С этим согласились все участники круглого стола «Российские рейтинговые агентства лицом к рынку», который прошел недавно в офисе информационного агентства Bankir.Ru. На мероприятии собрались главы отечественных рейтинговых агентств. Участники круглого стола обсуждали такие актуальные для российского рынка рейтингования вопросы, как кодекс профессиональной этики, положение об аккредитации рейтинговых агентств при Минфине РФ, особенности строения рейтинговых шкал и единое виртуально-информационное пространство профессиональных рейтинговщиков

Осенью на портале Bankir.Ru планируется открыть специальный информационный раздел, в котором будут объединены все рейтинги нескольких крупных агентств, профессиональный кодекс этики российских РА и нормативные документы, затрагивающие эту отрасль. Пользуясь этой базой данных, можно будет проследить динамику присвоения рейтингов тому или иному банку разными РА, а также с помощью графиков соотнести по одной конкретной кредитной организации последовательность присвоения ей рейтингов разными РА.

Супермаркет рейтингов

Ян Арт, главный редактор Bankir.Ru, рассказал о задачах этого проекта: «Сейчас в теме рейтингования мы видим информационный поток, который очень труден для восприятия широкой аудиторией. Нет ни динамики, ни реальной возможности понять, что происходит на российском рынке рейтингования в целом и выделить основные тенденции в частности. А ведь это нужно огромному пласту людей, начиная со студентов экономических вузов и заканчивая профессиональными аналитиками».

Финансовому сообществу нужен «супермаркет» рейтингов, считает Ян Арт. Если данные рейтингов будут собраны в одном месте, упростится анализ и возможность сравнения. Это послужит обеспечению «прозрачности» работы рейтинговых агентств. Кроме того, появится возможность проследить своего рода рейтинговую историю игроков финансового рынка.

 «Шкалы РА разнятся, поэтому людям удобнее было бы иметь всю информацию в одном месте, чтобы получить возможность адекватно сравнивать рейтинги, присвоенные разными агентствами», - считает и генеральный директор Национального рейтингового агентства (НРА) Виктор Четвериков.

Кроме того, российским РА нужно единый ресурс, куда мог бы обратиться регулятор рынка, отметил Ричард Хейнсворт, руководитель агентства Русрейтинг. Через пять-десять лет единое информационное пространство российских РА может превратиться в ценный ресурс и приобрести совсем иной масштаб, предполагает Хейнсворт. Он уверен, что если новый ресурс получится удобным и многофункциональным, то он станет мощным информационным инструментом на финансовом рынке.

Пока в мире нет единого архива по рейтингам, отметил глава Русрейтинг. Организация полноценной базы данных рейтинговых агентств – сложная задача. Ведь есть сам рейтинг и его прогнозы, которые могут потом, как реализоваться, так и нет, объяснил Хейнсворт. Все это вместе составляет приличный массив данных, который трудно собирать и обрабатывать. Кроме того, у агентств есть множество видов различных рейтингов, которые составляются по разным признакам и заметно отличаются друг от друга. Так, например, рознятся рейтинги самих эмитентов и их бумаг.

Поэтому на Bankir.Ru сначала планируется собрать лишь данные о рейтингах, присвоенных исключительно банкам, но не их ценным бумагам. «Мы планируем начать с формирования архива рейтингов банков, а потом уже развивать базу по остальным видам рейтингов, например, добавить рейтинги страховщиков», - пояснил Ян Арт.

Кодирование этики

На круглом столе участники живо обсуждали не только вопросы формирования единого инфопространства, но и основополагающий для отрасли положение Минфина об аккредитации рейтинговых агентств.

«Рейтинговое агентство, претендующее на статус аккредитованного при Минфине РФ, должно придерживаться либо собственного кодекса корпоративной этики, либо публичного кодекса, совместно принятого крупнейшими агентствами», - рассказал генеральный директор рейтингового агентства AK&M Валерий Третьяков.

«Мы с самого начала хотели обустроить инфраструктуру рынка, поэтому были необходимы кодекс этики и стандарты РА, - пояснил Ричард Хейнсворт. - Международная организация комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions - IOSCO) давно создала свой кодекс. Поэтому многое при формировании российского кодекса этики РА было взято из этого документа».

