Банки, первыми ощутившие на себе влияние мирового кризиса, вступили в пору неустойчивого равновесия. С ликвидностью сегодня у большинства проблем нет, и средства вкладчиков уже не так актуальны, как прежде, в формировании пассивной базы. В связи с необходимостью соблюдать баланс активов и пассивов банки ищут надёжных заёмщиков и предлагают новые продукты.

Депозиты продолжат расти в объёме

Одним из значимых итогов прошедшего года на рынке депозитов стало то, что впервые за 20 лет вклады принесли прибыль гражданам. Инфляция в 2009 году составила 8,8%, что является минимальным значением за всю историю наблюдения. По данным «БДО Юникон», в среднем вклады в евро принесли своим владельцам 2,35% доходности, рублёвые — 1,55%, вклады в долларах США — 0,76%. Вполне вероятно, что и в этом году депозиты, несмотря на снизившиеся ставки, спасут средства вкладчиков от инфляции, которую МЭРТ прогнозирует в рамках 6–7%. По данным Банка России, средняя ставка по депозитам населения в декабре составила 11,2% годовых, уменьшившись по сравнению с летней на 1,4 п. п.

Во время кризиса вполне естественная реакция населения — создать подуш­ку безопасности, сделав сбережения; это привело также и к росту объёмов депозитов. Так, за год депозитный портфель южнороссийских вкладчиков увеличился на 20,5% и достиг к декабрю 481 млрд рублей.

Большинство вкладов — это обычные срочные депозиты с начислением процентов в конце срока. Именно здесь доходность самая высокая — по данным агентства StatBanker.ru, в январе среднерыночная была 10,3% годовых (при диапазоне 6,5–15,5%), а для валютных вкладов она составила 4,7% годовых в долларах США и 4,3% — в евро. Тем не менее, всё более популярными становятся вклады с ежемесячной выплатой процентов, с частичным снятием и пополнением средств, с капитализацией процентов, мультивалютные вклады. По таким вкладам доходность на 1–2 п. п. ниже, чем по обычным, но эта разница — плата за сервисные возможности.

По информации StatBanker.ru, процентные ставки в разных категориях банков значительно различаются. Самые низкие ставки предлагают в государственных и иностранных банках, а наиболее высокие — в частных российских ( график 1).

По мнению большинства экспертов, уровень доходности по депозитам в 2010 году будет снижаться, ставки могут сократиться в среднем на 20%. Такие ожидания привели к тому, что последние месяцы оказались отмечены заметным притоком частных вкладов — люди стремились зафиксировать доходность, сделав долгосрочные вложения. Банкиры отмечают ощутимый приток частных вкладов, несмотря на послепраздничную зарплатную паузу. Так, в банке «Кубань Кредит» только в январе открыто более 4500 вкладных счетов. Рост объёмов депозитов продолжится и в текущем году. По прогнозам Агентства по страхованию вкладов, он ожидается на уровне 20%.

Кредиты населению смелеют

Приблизительно такой же рост аналитики ожидают и в розничном кредитовании. По итогам 11 месяцев, правда, объём кредитов населению сократился. Портфель кредитов, выданных розничным клиентам банками ЮФО, составил 268,1 млрд рублей — на 5,4% меньше, чем в начале года ( график 2). Но начавшееся в конце 2009 года оживление в этом сегменте позволяет делать оптимистичные прогнозы. Накопившаяся ликвидность, необходимость поддерживать баланс активов и пассивов, обеспечивать доходность по депозитам вынуждают банки смелее кредитовать население.

Одна из насущных проблем — рост просроченной задолженности — уже не кажется такой серьёзной, как ещё полгода назад, хотя бы потому, что динамика роста в последние месяцы снижается. Растущее число заявок на кредиты позволяет надеяться на дальнейший рост кредитных портфелей, что, в конечном итоге, приведёт к развитию всей банковской отрасли. Банки снижают ставки, смягчают условия кредитования. Но, в связи с продолжающимся отсутствием длинных денег, основной вид кредитов, который банки предлагают физическим лицам, — короткий потребительский кредит; ставки по нему пока находятся в диапазоне 17–25%.

Сбербанк ещё с июня прошлого года начал отмену антикризисных ограничений: увеличены срок предоставления потребительских кредитов (с 3 до 5 лет) и их максимально возможный размер (с 750 тысяч до 1 млн рублей), снижены ставки по валютным кредитам и требования к минимальному размеру первоначального взноса по жилищным кредитам с 30 до 20%, а по автокредитам с 30 до 15%.

Получить кредит больше шансов у клиента, имеющего положительную кредитную историю, чем у того, кто кредиты не брал ни разу. Так, в Пром­связьбанке при оформлении потребительского кредита по программе «Проверено временем», предназначенной для заёмщиков, имеющих положительную кредитную историю в банке, не требуется поручительство физических лиц и залоговое обеспечение.

«Целевой аудиторией, на которую традиционно ориентируется банк, предлагая розничные кредитные продукты, — говорит управляющий Волгоградским филиалом банка “Возрождение” Софья Жилина, — являются уже существующие клиенты. В первую очередь это сотрудники предприятий, для которых банк реализует зарплатные проекты, а также те наши клиенты, которые проводят расчёты, открывают вклады в банке. Мы никогда не ориентировались и не ориентируемся на клиентов “с улицы” и предлагаем кредитные продукты только самым надёжным, известным банку заёмщикам».

