Это не значит, что кредитные организации начнут в массовом порядке закрывать отделения. Наоборот, постепенное восстановление розничного бизнеса приведет к дальнейшему расширению банковской сети в стране. Однако все чаще банки будут открывать офисы облегченного формата. Пусть количество возможных операций не так велико, как у тучных старших братьев – филиалов и допофисов, – отдача может быть не меньше или даже больше, учитывая существенную экономию на открытии и содержании.

Потребителям финансовых услуг формат мини-офисов очень удобен. В частности, потому что банковскими услугами можно пользоваться как бы невзначай. Допустим, зашел вечером в магазин, чтобы пополнить холодильник, и тут же внес платеж по кредиту, подал заявление на выпуск пластиковой карты или подключил какие-либо дополнительные услуги – к примеру, интернет-банкинг. Специально ехать никуда не нужно – офис банка расположен прямо в магазине. Здесь есть и консультант, и касса. Во многих случаях – этого клиенту достаточно.

«Легкие» офисы, в которых, тем не менее, есть представитель банка – на мой взгляд, оптимальный формат для расширения сети. Особенно в нынешних условиях, когда для большинства банков каждая копейка расходов стала значительно тяжелее, чем во время бурного докризисного роста.

Банкоматы с расширенными функциями (или так называемые «киоски самообслуживания») – тоже неплохой и более дешевый вариант. Однако не думаю, что в России в ближайшие годы они будут пользоваться высокой популярностью. Причина заключается в менталитете граждан – все-таки, человеческое общение играет важную роль. Многие люди до сих пор предпочитают даже деньги с карты снимать в кассе, а не в банкомате.

В этом смысле перспективней, да и экономнее, проникать в меню уже существующих платежных терминалов, которые за последние годы разрастались как грибы. Большая часть операций, проводимых через эти устройства – это, естественно, оплата мобильной связи. Но что мешает человеку сразу и платеж по кредиту внести, если в меню появился логотип банка-кредитора?

Хотя, конечно, не все владельцы «железных ящиков» блещут хорошей репутацией, поэтому банкам при выборе партнера нужно действовать избирательно. Иначе велик риск, что платежи от заемщиков в какой-то момент приходить перестанут. Еще один возможный контраргумент – комиссия, взимаемая терминалами за операцию: не придется ли клиенту платить слишком высокую цену? Но с другой стороны, если у оператора «умеренная» тарифная политика – стоит ли ехать в офис кредитной организации, когда рядом с домом или офисом распложен «железный ящик»? 

Недавно владелец «Связного» Максим Ноготков объявил об объединении ритейлера с Промторгбанком. В офисах «Связного», в частности, планируется заниматься приемом платежей. Также розничная компания совместно с банком собирается развивать карточный бизнес. Ранее Максим Ноготков уже пытался сделать нечто подобное, специально для этого устраивался на работу в банк «КИТ Финанс». Но непростая ситуация, сложившаяся на финансовом рынке, не позволила реализовать идеи предпринимателя. 

Насколько удачным окажется новый проект – покажет время. Вопрос – стоит ли игра свеч: одно дело, когда банк использует офисы продавца в качестве дополнительной инфраструктуры, а другое – когда на базе магазинов планируется развивать банк. Но в любом случае сама идея сотрудничества розничной сети и банка сегодня выглядит более чем разумно. Причем никто не мешает договориться о подобном партнерстве кредитной организации и продавцу, собственники у которых разные.