Airiyan250.jpg- Итак, каковы же основные тенденции, господствующие сегодня на рынке денежных переводов?

- Безусловно, когда мы говорим о любом рынке сегодня, мы обязательно должны упомянуть то корректирующее влияние, которое оказал мировой финансовый кризис на любой сегмент. Однако рынок денежных переводов вошел в кризис в великолепной форме. Сильные игроки наращивали объемы высокими темпами и смогли достичь на момент прихода кризиса значительных результатов. Росли процессы интеграции и кооперации между системами, происходило высокими темпами вовлечение российских игроков в крупные международные коридоры денежных переводов. Даже в разгар финансового экономического кризиса рынок продолжал следовать своим основным качественным трендам, за исключением того, что сами объемы, безусловно, корректировались.

Я считаю, что кризис стал тем важным испытанием, которое в какой-то степени стимулировало рынок, ускорив его развитие и сделав игроков более эффективными и более конкурентоспособными. Особо хотел бы отметить то, что кризис ускорил наступление очень важной ступени в развитии рынка денежных переводов: произошло относительное выравнивание тарифов на рынке. Если вы посмотрите и проанализируете тарифы основных игроков, то увидите, что в основном они вертятся вокруг одной и той же цифры – 2%.

Естественно в зависимости от того или иного направления или соглашения, тариф может быть меньше или больше, но в целом комиссионные систем в основном приближены к этому значению. При этом важной особенностью является и то, что на фоне выровнявшихся тарифов основную роль в конкурентоспособности любой системы стал играть такой фактор, как удобство ее использования.

Здесь мы, прежде всего, говорим о качестве. И одним из его компонентов является так называемый принцип пошагового доступа, когда клиент не должен тратить ни времени, ни усилий, ни средств,  для того, чтобы достичь ближайшего пункта, используемой им системы денежных переводов.

Удобство проявило себя особенно ярко на основных коридорах СНГ. Мне кажется, что сегодня самыми успешными будут системы, которые выходят из полосы экономической турбулентности, имея максимальный показатель по фактору удобства.

- А кто, на ваш взгляд, сегодня является лидером рынка денежных переводов в России?

- Конечно же, на рынке выделились наиболее сильные игроки, в число которых входит и UNIStream. Я не хотел бы говорить от имени других систем или давать какие-нибудь характеристики работы наших коллег по бизнесу, однако могу сказать по нашей системе. Сегодня UNIStream контролирует более 40% переводов в коридоре Россия – Молдова, в коридоре Россия – Армения – 56%, в Кыргызстане мы контролируем более 40%, а в направлениях Россия – Таджикистан и Россия - Узбекистан мы осуществляем более 27% всех переводов. Важно отметить, что мы не потеряли в рыночной доле во время кризиса и, что кризис дал нам только новые возможности для дальнейшего наращивания доверия к нам со стороны наших клиентов на этих важных направлениях.

В своей стратегии развития на пространстве СНГ наша система базируется на партнерской сети, в то время как в России UNIStream развивает как партнерскую, так и собственную компоненты.

- Какова доля отечественных разработок («Contact», «Anelik», «Лидер») на рынке денежных переводов? Насколько эти системы конкурентоспособны и востребованы в сравнении с лидерами - Western Union, Visa, UNIStream?

- Как правильно следует из вашего вопроса, безусловно, большая часть рынка сегодня контролируется именно лидерами и именно крупными системами. Но в этом списке представлены и российские системы. Это те, кто в начале 2000-х годов смог предложить доступные тарифы, кто выводил рынок из состояния фактической монополизации, кто шаг за шагом увеличивал долю «организованных» переводов и,  сокращая фактически до нуля долю «неорганизованных». Таким образом, именно российские системы, - так называемые системы 2-го поколения, - сделали прорыв в этом направлении, и на рынке появилась реальная конкуренция. Затем начался период развития этих систем, в определенное время они росли как грибы. Рынок давал достаточно места, в принципе, всем тем, кто имел концепцию и четкое осознание того, что они могут предложить клиентам.