Несколько оживили автокредитование и ипотеку программы господдержки. В 2010 году правительство продолжило программу льготного автокредитования, в соответствии с которой банкам возмещается две трети ставки рефинансирования ЦБ. На эти цели выделен 1 млрд рублей. Кредит по-прежнему выдаётся на три года при первоначальном взносе в размере 15% и цене автомобиля не выше 600 тысяч рублей. В госпрограмму включились уже 90 кредитных организаций.

Оживлению ипотечного кредитования помогла госпрограмма реструктуризации ипотечных кредитов, для чего была создана АРИЖК. С осени банки снижают ставки, уменьшают размер первоначального взноса. Всё большее число банков начинает выдавать ипотечные кредиты, тем более что растёт и число заявок. Но, по мнению экспертов, массовым ипотечное кредитование в 2010 году не станет — у банков по-прежнему недостаточно длинных денег, и далеко не все заёмщики соответствуют хоть и смягчившимся, но ещё довольно жёстким требованиям. Докризисного уровня ипотечный рынок достигнет не ранее чем через 3 года.

Комплексное предложение оформляется

В привлечении клиентов банки уже не могут конкурировать друг с другом с помощью повышения процентной ставки, поэтому в последнее время на первое место выходят дополнительные услуги и опции, повышение уровня сервиса, призы и подарки, бонусы. Какой банк выберет клиент, зависит от степени надёжности банка, а значит и от уровня доверия к нему, территориальной близости точек продаж, разнообразия продуктов, уровня сервиса. Но и сами банки стремятся получить не столько деньги, сколько комплексного клиента, которого начинают обучать и консультировать. «Привлечение к совместному созданию банковских продуктов — наверное, самое актуальное для нас направление, — считает председатель правления Ростпромстройбанка Татьяна Шапошникова. — Не предложение готовых, часто надуманных продуктов, а именно совместная работа с клиентами по созданию действительно необходимых продуктов и услуг, позволяет как значительно сократить издержки на продвижение продуктов, так и повысить их востребованность».

«Выбирая банк, клиент учитывает не столько процентную ставку, сколько предлагаемый продукт, а также комплекс сервисных услуг, связанный с ним, — уверен Олег Ткачёв, управляющий Ростовским филиалом Русь-Банка. — Скажем, при выборе кредита для клиента важны скорость рассмотрения заявки, количество необходимых справок, поручителей. Так, из четырёх основных программ кредитования наиболее популярен у наших клиентов экспресс-кредит, несмотря на то что он несколько дороже стандартного потребительского. Но этот кредит имеет ряд преимуществ, которые и привлекают заёмщика, — кредит этот нецелевой, выдаётся в течение дня, для его получения требуются только паспорт и трудовая книжка, не нужны поручители».

Одним из основных направлений банковской розницы, набирающих обороты, стал пластик. Так, около 50% депозитов сейчас оформляется с выдачей карты, предоставляющей услуги дистанционного управления счётом — интернет и СМС-банкинг, возможность осуществления коммунальных и иных платежей. Значительная часть кредитов выдаётся в виде кредитных карт, поскольку они более технологичны и удобны и для банка, и для заёмщика. Всё больше появляется и кобрендинговых карт, которые дают возможность скидок и бонусов в компаниях-партнёрах банка.

В 2009 году банки активно привлекали компании для зарплатного обслуживания сотрудников. «Многие банки в условиях сократившегося рынка кредитования стали искать новые возможности для получения комиссионного дохода, а обслуживание карт является выгодным и перспективным направлением, — поясняет директор региональной дирекции по ЮФО Банка Сосьете Женераль Восток Илья Саттаров. — К тому же, расширение клиентской базы сегодня стало одним из наиболее важных действий для любого банка — кредитование рано или поздно восстановится на докризисном уровне, и количество обслуживаемых клиентов будет играть определяющую роль, ведь обслуживаемые, например, в рамках зарплатных проектов держатели карт, скорее всего, выберут свой банк для получения кредита, как более удобного и выгодного».

Пакетные предложения банковских продуктов имеют преимущество перед единичными продажами и поэтому интересны банкирам. По мнению председателя правления банка «Первомайский» Аллы Кулаковой, основные плюсы пакетов в том, что они позволяют проводить перекрёстные продажи банковских продуктов, что, в свою очередь, помогает сохранять старых клиентов и привлекать новых. Однако подобные предложения может себе позволить далеко не каждый банк. Это связано с тем, что банк прежде всего должен иметь возможность оказывать полный спектр финансовых услуг на достаточно высоком уровне, то есть быть в полном смысле слова универсальным банком. Стимулом развития пакетных продуктов могут стать услуги, которые легко дополнить как можно большим числом других услуг, и которые в то же время достаточно узнаваемы массовым потребителем и понятны ему.

Программы лояльности в рамках пакетных предложений выгодны и для клиентов — скидки по комплексным услугам достигают 2%. По информации директора управления кредитования частных клиентов Северо-Кавказского банка СБ РФ Марины Агауровой, банк предлагает своим заёмщикам оформить «мягкий пакет», в рамках которого клиент может получить не только дополнительные банковские услуги и продукты — кредитную или социальную карту, длительное поручение — но и скидку от 10 до 20% по тарифу банка за выдачу кредита. Экономит клиент и своё время — ведь всего один визит в банк даёт возможность получить полный комплект банковских продуктов и услуг.

Комплексная работа с физическим лицом — вызов для ряда банков, однако именно с этим направлением сегодня связываются оптимистичные прогнозы развития банковской розницы в 2010 году.