Этот конкурс получился по-настоящему всероссийским: были присланы проекты из разных городов, от Новгорода до Якутска. Для участия было прислано 37 бизнес-планов, подготовленных как профессиональными консультантами, так и начинающими экономистами. И теперь, когда выбраны победители и прошло награждение, можно подвести некоторые итоги и посмотреть – чему же нас научил опыт очередного конкурса. Некоторые выводы могут быть очень интересны.

Но для начала надо пояснить, в чем состояло важное отличие этого конкурса от множества аналогичных мероприятий по выбору лучшего проекта. Конкурс совершенно уникален тем, как выбирается победитель и что ценится в присланных работах. Дело в том, что любой инвестиционный проект интересен, прежде всего, сутью предлагаемого бизнеса, его перспективами, доходностью, силой предлагаемых организационных и стратегических решений. А бизнес-план всего лишь служит документом, разъясняющим позицию предпринимателя и обосновывающим его планы. Поэтому в конкурсах инвестиционных проектов, как правило, оценивается привлекательность самого проекта, на этих конкурсах выбирается лучший предприниматель.

В конкурсе бизнес-планов, проводимом «Альт-Инвест», предпринимательская идея не оценивается. Это конкурс консультантов, разрабатывающих бизнес-планы. И лучшим здесь считается не самый перспективный проект, а проект, который наиболее качественно проанализирован и представлен.

Учитывая эту особенность конкурса, его результаты можно использовать для оценки подходов к разработке бизнес-планов, они хорошо видны на примере работ победителей и не зависят (по идее), от самих проектов. Каждый год конкурс приносит новые интересные выводы. Были они и в этом году.

Хороший бизнес-план – понятие неоднозначное

В этом году жюри конкурса состояло из специалистов трех групп: консультанты, преподаватели и представители из бизнеса. И стала очень заметна разница в оценке этими людьми одних и тех же инвестиционных проектов. Причем то, что одни эксперты воспринимали как безусловное и существенное преимущество подготовленного бизнес-плана, другие засчитывали как его недостаток.

Разумеется, у такого подхода есть свое обоснование. Хотя бизнес-план и является документом достаточно универсальным, но всё же в разных ситуациях требования к его содержанию, объему и способу представления сильно различаются. Мы постарались выделить эти особенности, а также то, в чем мнение жюри совпадало, и получился следующий список:

1. Представители реального бизнеса гораздо меньше интересовались грамотным и полным финансовым анализом в бизнес-плане, но отмечали слабую реализацию разделов, посвященных рискам.

Как правило, у банков и корпораций есть достаточно короткий список параметров, которые принято рассчитывать для инвестиционных проектов и которые они ожидают увидеть в каждом проекте. Поэтому они не привыкли требовать полного и детального анализа. Подход консультантов и преподавателей чаще основан на том, что бизнес-план должен удовлетворять требованиям неизвестного пока инвестора, соответственно, и аналитика должна быть универсальной.

С другой стороны, по мере развития финансового анализа в корпорациях и банках всё больше начинают задумываться о качестве не только расчетных методов, но и самого прогноза. И всё чаще руководители начинают требовать глубокого анализа рисков и неопределенности проектов.

2. Все низко оценили проекты, в которых плохо составлено резюме.

Вне зависимости от целей, для которых писался инвестиционный проект, эксперту необходимо понимать что за проект он читает. И если это не ясно с первой же страницы бизнес-плана, то работать с таким документом неудобно. Могу сказать по своему собственному опыту работы в жюри конкурса – если ты уже прочитал и о рынке, и о том, как будет организовано производство, но до сих пор не знаешь сколько денег требуется для проекта и откуда их планируется получить, то документ воспринимается резко отрицательно. Ключевые параметры проекта должны быть ясны сразу.

3. Консультанты гораздо больше акцентируют внимание на наличии в проекте обоснований и доказательства сделанных прогнозов. Представители реального бизнеса и преподаватели больше внимания уделяют самим цифрам и их анализу.

Это было немного странно, но это так. Обоснование предложенных цифр гораздо меньше занимало не только преподавателей (что можно было бы объяснить повышенным интересом к теории), но и представителей реального бизнеса. Дело в том, что далеко не всегда вопросы обоснования цифр проекта должны решаться непосредственно в бизнес-плане. Часто обоснование прогнозов становится отдельной задачей. Именно поэтому сотрудники банков и корпораций иногда относятся к неполноте бизнес-плана спокойно, не рассчитывая увидеть в этом документе ответы на все вопросы. Консультанты же привыкли считать бизнес-план абсолютно завершенным документом и требуют этой завершенности от оцениваемых работ.

Перечисленные отличия напоминают нам о том, что в разных ситуациях при подготовке бизнес-плана стоит по-разному расставлять акценты. Потенциальный инвестор может иметь предпочтения, не совсем привычные для разработчика бизнес-плана, но важные для самого инвестора и основанные на его опыте.