Достаточно долгой дорогой эволюции была дорога демпинга. Конечно, это самая простая дорога.  Демпинг -  самый незамысловатый прием для продвижения на рынке и оспаривания своего места перед конкурентами. Однако период демпинга закончился. Он исчерпал себя:  тарифы примерно выровнялись. Более того, рынок сузился благодаря сильному корректирующему влиянию кризиса.

Если вы посмотрите на структуру рынка, то увидите, что большинство игроков все-таки выжило. В какой-то степени помог высокой уровень интеграции и кооперации, и некоторый вклад дало сопряжение с сегментом электронных платежей. Таким образом, несмотря на то, что крупные игроки, которых вы назвали в вашем вопросе, держат 80% рынка, более мелким до сих пор удается оставаться на плаву и сам этот факт говорит о том, что они обладают определенной степенью конкурентоспособности.

Если ситуация на рынке будет выходить из кризисной, то многие из них получают достаточно хороший шанс для дальнейшего развития, ведь российские игроки знают рынок СНГ лучше. При этом важно отметить и то, что кризис завершил очень важный этап в развитии всего рынка: этап уменьшения тарифов. Сейчас, когда на первый план выходят такие аспекты как качество, от систем потребуются значительные усилия не только держать качество на должном конкурентном уровне, но и предлагать новые приемы, новые концепции и новые идеи. Все это потребует и финансовых и интеллектуальных затрат. Не исключена и необходимость в ведении каких-то новых интересных рекламных компаний. Смогут ли все адаптироваться к такому быстрому изменению реальности – вот это вопрос. Тут большую роль сыграет и макроэкономика, которую мы не можем спрогнозировать именно сейчас, и степень умелости действий самих субъектов рынка.

- Какие пути развития систем денежных переводов наиболее возможны: тарифные изменения или расширение в пакете опций?

- Как я уже отметил, период тарифного демпинга закончен. Мы исчерпали реальные возможности дальнейшего движения вниз по оси тарифов. Двигаться дальше в этом направлении  пока некуда.  Сегодня системы приблизились к той грани, когда их клиенты получают на рынке максимально доступные сервисы. На первую полосу встает именно качество, которое включает в себя много параметров. Безусловно, первым из них, как я уже говорил, является удобство сети сервисных точек.

Пошаговый принцип доступности важен потому, что является не только визуальным атрибутом привлекательности системы, но и вносит важную компоненту в аспект доступности сервисов. Объясню: если вы - клиент и вам надо отправить деньги сегодня, то объем средств, который вы заплатите за перевод, складывается не только из комиссии выплаченной оператору, но и затраты на транспорт для достижения ближайшего пункта обслуживания. Сюда входит и затраченное время на дорогу. Это особенно важно в городах, где общественный транспорт недешевый. Именно поэтому очень важным конкурентоспособным преимуществом системы является тот момент, что ее пункт всегда находится у  клиента, что называется, «под боком». Если говорить про UNIStream, то, например, в Украине, в Киеве мы оперируем более 400 сервисных точек, в Харькове – 240, в Днепропетровске – 250, а в Одессе – 280. Если говорить про Молдову, например, то здесь только в Кишиневе мы имеем 270 пунктов. Все это мы делаем для того чтобы всегда быть рядом. Мы знаем, как это важно.

Необходимо отметить и такой параметр, как охват сети по городам, а также качество самого обслуживания в каждом пункте непосредственно. В плане последнего, клиенты становятся все более и более требовательными, и, мы считаем, это очень хорошо.

Нужно также упомянуть и ширину продуктовой линейки. Она, как правило, для систем переводов характеризует  степень интегрированности в сегмент электронных платежей. У разных систем этот индикатор варьируется  в интервале от нескольких единиц до двух десятков дополнительных продуктов. В случае нашей системы число дополнительных сервисов равно 18.  Сюда входят и оплата телефонии, счетов по коммунальным услугам, интернет, спутникового телевидения, пополнения банковских счетов и погашения кредитов, а также многое другое.

С дополнительными услугами очень близко стоят такие интересные проекты как развитие терминальной базы для профильных продуктов (переводов), а также  привлечение в переводы возможностей мобильной связи и интернет.

