Заявление Сбербанка о желании взимать комиссию в 3% за оплату услуг ЖКХ вызывает двойственные чувства. С одной стороны, это значит, что у других банков появляется больше возможностей для продвижения дистанционных услуг. С другой – поражает отношение государства к тем гражданам, у которых нет возможности использовать альтернативные варианты внесения платежей за квартиру.  

Начнем с первого – «радостного» пункта. Представители госбанка сообщили, что он будет взимать комиссию при оплате услуг ЖКХ не только в офисах (3%), но и через удаленные каналы – 1%. На данный момент я подключен к четырем интернет-банкам. Это «Абсолют On-Linе» банка, в котором я работают, а также электронные системы Пробизнесбанка, «Авангарда» и ВТБ24. При внесении платежей за квартиру, электричество, телефон и другие услуги, оплачиваемые по шаблону (реквизиты вводить не нужно), ни в одной из этих систем комиссия с клиента не взимается. Интернет-банк – это сервис, который, в первую очередь, позволяет кредитной организации снизить издержки за счет «виртуального» обслуживания. Транзакции обычно оплачивает не потребитель, а поставщик услуг.

После введения 3-процентной комиссии многие граждане, наконец, перестанут толпиться в очередях и перейдут на современные способы оплаты. Но почему Сбер при этом решил ввести 1-процентный сбор при дистанционных платежах – в то время как другие банки, как правило, с клиентов денег не берут? Думаю, госбанк рассчитывает, что многие люди все равно будут пользоваться именно его удаленным сервисом. Ведь у Сбера сильные позиции на рынке зарплатных проектов. Если вы ежемесячно получаете деньги на карту определенного банка, то удобнее всего пользоваться его электронным офисом. Поэтому найдется немало владельцев пластика, выпущенного кредитной организацией Германа Грефа, которые смирятся с 1-процентным сбором.

Однако все эти комиссионные «прелести» – очередной повод для клиентов госбанка призадуматься и проанализировать. Возможно, есть другие привлекательные предложения? В том числе, и по зарплатным проектам.

Вернемся к 3-процентному нововведению.  Для банка, как коммерческой организации, подобная комиссия – хороший способ разгрузить офисы. Оплачивать коммуналку люди приходят в Сбер не потому, что в прочих банках квитанцию не примут. Просто другие кредитные организации традиционно взимали за это плату. Обычно она составляет не меньше 1% и зачастую есть минимальная сумма комиссии – например, 50 или 100 рублей. То есть платить за квартиру в офисах других банков было не слишком выгодно. Почему так получалось? Потому что большинство финансовых учреждений не горели желанием собирать в своих офисах толпы граждан, вносящих коммунальные платежи. И даже кассиры в некоторых банках смотрят на вас с некоторой растерянностью, если вы протягиваете счет по сбору платежей за ЖКУ.

Сбербанк – коммерческая структура, и его желание избавиться от очередей таким способом было бы вполне понятно, если бы не… социальная миссия государственной кредитной организации. Возможно, я ошибаюсь, и такой миссии у него нет?

Любопытно, что с точки зрения Федеральной антимонопольной службы бесплатные платежи в Сбере – это иллюзия: раньше, поясняет ФАС, банк получал комиссию от коммунальных служб, которые, в свою очередь закладывали ее в свои тарифы. Но я очень удивлюсь, если после введения госбанком 3-процентной комиссии услуги ЖКХ хотя бы незначительно подешевеют. 

Главное, что далеко не все люди – особенно пожилые – смогут освоить альтернативные способы оплаты, в том числе – интернет-банк. Им придется из раза в раз платить пресловутую комиссию в 3%. Конечно, можно поискать тариф дешевле. Но наших граждан не переделать. Они будут возмущаться, но все равно ходить в сберкассу и платить.

К сожалению, для нашего государства все это – в порядке вещей. Собственно, о чем можно говорить, если ветеранов войны обзванивают и просят прийти – по гололеду – в районную управу, чтобы там им вручили памятную медаль. Ветеран войны не заслужил, чтобы эту медаль привезли на дом? И захватили бы с собой действительно полезный подарок? Выходит, у нашего государства нет денег на курьеров для участников Великой Отечественной войны, которых осталось-то немного? Хотя и курьеров, наверное, привлекать не нужно – достаточно растолкать работников социальных служб и заставить прогуляться. 

Конечно, ветераны возмущаться не будут. Они дойдут до управы, если хватит сил. А на обратном пути, возможно, зайдут в сберкассу. И  заплатят там нашему государству – вместе с квартплатой – трехпроцентную комиссию.