Поэтому, начиная работу, стоит поинтересоваться, каково мнения инвестора по следующим вопросам:

  1. Объем документа
  2. Ключевые вопросы, которые будут обсуждаться непосредственно на основе бизнес-плана: стратегия, технология, рынок и маркетинг, структура затрат, календарный план и т.п.
  3. Наличие у инвестора «любимых» финансовых показателей и отчетов
  4. Специальные требования к учету рисков: правила планирования сценариев развития, использование сложных методов анализа и т.п.

Если эти пожелания будут учтены, то вероятность того, что проект будет хорошо принят инвестором, существенно вырастет.

Размер имеет значение

Среди 7 проектов, ставших номинантами конкурса, нет ни одного бизнес-плана, написанного студентами или начинающими специалистами, и только лишь один бизнес-план касался небольшого проекта. Соблюсти все обычные требования, предъявляемые к бизнес-плану, довольно трудно, когда речь идет всего о нескольких миллионах рублей инвестиций. Поэтому не стоит пытаться опираться на стандарты, придуманные для строительства заводов, если речь идет всего лишь об открытии кафе. Одному-двум участникам это удалось, но в основном небольшие проекты выглядели нелепо, когда их разработчики пытались подражать стилю, разработанному для крупных инвестиций.

Победил в конкурсе проект, который был и самым крупным из всех участников, его инвестиции составляли 6,5 млрд. руб. Разумеется, и объемы финансирования, и глубина технической и маркетинговой проработки позволяли авторам бизнес-плана показать все грани методологии оценки, чем они и воспользовались, показав высокий профессионализм. Но вот среди проектов, не вошедших в число победителей, один бизнес-план получил специальный приз «За самый яркий проект». Это проект детской школы анимации. Его никак нельзя назвать работой, высокопрофессиональной с точки зрения финансового анализа, всё очень просто. Но большинство экспертов отметили, что этот документ приятно читать и он хорошо рассказывает о проекте.

Соответственно, важный вывод, который можно сделать, состоит в следующем. Нельзя предъявлять одинаковые требования к проектам, независимо от из размера и сути. Несоответствие размера проекта и использованных подходов в анализе является типичной ошибкой, выдающей неопытного и непрофессионального консультанта. А нам в конкурсе надо бы отделить крупные промышленные проекты от малого бизнеса и оценивать их по разным критериям.

И о том, как стать лучшим…

Победителем конкурса стал проект, связанный с производством метанола. Трудно в нескольких словах обозначить чем именно он оказался лучше остальных 36 бизнес-планов, но примерно этот список качеств выглядит так:

  1. Проект технологически и коммерчески достаточно сложный. Но, тем не менее, его суть из бизнес-плана можно понять уже после минуты чтения.
  2. Можно взять любую цифру в прогнозах бизнес-плана и уже после непродолжительного изучения становится понятно откуда автор взял этот прогноз, почему именно так и насколько можно доверять этой цифре. Причем, как правило, даны ссылки на дополнительные документы, каждый из которых глубоко изучает соответствующую тему. Отчасти это приложения к бизнес-плану, отчасти – стратегические документы компании, инициировавшей проект. Поэтому при изучении проекта не возникает «белых пятен» (хотя, конечно, неопределенность остается, прогнозы не могут быть совершенно точными).
  3. Финансовый план не выглядит шаблонным, то есть подготовлен специально для данного проекта, без лишних данных, и в то же время в нем нет никакой «самодеятельности», не используются форматы или показатели, непривычные и неудобные для экспертов.
  4. По ключевым вопросам информация достаточно подробна. Эти вопросы: прогноз продаж и его обоснование, структура себестоимости, начальные инвестиции.
  5. Документ дает понятную «картинку» бизнеса. Это значит, что уже через 15-20 минут чтения возникает ощущение, что модель ведения этого бизнеса понятна и ясно, что за технологии будут применяться. Этого авторы проекта добиваются правильным оформлением бизнес-плана, удачными акцентами в описании и включением технологических схем в приложение. В результате, эксперт, изучающий бизнес-план, может оценивать не бессмысленный набор цифр, а вполне понятный реальный проект.

Победители конкурса бизнес-планов «Альт-Инвест»: (ТАБЛИЦЕЙ)

1 место Производство метанола
2 место Восстановление производства сыра
3 место Строительство мультимодального логистического центра

Специальный приз от информационного спонсора конкурса группы компаний GAAP.RU «За самый яркий бизнес-план» - Детская школа анимации

Номинанты конкурса, не вошедшие в тройку победителей:

- Сеть центров спецтехники VOLVO

- Модернизация хлебозавода

- Развлекательный комплекс «Мегаполис Нижний Новгород»

- Досуговый детский центр «Зеленая Волна»

Полные тексты всех этих проектов опубликованы на сайте cfin.ru. Следующий конкурс бизнес-планов состоится осенью этого года. Правила те же – побеждают самые профессиональные разработки.

Интернет-поддержка мероприятия – портал Bankir.Ru