Итак, период действия льготного порядка формирования резервов на возможные потери по ссудам все же заканчивается 30 июня – такой вывод можно сделать из проекта Указания, размещенного на сайте Банка России в прошлый четверг.

Собственно, период действия Указания Банка России от 23 декабря 2008 года № 2156-У «Об особенностях оценки кредитного риска по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности», устанавливающего упрощенный порядок оценки качества обслуживания долга, и раньше был четко определен. Однако надежда на его продление какое-то время еще оставалась.

Дабы смягчить переходный период и избежать резкого падения капиталов банков на отчетную дату, регулятор предпринял определенные меры, которые излагаются в проекте Указания «Об особенностях оценки кредитного риска по отдельным выданным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности».

Как и было обещано, по ссудам, выданным до окончания срока действия Указания № 2156-У, порядок оценки риска остается прежним – правда, не по всем.

При оценке кредитного риска по ссудам банк может не изменять оценку качества обслуживания долга, проведенную в соответствии с Указанием № 2156-У, если на дату оценки отсутствует просроченная задолженность по основному долгу и (или) по процентам по данной ссуде.

Если же просроченная задолженность имеется, то оценка качества обслуживания долга производится в соответствии с общим порядком, установленным пунктом 3.7. Положения Банка России от 26 марта 2004 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».

По реструктурированным ссудам, а также по ссудам, направленным на погашение долга по ранее предоставленным этому же заемщику кредитам, оценка качества обслуживания долга, проведенная в соответствии с подпунктами 1.2. и 1.3. Указания № 2156-У, может не меняться, если на дату оценки:

- отсутствует очередная реструктуризация ссуды;

- заемщику не предоставлялась новая ссуда в целях погашения долга по ссуде, ранее предоставленной ему же;

- отсутствуют иные обстоятельства, требующие в соответствии с нормативными актами Банка России изменения оценки качества обслуживания долга по ссуде.

С просроченной задолженностью все понятно и, в общем, справедливо: как ни крути, а наличие просрочки есть показатель ухудшения качества обслуживания долга.

А вот в отношении реструктурированных ссуд и кредитов, выданных на погашение старых кредитов, имеется вопрос.

Что означает выражение «на дату оценки отсутствует очередная реструктуризация», если ссуда уже была хоть раз реструктурирована? «Старые» реструктуризации не в счет, и во внимание принимаются только «новые»? Тогда где граница между «старыми» и «новыми»?

По результатам обсуждения на Форуме сформировались следующие три варианта трактовки выражения «очередная реструктуризация» в рассматриваемом контексте:

 а) вторая по счету (то есть все, кроме первой);

б) произведенная с начала действия Указания № 2156-У (то есть с 31 декабря 2008 года);

в) произведенная после окончания действия Указания № 2156-У (то есть с 1 июля 2010 года).

Реструктуризация – это вам не просрочка, которая либо есть на определенный день, либо ее нет. Поэтому регулятору, на мой взгляд, нужно четко определить дату, после которой реструктуризация считается фактором, ухудшающим качество обслуживания долга.

Все вышесказанное относится и к «новым» ссудам, выданным на погашение «старых» долгов.

Хотелось бы думать, что Банк России имел в виду третий вариант. Тогда по всем непросроченным по состоянию на 1 июля кредитам, включая реструктурированные, не нужно будет ухудшать категорию качества и увеличивать резервы – до того момента, пока не случится «очередная реструктуризация», новая ссуда в целях погашения старого долга или «иные обстоятельства» негативного плана (та же просрочка, например).

Будем надеяться, что к 30 июня эта задача найдет решение. Потому что необходимость в нем возникнет у банков на первую же «дату оценки» - 1 июля.

Единственное, в чем сомневаться не приходится – это то, что по кредитам, которые будут выданы после 30 июня 2010 года, оценка качества обслуживания долга должна будет производиться по полной программе – с учетом всех требований, установленных пунктом 3.7. Положения № 254-П.

А это, если кто не в курсе, задачка далеко не тривиальная.