Общаюсь с многочисленными коллегами, друзьями, знакомыми и проч. из совершенно разных сфер деятельности.  Приятный момент: за редкими исключениями, настроение и виды на 2010 год у большинства далеко не упадочные. Скорее, из тех, что можно охарактеризовать дурацким советским неологизмом «рабочий настрой». Это когда есть готовность работать. Потому что надо. Потому что кушать хочется. Бизнес надо выводить из кризиса. Заниматься спасением утопающих, которое, как известно, дело рук самих утопающих. Иными словами, особого оптимизма не наблюдается, все понимают, что год будет тяжелым, но конец света отменяется.

Спасение извне (с надеждой на то, что скажется гений администрации Обамы, резко вырастут цены на нефть или прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете) тоже отменяется. Большинство уже поняли, что кризис – это не карета из тыквы и не исчезает с двенадцатым ударом часов. И подсознательны готовы к тому, что можно сформулировать парадоксальным на первый взгляд тезисом: 2010-й год будет намного тяжелее 2009-го, но гораздо легче восприниматься.

Тяжелее, потому что еще ничего не кончилось, более того, старые «жировые запасы» окончательно истают, да еще есть риск, что сработают еще не разорвавшиеся мины (новые банкротства, «плохие долги» и все такое прочее). Легче восприниматься, потому что адаптировались, с чем-то смирились, к чему-то приноровились, от чего-то отрезвели и вошли в этот самый «рабочий настрой».

Теперь вопрос только в том, есть ли у вас план, мистер Фикс.

Выясняется, что в общем и целом план у большинства есть. Он может быть детальным, к картиночками и даже переплетенным на брошюраторе. Может быть в виде смутных образов, витающих в голове. Но в общем и целом план таков – теперь деньги надо зарабатывать.

На практике для большинства бизнесов и сфер человеческой деятельности это означает следующее. Отказаться от всех вавилонских башен, долгоиграющих затратных проектов с непонятной отдачей, и смутных идей. Измерить конкретный денежный КПД всего, что мы делаем (человек ли, компания ли – неважно). Убрать всевозможных «финтифлюшки» и «прибамбасы» бизнеса (будь то секретарша со знанием итальянского языка или трехсотлитровый аквариум в кабинете). Сосредоточиться на том, что дает финансовую отдачу здесь и сейчас. Словом, все по Марксу – «товар-деньги-товар».

Не надо быть пророком, чтобы предположить, сколь часто на всевозможных совещаниях, заседаниях, летучках, планерках и «мозговых штурмах» в конце минувшего года топ-менеджеры короткими формулами обозначали, как компании (банку, холдингу, магазину, салону, моргу) предстоит работать в новом году. Сосредоточенность на деле… Конкретные предложения… Реальные проекты… Предлагайте реализуемое… Нам не нужны воздушные замки… Ваша схема должна быть полностью просчитана… Некоторые, наверное, даже ручкой махали энергично. Этак, по-будденновски, посылая отряд в атаку. Конкретные такие, собранные, четкие. Как партийцы перед походом в баню…

Даже в своей привычной медиа-интернет-среде от коллеги довелось услышать: мол, в новом году, нам предстоит думать, прежде всего о монетизации контента.

Хорошо звучит, монетизация… Это, если попроще выражаться, означает одно: гони монету. Гони ее, милую, а остальное подождет.

Нет, конечно, само по себе дело хорошее. Да и выхода, пожалуй, другого нет. Как справедливо заметил один из гуру антикризисного управления, «основное идеологическое кредо в условиях кризиса - выживание с наименьшими потерями».

Другое дело, что этому кредо будут привержены в новом году все поголовно. То есть все будут заинтересованы в том. Чтобы «смонетизировать» друг у друга как можно больше монет. На этом поприще могут возникнуть противоречия. Никто не захочет много и завтра. Всем надо будет здесь и сейчас. То есть никакой стратегии, сплошная тактика.

Да плюс еще государство займется примерно тем же. Потоскует, потоскует по нефти за $100-120 за баррель да и займется. Собственно. Уже занялось, наметив повышение налогов на бизнес. Ему ведь тоже нужно здесь и сейчас. То есть никаких возможностей подкопиться, все впритык.

Соответственно, жить в 2010 году предстоит днем сегодняшним. Без всяких там прожектов. А это значит, что одновременно с кучей хлама в урну полетят и вполне дельные и интересные идеи, если только они не гарантируют отдачи здесь и сейчас. А то вряд ли. Инновации – они ведь как расчеты у Бендера: утром стулья – вечером деньги. Наоборот никак не получается.

Из всего этого следует один очень абстрактный на первый взгляд, но довольно системный риск – риск уткнуться носом в землю и рыть ее, не задумываясь о перспективах. Риск этот абсолютно не осязаем в 2010 году. Мы его будем осязать в 2013-м. Или в 2015-м. Или в следующий кризис. И роптать: мол, строили-строили и опять ничего не построили…

Новогодний тост, то есть, простите, вывод отсюда, пожалуй, один. Конечно, стоит выпить за то, чтобы наши потребности совпадали с нашими возможностями. Но хорошо бы, чтобы наши завтрашние потребности определялись не только сегодняшними возможностями. А так… это будет очень денежный год. Не в смысле, что будет очень много денег. Будет много усилий их заработать…

 

P.S. Впрочем, пока на повестке дня не стратегия. И даже не тактика. Сейчас другое важнее – надо как-то суметь начать работать. Чего всем и желаю.