- В 2006 году наиболее динамичным сегментом мирового рынка денежных переводов, как считали многие эксперты, являлся рынок СНГ. Что изменилось, на ваш взгляд, с тех пор и как можно охарактеризовать этот рынок сегодня?

- Безусловно, рынок денежных переводов являлся одним из наиболее динамично развивающихся сегментов экономики. Таковым является он и сейчас. Были периоды, когда мы имели рост в объемах от 50% до 60% ежегодно. Кризис, безусловно, внес коррективы, и сегмент сильно просел. На протяжении нескольких кварталов уменьшение в основных коридорах примерно от 20% до 30%. Это началось уже в третьем квартале прошлого года и во втором квартале текущего года рынок, по всей видимости, достиг своего минимума. Сейчас мы наблюдаем определенный рост, когда по сравнению с апрелем-июнем мы видим увеличение от 20% до 30%. Таким образом, мы можем ожидать, что, начав расти уже в этом году, рынок достигнет уровня 2008 года к концу 2010, а в 2011 году – продолжит свое дальнейшее восхождение вверх. Сегодня мы, скорее всего, находимся в минимальной точке либо близко к ней. От нее начнется поступательное движение вверх. По поводу качественных тенденций – это, как я уже сказал, дальнейшее повышение роли фактора удобства.

- Как развитие российского рынка денежных переводов соотносится с эволюцией западного? В чем его ключевые особенности?

- Также как и эволюция банковского и финансового сектора соотносятся между рынком западных стран и рынком СНГ. Мне кажется, что на рынке западных стран, который просуществовал уже два столетия, ситуация менее динамичная, поскольку рынок изначально уже поделен крупными игроками, при этом мы видим на определенных коридорах наличие более мелких игроков, которые занимают здесь существенно меньшую долю.

Рынок же денежных переводов СНГ относительно молодой, он начал формирование в начале 90-х. Они пробили себе дорогу в конкурентной борьбе с традиционными игроками. Операторам второго поколения удалось коренным образом изменить фундаментальные показатели рынка и вывести его из состояния монополизации, фрагментарности, завышенных тарифов, недоступных для основной массы клиентов. Ситуация менялась крайне быстро. Именно высокий уровень динамики рынка и отличает рынок денежных переводов СНГ, и этим он наиболее интересен для тех, кто в нем работает. За короткий период, он прошел несколько фаз своего развития. Последним этапом стало фактическое выравнивание тарифов и выход в стадию высокого качества обслуживания клиентов. Чрезвычайно высокими темпами формируются и мощные сети шагового покрытия. Происходит интеграция в сегмент электронных платежей. Высокими темпами развиваются такие игроки, сервисы которых демонстрируют, помимо доступности, скорость, простоту и надежность. Я здесь не сбрасывал бы со счетов и нашу работу, которую мы как система проводим в диаспорах. Это тоже важный аспект, и именно это дает дополнительную компоненту в общем движении вперед.

- Какие проблемы стоят на пути развития рынка денежных переводов в России?

- Кризис стал одной из основных проблем развития любого рынка, но это не только российская действительность, это глобальная реальность. В целом же можно говорить о том, что все аспекты, влияющие на развитие рынка, включая и законодательную базу, развивались за последнее время достаточно высокими темпами. Сегодня я бы вряд ли отметил какую-либо серьезную проблему, которая мешала бы развитию денежных переводов. Даже если брать проблему трудовых мигрантов, которые на 80% обуславливают спрос на рынке денежных переводов, то и здесь законодательная база из года в год становится все более стройной и прозрачной.

- Каков объем рынка электронных денег и динамика  его роста?

- По нашим оценкам объем рынка электронных платежей в России составлял в предкризисный период от нескольких сот млрд. рублей. Мы думаем, что это, скорее всего, от 300 до 400 млрд. Однако, это очень примерная и общая оценка. Он также отличался высокими показателями роста. Объем его увеличивался из года в год примерно на 50%.

- А насколько сильно кризис повлиял на рынок денежных переводов России?

- Безусловно, кризис возымел самое серьезное действие на рынок денежных переводов России и СНГ. Еще никогда молодой сегмент, активное развитие которого начиналось в начале 2000-х годов, не испытывал такого серьезного испытания.

