Shaymardanov.jpgИльнар Шаймарданов, начальник управления по работе с малым бизнесом BSGV

Однако содержание статей чаще всего сводится к проблемам с получением финансирования, высоким рискам такого вида кредитования для банков и государственным программам субсидирования кредитов для частных предпринимателей и малых компаний.

Получается, что в большинстве случаев работа банков с малым бизнесом сводится к кредитованию, при этом сами компании чаще всего жалуются на сложность получения кредитов или неадекватно высокую их цену, а от коллег по банковскому цеху можно услышать, что малый бизнес чуть ли не благотворительное и при этом высокорискованное направление, не способное приносить банку реальный доход.

В результате на протяжении последних лет мы могли видеть ситуации, когда направление по работе с малым бизнесом появлялось во многих банках номинально, дабы «добиться» звания универсального банка, повысить свою капитализацию и в дальнейшем выгодно продать банковский бизнес вместе с пулом клиентов. Финансовый кризис внес свои коррективы, покупка банков перестала казаться такой привлекательной сделкой, и малый бизнес во многих из них либо отошел на второй план, либо вовсе стал неинтересен.

В этой связи хотелось бы предложить позицию, которой придерживается наш банк – Банк Сосьете Женераль Восток – при работе с малым бизнесом. Это довольно новое направление, открытое в самом начале кризиса, примерно около года назад. С самого начала было решено отказаться от устаревшей стратегии, при которой малый бизнес может получать только кредиты. Мы считаем ошибочным мнение о том, что малым компаниям и предпринимателям нужны только деньги. Это не так. Им, наравне, а иногда даже в большей степени, чем крупным предприятиям, нужен широкий ассортимент банковских продуктов: от расчетно-кассового обслуживания и депозитов до лизинга, факторинга и гарантийных операций. Осознавая потребность малого бизнеса во всех этих продуктах, мы сделали ставку не столько на получение процентного дохода от размещения кредитов, сколько на комиссионный доход и доход от прочих операций. В результате за первое полугодие текущего года 50% прибыли направления дали депозиты и остатки на счетах, 40% было получено за комиссионное обслуживание и только 10% - в качестве чистой процентной прибыли от кредитования.

Первый же год работы показал верность выбора данной модели и позволил нам говорить об этом как о новом подходе к обслуживанию малого бизнеса. До сих пор на государственном уровне и в банковской среде говорят о «поддержке» малого бизнеса, в то время как давно следовало бы говорить о взаимовыгодном партнерстве и сотрудничестве . При этом ни одна другая категория корпоративных клиентов такой поддержки, как правило, не получает, только малые предприятия.

Мы же хотим заявить: малый бизнес достаточно силен, чтобы самостоятельно справляться со всеми экономическими трудностями. Необходимо, чтобы банки были готовы предоставить ему полный спектр своих услуг, а не только кредитование. Становясь главным источником доходов банка, кредитование априори не может быть доступным. Лишь перераспределив доли прибыли в пользу комиссионных и депозитных операций можно получить адекватные условия кредитования и приток новых клиентов от малого бизнеса. А таких клиентов, кто не охвачен банковскими услугами, кроме обслуживания расчетных счетов, сегодня миллионы. Согласно статистике,  около 95% зарегистрированных в России юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются именно субъектами малого бизнеса. При низком уровне предложения, это огромный ненасыщенный и неохваченный рынок, который должен быть освоен банками в ближайшие годы.

Проценты по кредитам не должны являться единственным критерием для выбора банка. Сделайте ставку на качество сервиса, на предоставление услуг, которые обычно предлагаются «большим братьям», как, например, валютные и документарные операции, и это станет весомым доводом для  клиентов, которых, повторюсь, в стране миллионы.