На самом деле имел место некий симбиоз, добавил Третьяков. То есть некоторые положения взяли в переработанном виде из Базеля 2, а точнее из тех его частей, где есть требования к рейтинговым агентствам. К этому добавили положения из кодекса IOSCO, которые переработали с учетом специфики российского рынка. Ну и, конечно, в кодекс РА вошли те предложения, которые соответствуют лучшей практике участников российского рейтингового рынка, рассказал глава AK&M.

«Аккредитация при Минфине дает возможность напрямую взаимодействовать с государством. Мнение аккредитованных агентств будет учитываться чиновниками, - объяснил Валерий Третьяков. - При формировании законодательных актов Минфин будет туда прописывать рейтинги именно аккредитованных РА, как конкретные требования в тех или иных случаях».

Агентства беспокоит не столько сама аккредитация, сколько дальнейший порядок взаимодействия с чиновниками. Наиболее остро в этом процессе должна встать проблема сопоставления шкал агентств. Ведь значения рейтингов аккредитованных российских РА будут определяться Минфином и Федеральной службой по финансовым рынкам. С какими значениями наши рейтинги будут включаться в те или иные процессы – вот что важно, отметили все участники встречи.

Проблема в том, что не понятно как именно чиновники будут сопоставлять шкалы разных агентств. Ведь раньше сделать это без сбоев никому не удавалось. «Условные сравнения рейтингов международных РА, которые применяются за рубежом, не соответствуют реальным данным и полностью не совпадают, - рассказал Ричард Хейнсворт. - Тем более, не будут совпадать рейтинги российских агентств по сравнению с оценками западных РА, работающими на российском рынке». Международные РА не могут сравнить рейтинги друг друга, а на российском рынке при наличии иностранных и местных игроков, – это вообще невыполнимая задача, подтвердил Виктор Четвериков.

Однако выход из сложившейся ситуации есть. «В новом кодексе профессиональной этики были приняты три уровня, которые не включали жесткого сравнения по каждой отдельной букве, а там как раз были уровни максимальный (инвестиционный), средний (спекулятивный) и плохой (очень низкие рейтинги), - напомнил Виктор Четвериков. - При таком сравнении гораздо проще совмещать рейтинги». Буквы мы никогда не сопоставим, а вот объединить рейтинги в рамках нескольких уровней - возможно, считает глава НРА.

Нечем заменить

Сейчас на финансовом рынке бытует мнение, что привычная система кодификации рейтингов уходит в прошлое. Если это так, то будущее российских РА тоже туманно, а опасения по поводу проблем со сравнением шкал теряют смысл. Однако все участники встречи подтвердили, что эта идея ошибочно растиражирована СМИ, а кризис не отменял необходимость внешней, независимой оценки бизнеса.

«Европейский банк заявил, что не стоит слепо доверять международным РА, - подтвердил Виктор. Четвериков. - Но пока адекватной альтернативы на рынке их рейтингам нет». Не доверять только по той причине, то СМИ устроили анафему международным РА – это неправильно. Своя система риск-менеджмента, даже очень качественная, не отменяет для компаний необходимости получения внешних рейтингов, считает глава НРА. Кроме того, как отметил Четвериков, критическое высказывание Европейского банка было вырвано из контекста, в котором говорилось о проблемах, связанных с суверенными рейтингами стран, а не отдельных организаций.

Суверенные рейтинги европейских стран имели дополнительную «надстройку», так как считалось, что влияние Евросоюза благотворно влияет на устойчивость экономик стран-участниц. Отсюда трудности и несоответствия, считает Виктор Четвериков. Проблема суверенных рейтингов в том, что они оказывают заметное влияние на оценку компаний, находящихся в этой стране.

Система «потолка», который устанавливается суверенным рейтингом государства для организаций, не работает, согласились участники круглого стола. В России это стало очевидным еще в 1998 году, рассказывает Виктор Четвериков, когда страна была не готова платить по обязательствам, а, например, Газпром и Сбербанк оставались вполне кредитоспособными. Отдельные организации могут вполне оказаться крепче и устойчивей, чем государство в целом, напоминает Четвериков.