Воздействие кризиса на рынок денежных переводов в частности было обусловлено многими факторами: это и стремительное падение национальных валют в третьем квартале 2008 года, и начавшийся массовый отток из стран-доноров трудовых мигрантов, которые стали терять рабочие места. Это было связано с закрытием даже самых крупных объектов в сфере строительства, торговли, в сфере обслуживания, а ведь именно там сконцентрирована максимальное количество рабочих мест, занятых трудовыми мигрантами.

На протяжении первых двух кварталов 2009 года падение на основных коридорах рынка было настолько значительным, что индикаторы спада варьировались на многих направлениях от 20% до 30%. Это колоссальное уменьшение, если учесть, что до кризиса рост рынка в годовом исчислении составлял от 50% до 80%. Однако, уже в третьем квартале мы увидели первые ростки оживления. Некоторые коридоры по сравнению со вторым кварталом подросли примерно на 20-25%, что можно считать положительным знаком.

В целом же могу сказать, что рынок денежных переводов выдерживает кризис с честью.  Может быть и менее интенсивно, но все равно развивались намеченные на 2009 год проекты, а достаточно символичным я считаю международное направление. Здесь игрокам удалось сделать  серьезные шаги к участию в развитии международных коридоров, в частности, если говорить про нашу компанию, то кризис никак не повлиял на запуск наших дочерних компаний в Германии и Греции. Не помешал он и нашему выходу на многие принципиальные международные коридоры.

- Можно ли ожидать консолидации российского рынка денежных переводов  за счет слияний и поглощений? В каких направлениях, это наиболее возможно сейчас: слияние технологически совместимых систем или поглощение российской системы крупным иностранным оператором?

- Кризисный период был наиболее вероятной фазой, когда могли происходить слияния и поглощения. Сейчас же, когда экономика постепенно выходит из турбулентности, вероятность подобного рода процессов намного меньше в этой связи мы не ожидаем каких-то крупных сделок в этом направлении, по крайней мере, в ближайшие месяцы. При этом и специфика самого рынка денежных переводов такова, что здесь более характерны процессы интеграции систем как по техническим аспектам, так и по сотрудничеству в определенных коридорах. Плюс многие системы, как вы знаете, являются дополнением к продуктовой линейке определенных банков, и говорить о слияниях или поглощениях на российском рынке денежных переводов, с большой вероятностью надо, имея информацию и обсуждая в деталях подобные процессы в банковской сфере.

- Ситуация с долларом как-то влияет на рынок денежных переводов? В какой валюте сегодня предпочитают отправлять переводы жители России?

- Ситуация на валютном рынке, конечно, имеет определенное влияние на рынок денежных переводов. Причем надо сказать, что в третьем квартале прошлого года, когда финансовый кризис только начинался, просадка рынка была полностью связана с падением рубля по отношению к американской валюте. Если же говорить про настоящую ситуацию, то конечно, доверие людей к той или иной валюте, безусловно, накладывает определенный отпечаток на «корзине» исходящих переводов. При том, что внутренние российские переводы по существующему законодательству осуществляются только в рублях, внешние переводы распределяются повалютно следующим образом: 44,1% в рублях, 51,4% – в долларах США, а 3% - в евро. На другие валюты приходится порядка 1,4%.

- UNIStream специализируется в основном на денежных переводах. Скажите, есть ли в планах завоевание других сегментов на рынке электронно-платежных систем?

- Как я уже говорил, рынок переживает активную фазу интеграции переводов в сферу электронных платежей. Именно поэтому многие компании внедряют платежи, делая их дополнительными сервисами к их продуктовой линейки. Это помогает нарастить конкурентоспособность системы и сделать ее более привлекательной для клиентов. В спектр этих сервисов входит и оплата счетов по мобильной связи, интернет, ip–телефонии, спутникового телевидения, коммунальных услуг и много многое другое. Если говорить про нашу систему, то у нас сегодня работает более 18 дополнительных продуктов, которые не являются нашей профильной специализацией. Этот пример красноречиво говорит о том, насколько системы денежных переводов активно входят в рынок денежных платежей.