shkinev200.jpg- В разных источниках вы говорите о том, что стратегия развития вашей компании изначально была нацелена на то, чтобы уйти от классической модели дистрибуции IT-решений и перейти к модели работы компании-интегратора. На прошедшей в ноябре конференции INPAS-EVENT «Новые пути – Новые решения» было объявлено об открытии собственных производств. Можно подробнее?

- Совершенно верно. На нашей конференции мы объявили об открытии завода по изготовлению пластиковых карт и о начале сборки POS-терминалов. Но я хотел бы вас поправить: мы скорее переходим от модели импортирования технологий к модели создания технологий. Это важно для нас и для российского рынка в целом. Открытие производств является подтверждением нашего развития. Карточное производство и сборка POS-терминалов – это два не связанных между собой проекта. Завод по производству пластиковых карт «Алиот» принадлежит холдингу ITG (INLINE Technologies Group) и, как и компания INPAS, входит в холдинг как отдельное юрлицо.. Производство находится в Кубинке, оно сертифицировано международными платежными системами: сертификат от MasterСard мы уже получили, а до конца января 2010 года планируем получить аналогичный документ от Visa. Запуск этого предприятия  нам был крайне необходим, при его создании особое внимание было уделено технологиям, поэтому на сегодня это предприятие оснащено самым передовым оборудованием в России по изготовлению микропроцессорных карт, как банковских, так и для локальных платежных систем и вертикальных рынков. Максимальная мощность завода – до 60 млн. карточек в год. Через полтора года мы планируем выйти на 45 млн. в год, это не все 100%, однако даже загруженность производства на 60-70% уже делает проект экономически рентабельным и доходным. Надо понимать, что загруженность завода напрямую связана с количеством заказов, а это уже не прерогатива производства. Сейчас мы, то есть компания INPAS, является эксклюзивным агентом фабрики по работе с банковскими картами.

Мы только приступили к продвижению продукции фабрики и с февраля 2010 года планируем целый ряд мероприятий с целью познакомить наших текущих клиентов и рынок в целом с возможностями фабрики. А также предложить набор дополнительных сервисов, таких как персонализация, хранение готовой продукции, адресная рассылка и т.д. Мы считаем, что ресурсом фабрики в виде сборки карт и персонализации смогут воспользоваться наши партнеры, в частности компания Gemalto, с которой нас связывают более 9 лет успешного сотрудничества в России. В следующем году мы надеемся выйти на уровень не менее 30 млн. карт в год. Мы ведь и раньше занимались выпуском пластиковых карт, просто размещали заказы на чужих заводах. У нас есть планы по развитию вертикальных рынков (небанковские карты), которые тоже формируют достаточно большой сегмент рынка – не менее нескольких миллионов в год. Для нас представляет интерес изготовление социальных карт, потому что мы уже делаем подобные проекты, и считаем это направление чрезвычайно важным.

- Давайте поговорим о сборке POS-терминалов…

- Это уже проект компании INPAS. Есть две причины, по которым мы решили организовать собственную сборку. Первая причина напрямую связана с видением нашей стратегии и будущим развитием рынка эквайринга. Как мы уже говорили, он будет связан с развитием нишевых продуктов и значительным развитием функционала и, соответственно, возможностей карты. Следовательно, эквайринговая сеть будет вынуждена перестраиваться на прием карт нового типа – на бесконтактные карты, карты с биометрией и т.д. Наша задача не только придумать ПО для дополнительного функционала, но и обеспечить клиента возможностью его обслужить. А значит, уже сегодня надо модернизировать эквайринг. Все это, в конечном итоге, привело нас к идее создать собственное сборочное производство. Дело в том, что заказать необходимое количество терминалов в VeriFone с необходимыми конфигурациями можно, но не нужно, потому что одна логистика небольших партий оборудования и таможенные платежи приводят к удорожанию стоимости терминала и к временным затратам. Зачем же ждать три месяца, когда можно собрать на месте? Такова была логика принятия решения. Сама идея строится так: мы берем базовое решение вендора – VeriFone – и собираем терминал с учетом необходимых клиенту конфигураций здесь, в России. Таким образом, уже через неделю клиент получает готовое к работе оборудование. Вторая причина – это новые таможенные пошлины, которые были введены с 1 января 2009 года и составят 20% от стоимости терминала, но не менее 60 евро. Конечно, это влечет увеличение цен, что не устраивает ни одного из наших клиентов, особенно с учетом кризиса. Поэтому даже с учетом пока небольшого масштабирования производства сама себестоимость сборки одного терминала меньше, чем пошлина, что еще больше подчеркивало экономическую привлекательность сборочного завода. По сути, мы просто экономим деньги наших клиентов.

