ryabih_dmitri200.jpgТрадиционно его организаторами выступили Компания «Альт-Инвест» и портал «Корпоративный менеджмент». Подробнее рассказать о концепции конкурса, о том, зачем он был организован и как проходит, в интервью Bankir.Ru рассказывает генеральный директор компании Аль-Инвест» Дмитрий Рябых.

Досье Bankir.ru: Компания «Альт-Инвест» работает на рынке консалтинговых услуг и программного обеспечения для аналитиков с 1992 года. До 2004 года компания действовала как департамент экономического анализа исследовательско-консультационной фирмы «Альт», в мае 2004 года этот бизнес выделен в самостоятельную структуру.

- Расскажите немного об истории самого конкурса бизнес-планов. С какой целью он был организован и чем отличается от других подобных конкурсов?

- Конкурс бизнес-планов, который мы проводим, ставит своей целью не выявление привлекательных для инвестирования проектов, а демонстрацию наилучшей практики бизнес-планирования и выявление наиболее профессиональных и подготовленных специалистов в этой области.

В конце 90-х мы создали сайт cfin.ru и, в том числе, выложили на нем в открытый доступ несколько бизнес-планов. Выяснилось, что интерес к ним огромный. Посетители спрашивали, где найти еще. Мы посмотрели и поняли, что сложилась очень интересная картина. Много пишется о том, как надо делать бизнес-планы, выпускают книжки, но это голая теория. Вот мы и решили организовать конкурс и показать, как это делается на практике, как это делают живые люди.

И на тот момент, и сегодня, наш конкурс - не единственный. Но наш принципиально отличается тем, что коммерческая суть проекта и его привлекательность для инвестора нас не интересует. Это может быть совершенно бессмысленный проект. Нас интересует работа консультантов. Насколько человек, которому поручена эта работа, выкручивается из ситуации. Насколько эффектно и эффективно он смог подать этот проект, насколько грамотно. Соответственно у нас получился не конкурс инвестиционных проектов, а именно конкурс бизнес-планов. В рамках этой концепции он по сей день и живет.

В самом первом конкурсе, который проходил с июня по октябрь 2000 года приняли участие 56 работ, присланных консалтинговыми компаниями, предприятиями, частными лицами. В следующем, 2001 году, конкурс состоялся вновь, на этот раз и состав участников, и число партнеров стало значительно шире.

В 2002 году с учетом успеха двух прошедших конкурсов было решено расширить его тематику и ввести дополнительную номинацию: «Маркетинговые исследования».

В конкурсе-2003 приняли участие 39 бизнес-планов и 26 маркетинговых исследований. Основные изменения коснулись работы жюри (необходима была большая открытость) и объема медиаподдержки – он значительно увеличился как в отношении самого конкурса в целом, так и его участников. Вот, если коротко, история.

Еще одно отличие нашего конкурса в том, что члены жюри, это не «свадебные генералы». Каждый бизнес-план они читают и оценивают лично. Поэтому кроме призов победители конкурса могут запросить от одного из членов жюри отзыв на свою работу.

- А по какому принципу формируется состав жюри конкурса?

- В жюри конкурса собраны специалисты, каждый из которых имеет многолетний успешный опыт работы с бизнес-планами в качестве консультанта, сотрудника банка или крупного предприятия. В него, разумеется, входят представители «Альт-Инвеста» и победитель прошлогоднего конкурса.

Для того чтобы обеспечить членам жюри возможность проводить оценку работ без оглядки на возможные существующие у них деловые отношения с участниками, а также для того, чтобы неудачные работы не оказали отрицательного влияния на имидж участников, все оценки в распространяемых экспертных листах анонимны. Фамилии членов жюри, стоящих за каждой конкретной оценкой, не раскрываются, а конкурсные работы перечисляются только по названиям, без указания авторов. Полностью информация раскрывается только по работам, ставшим номинантами конкурса.

- А каким параметрам должна соответствовать работа, чтобы ее приняли для участия в конкурсе? А еще лучше, объявили бы победителем?

- Присланная работа должна быть завершенным бизнес-планом инвестиционного проекта, подготовленным с целью принятия решения о финансировании и/или реализации проекта, привлечения инвестиций или получения кредита. Бизнес-план может быть разработан как сторонним консультантом, так и внутри компании, инициирующей проект. Бизнес-план должен быть документом, разработанным не более чем за два года до начала конкурса.

Члены жюри изучают каждый бизнес-план и выставляют оценки в трех категориях. Первое – это полнота и качество структуры. То есть, насколько порядок подачи информации соответствует поставленным целям. Насколько грамотно и хорошо этот бизнес-план доносит информацию до инвестора. Второе - методическая грамотность. Существуют методики финансового анализа, инвестиционного анализа. Есть методы, которые используются в маркетинговых исследованиях, в стратегическом планировании. Все эти методы должны быть применены правильно.

И последнее - эффектность. Официально это называется подача информации, но по сути дела – эффектность. Насколько человек, держащий в руках этот бизнес-план, чувствует, что ему в руки попал очень хороший документ. Это очень важный момент. Ведь бизнес-план не аналитический документ, это документ маркетинговый. Этот документ должен продавать проект. Начиная от чисто дизайнерских моментов, насколько просто приятно смотреть на оформление этого документа. И, заканчивая грамотностью.

Кроме того, участник соглашается с тем, что его работа будет размещена на нашем сайте в открытом доступе.

- И какие призы получают победители?

- По итогам отбора работ будут названы 7 номинантов, набравших наибольший средний балл. Из числа этих номинантов будут выбраны три победителя. Победители выбираются либо по среднему баллу, либо по результатам дополнительного голосования членов жюри. Занявший первое место получает ноутбук с установленной программой «Альт-Инвест 6 Сумм». Занявшие второе и третье место становятся обладателями программных продуктов «Альт-Инвста». Кроме того, предусмотрен также специальный приз от Библиотеки финансовой элиты GAAPshop.ru.

 И, разумеется, все номинанты конкурса получают дипломы, подтверждающие их высокую квалификацию и качество работы.

По моему глубокому убеждению, именно диплом и является самым ценным для участников. Диплом за подписью авторитетных членов жюри, что этот человек разработал лучший бизнес-план в этом году. Это достаточно серьезный стимул.

- Дмитрий, а есть ли примеры того, что участвовавшие в конкурсе бизнес-планы были воплощены в жизнь?

- В основном, все проекты, которые представлялись на конкурс, во что-то воплотились. Во всяком случае, все победители. Это произошло по одной простой причине. Хорошо проработанный бизнес-план, как правило, подразумевает, что за этот процесс взялись обстоятельно. Такой серьезный документ, обычно, сначала показывают инвестору, а уже потом отправляют на конкурс. Поэтому, в большинстве случаев, лучшие проекты, которые мы получили - это проекты, по которым уже приняты какие-то инвестиционные решения. Были, конечно, случаи, когда чисто студенческие проекты попадали в число номинантов, но в основном, мы оцениваем работы, выполненные профессионально. И такие проекты потом работает. На прошлом конкурсе победил бизнес-план, обосновывающий проект производства деревянных рубленых домов. На данный момент он уже работает. Также, среди номинантов прошлого года у нас были проекты по техническому перевооружению электролампового завода, череповецкого фанерно-мебельного комбината. Они уже воплощены в жизнь. И таких примеров много.