Международные РА говорили, что Сбербанку дадут рейтинг выше, чем рейтинг страны, продолжил эту тему Ричард Хейнсворт. В итоге рейтинг, превышающий суверенный, был присвоен только международным бумагам Сбербанка. Это не очень логично. Сбербанк для России имеет социальное значение: в этой кредитной организации лежат деньги миллионов вкладчиков, которые являются еще и избирателями. Поэтому власти не допустят нарушений Сбербанком своих обязательств, так что как раз перед иностранцами банку скорее уместно «дефолтнуть» в случае форс-мажора. Хотя, в любом случае речь о дефолте может вестись только гипотетически.

Не было бы счастья…

Кризис, принесший проблемы международным РА, для российских агентств стал, наоборот, поводом получить официальное признание государства. Когда Центробанк спасал российские кредитные организации от кризиса ликвидности, он воспользовался именно рейтингами российских РА, чтобы расширить возможности фондирования банков, обеспечив им более быстрый доступ к своим средствам. Правда, впоследствии ЦБ резко поднял планку рейтингов, при которой банк имел возможность получить рефинансирование.

По мнению Виктора Четверикова, последняя мера была излишней. «Отфутболить» нежелательного заемщика регулятор может любым способом, например, переводя банк в другую группу рисков без объяснения причин. «Рейтинги – это не формула, которую считают в одну секунду, а полноценный процесс, - объяснил глава НРА. - Быстрое изменение рейтингов непоправимо снизит их качество». Впрочем, по мнению Четверикова, учитывать рейтинги отечественных РА – все равно было очень удачным решением в рамках применения антикризисных мер. Именно оно стало спасательным кругом для многих небольших кредитных организаций, в том числе и региональных банков.

Валерий Третьяков так же считает, что та инициатива ЦБ стала революционным шагом для российского рынка рейтингования. Ведь до этого отечественные РА тоже работали для банков, но те заказывали им рейтинги скорее для поддержания имиджа и пиара, чем для достижения каких-то реальных экономических целей. Между тем рейтинги отечественных агентств имеют много плюсов. Как отмечает Третьяков, отечественные РА работают существенно быстрее, они ближе к клиентам и географически, и ментально, лучше осведомлены о специфике российского рынка.

Потерянная выгода

Российский рейтинговый рынок активно развивается, в том числе не только за счет банков, но и за счет клиентов из других сегментов финансового бизнеса. «Сейчас на российские РА обратили пристальное внимание управляющие компании, брокеры, организации, которые размещаются на финансовых рынках, негосударственные пенсионные фонды и даже регистраторы», - рассказал Виктор Четвериков. Конечно, это не значит, что все готовы иметь рейтинги, но все понимают, что этот инструмент нужен, подтвердил Ричард Хейнсворт. «Российским компаниям нужна внешняя оценка, - продолжил Четвериков. - Ее могут предоставить и аудиторы, но они делают это без оценки риска, в отличие от РА. А вот когда случается кризис, сразу остро встают вопросы, связанные с рисками».

Сейчас у нас есть официальное признание от ЦБ и Минфина, но назрели другие проблемы, отметил Ричард Хейнсворт. Раньше нужно было убеждать клиентов, что кредитные рейтинги - хорошая и нужная вещь. Теперь этот этап пройден, согласились участники круглого стола. Однако рынку пора развиваться дальше. Рейтинги должны приносить выгоду их обладателям, что станет следующим шагом в развитии российского рейтингового бизнеса.

То есть налицо проблема монетизация рейтингов. Так что российским РА надо ждать, когда на рынке установится какое-то более адекватное соотношение между российскими и международными агентствами. Аккредитация при Минфине должна сыграть в этом процессе ключевую роль, уверены участники круглого стола.

Хотя самого факта аккредитации недостаточно, чтобы процесс признания российских РА государством продвинулся вперед, считает Валерий Третьяков. Важно, чтобы после аккредитации последовало расширение списка нормативных документов, в которых используются рейтинги российских РА. Сейчас есть около полусотни нормативных актов, где фигурируют РА, но лишь в нескольких документах упоминаются именно российские рейтинговые агентства. После аккредитации российских агентств при Минфине РФ обязательно будет всплеск интереса, но нужно перевести это в практическую плоскость, уверены участники встречи. Особенно важно участие в этом процессе ФСФР. Эмитенты, которые выпускают бумаги на отечественную биржу, должны иметь рейтинги российских РА, считают главы агентств.