- Сколько шел переговорный процесс и организация сборки POS-терминалов?

- Сам проект мы начали в марте. Сначала проектировали мощности, рассчитывали нагрузку и писали бизнес-план. Через два месяца, в мае, получили одобрение VeriFone и приступили к лабораторным испытаниям, сделали первичную тестовую сборку. Более шести месяцев первая партия терминалов находится в нашей тестовой лаборатории и одновременно тот же набор оборудования находится в тестовой лаборатории вендора в Израиле. И уже в октябре, после прохождения всех испытаний и сбора статистики по машинам, мы получили официальное разрешение на сборку от вендора и возможность начать промышленное производство. Сейчас происходит сборка опытной партии – где-то около 2 тыс. машин с разным набором опций. Выборочно до конца года вендор проверит часть из опытной партии, и с нового года мы уже приступим к массовой сборке.

- VeriFone будет продолжать контролировать процесс сборки?

- Да, конечно. Вендор имеет право контроля, путем тестирования выборочной партии, и не реже одного раза в квартал – возможность посещать производство. До конца года закончится тестирование уже опытной партии и мы, наконец, подпишем контракт с вендором о производстве. Почему так важен контракт? Согласно ему мы становимся официальными сборщиками терминалов данного производителя, гарантируем качество заказчику и принимаем на себя все риски, в том числе и по вопросам безопасности. 10 января мы начинаем первый производственный цикл. Ожидаемая мощность завода – 4-5 тыс. терминалов в месяц.

Но этого не достаточно, чтобы открывать собственное предприятие. Пока производство работает на аутсорсинге, это временная мера. Наши расчеты по экономической модели показывают, что для выхода завода на окупаемость нам необходимо собирать 10-12 тыс. терминалов в месяц.

- И когда вы планируете выйти на эти показатели?

- Не раньше, чем через год. Это связано с темпами роста рынка, хотя у нас уже даже площади зарезервированы под завод – это второй корпус, рядом с карточной фабрикой в Кубинке.

С учетом того, что таможенный налог на терминалы существует только в России, то экспортировать собранные терминалы не планируется даже в страны СНГ. Наша продукция ориентирована только на российский рынок. Мы стремимся развивать инновационные технологии в России. Например, в Европе один терминал обслуживает около 30 человек. В России же этот показатель в 9 с лишним раз выше – 280 человек. Европейский рынок во всю пользуется достижениями технологического прогресса. Использование пластиковых карт никого не удивляет, это удобно, быстро и безопасно. Скорее наоборот – если, например, на заправочной станции вы попытаетесь расплатиться наличными, то у вас ничего не выйдет, так как все давно автоматизировано. Нашей стране необходимо расширять возможности эквайрингового рынка.

- Вы входите в число самых крупных игроков рынка системных решений для финансового сектора. Как быстро растет ваша клиентская база?

- Наша клиентская база включает в себя около 400 кредитных организаций по всей России. Ее основа сформирована в первые четыре года работы компании. Это фактически все банки, которые работают на рынке эквайринга, поэтому значительно расширяться она не может.

