляется на основании Гражданского и Уголовного кодексов РФ.

Таблица №1: «Приток иностранных инвестиций в экономику России».

Год Объем прямых иностранных инвестиций за год, $ млрд. Прямые иностранные инвестиции за год по отношению к ВВП,%
2010 (прогноз) 20,3 1,5
2009 44,9 3,6
2008 70,3 4,2
2007 55,1 4,3
2006 29,7 3,0
2005 12,9 1,7
2004 15,4 2,6

Источник: WOC по данным МВФ, Росстата и Минэкономразвития РФ

Таблица №2: «Приток иностранных инвестиций в страны БРИК».

Год Китай Индия Бразилия
$ млрд. % от ВВП $ млрд. % от ВВП $ млрд. % от ВВП
2009 105,1 2,5 33,0 2,7 22,6 1,5
2008 108,3 2,5 41,6 3,5 45,1 2,9
2007 83,5 2,5 25,1 2,3 34,6 2,6
2006 72,7 2,7 20,4 2,3 18,8 1,7
2005 72,4 3,2 7,6 1,0 15,1 1,7
2004 60,6 3,1 5,8 0,9 18,1 2,7

Источник: WOC по данным МВФ и ЮНКТАД