Впрочем, мы не концентрируем свои усилия на работе только с кредитными организациями. Об этом говорит наличие в структуре организации департамента небанковских проектов, который ведет активную работу на вертикальных рынках, а так же проектный офис, занимающийся социальными проектами и уже несколько месяцев функционирующий как самостоятельная компания – ПИК Системз, также входящая в холдинг ITG. Интеграционно-социальные проекты расширяют область применения пластиковых карт и предоставляют держателям карт широкий выбор услуг и информационных сервисов, увеличивая, таким образом, эмиссию и оборот карточек в банке. Информационно-платежные технологии сейчас широко востребованы, например, в банковском секторе; для автоматизации предоставления социальных услуг; автоматизации процессов учета на таможне, налоговых органах или пенсионном фонде; для электронного документооборота; для решения вопросов в рамках проекта «Электронная Россия» и в других областях.

Важно говорить не о количестве наших клиентов, а о количестве и качестве проектов, которых становится все больше, требования к ним растут, и это приятно. Особое внимание мы уделяем именно качеству самих проектов. Дело не столько в лояльности наших клиентов, скорее это результат работы компании по выпуску на рынок тех решений, которые помогают эффективно развиваться банковскому и небанковскому бизнесу.

- Учитываете ли вы мнения банков-клиентов при создании своих продуктов? Проводите дополнительные маркетинговые исследования ожиданий банковского рынка?

- Мы уже не раз говорили, что для нашей компании крайне важна проектная работа. Поэтому при создании продуктов учитывается все: и мнения покупателей, которые мы получаем в результате специальных опросов, ситуация на рынке IT-решений в целом, что можно узнать из маркетинговых исследований, анализ последних международных новаций и, конечно, проработка задач, которые должны решить создаваемые продукты. Все наши продукты проходят не только тестирование, но и серьезную экспертизу на соответствие тем задачам, которые были поставлены при их проектировании. Производственный цикл включает в себя этапы по созданию, разработке, выводу на рынок и внедрению продукта. Эта система полностью соответствует практике крупных западных IT-компаний, и логично, что мы, как компания, которая долго работала с иностранными вендорами, придерживаемся подобной логики. 

- Рынок розничных услуг, в том числе и эквайринга, очень сильно изменился за последние 10 лет. На ваш взгляд, как именно будет развиваться рынок российской розницы в новом году и какие направления в нем являются наиболее технологически успешными?

- Это глобальный вопрос. Процесс изменения в сфере банковской розницы в прошлом в первую очередь касался развития технического процесса в целом. Например, тот же самый эквайринг, помимо роста числа участников рынка, модернизировался за счет появления новых технических возможностей. Работа POS-терминалов становилась более отлаженной, а скорость транзакции занимала все меньше времени. Ушел в прошлое и dialup-доступ – его заменил Ethernet и GPRS. Но это всего лишь функция, которая не оказала влияния на сам сегмент.

Сейчас мы наблюдаем, как меняется и сама банковская карта – она становится все более эргономичной, удобной для пользователя, и включает в себя все больше и больше возможностей. Поэтому сегодня мы стоим на пороге более серьезных перемен, которые затронут банковский сектор в целом.

Начало бурного роста ритейла в России во многом было связано с притоком нефтедолларов, когда доходы населения и требования к качеству жизни повысились. Одними из основных локомотивов рынка ритейла стали банки, которые начали развивать кредитные продукты. Даже сегодня, когда еще не все вышли из кризиса, все равно очевидно, что рынок банковской розницы не умрет. Во все времена людям будут требоваться заемные деньги на удовлетворение своих текущих нужд. Хоть и медленно, но маховик начинает снова работать.

После весны 2010 года тренд будет уже положительным, от этого никуда не деться, а весь следующий год станет временем выхода из стагнации, в которой мы сейчас находимся.

Что касается платежных технологий, то будут развиваться бесконтактные платежи, большое развитие получат микропроцессорные карты с различным набором банковских и, что важно, небанковских приложений и получение целого ряда дополнительных услуг. Огромным шагом вперед может явиться проект «Национальной социальной карты». Мы уверены, что пластиковые карты все шире будут использоваться, и оплата и получение большого набора других услуг и сервисов через POS-терминалы, информационно-платежные киоски и АТМ станет нормой жизни.