Праздничный сезон можно считать открытым – во всяком случае, если судить по количеству подарков, как уже врученных, так и обещанных Банком России своим подопечным. Новое положение о порядке формирования отчетности, новый порядок хранения бухгалтерских документов и регистров электронном виде, новый расчетный документ… какие еще сюрпризы готовит нам регулятор в оставшиеся до праздника недели?

Честно говоря, я надеялась на новый порядок составления годового отчета. Или хотя бы на внесение изменений в Указание ЦБ РФ от 8 октября 2008 г. № 2089-У. Чтобы убрали, наконец, из состава СПОД (это, если кто не в курсе, не инфекционное заболевание, и даже не супер-портативные-медиа-проигрыватели компании Apple, а всего-навсего события после отчетной даты) «получение после отчетной даты первичных документов, подтверждающих совершение операций до отчетной даты и (или) определяющих (уточняющих) стоимость работ, услуг, активов по таким операциям, а также уточняющих суммы доходов и расходов, отраженных в бухгалтерском учете» - отечественный креатив по мотивам МСФО, жуткий гибрид событий после отчетной даты, метода начисления и заключительных оборотов. Бухгалтера меня поймут.

Так вот, надеялась я напрасно. Ничего такого Банк России в Указание № 2089-У вносить не стал, и, судя по всему, не планирует (впрочем, надежда умирает последней). Зато порадовала весть о продлении срока действия Указания Банка России от 23 декабря 2008 года № 2156-У «Об особенностях оценки кредитного риска по выданным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности».

Сообщение о том, что Банком России утверждено Указание от 11 декабря 2009 года № 2359-У, предусматривающее продление срока действия Указания № 2156-У до 30 июня 2010 года, вчера появилось на сайте регулятора. Неожиданностью это не стало – Центральный банк давно обещал продлить льготный порядок резервирования. Но обещания к делу не пришьешь, поэтому утверждение этого документа должно весьма порадовать сотрудников, ответственных за формирование резервов на возможные потери в кредитных организациях.

Поводов для радости, как минимум, два.

Первый – не нужно будет резко увеличивать резервы на возможные потери по ссудам, особенно просроченным и реструктурированным, с 1 января 2010 года. А значит, не ухудшится финансовый результат и без того непростого года.

Второй – еще на полгода мы освобождены от применения зубодробительной процедуры определения качества обслуживания заемщиком долга, установленной пунктом 3.7. Положения Банка России от 26 марта 2004 года № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности». А значит, имеем существенную экономию времени, бумаги и нервов банковских работников, которым не нужно выяснять по каждому кредиту:

- не осуществляются ли платежи по основному долгу и (или) процентам за счет денежных средств и (или) иного имущества, предоставленных заемщику кредитной организацией – ссудодателем прямо или косвенно (через третьих лиц);

- не принимает ли на себя кредитная организация-ссудодатель прямо или косвенно (через третьих лиц) риски (опасность) понесения потерь в связи с предоставлением заемщику денежных средств и (или) иного имущества;

- не изменены ли на основании соглашений с заемщиком существенные условия первоначального договора, на основании которого ссуда предоставлена, при наступлении которых заемщик получает право исполнять обязательства по ссуде в более благоприятном режиме;

- не предоставлена ли ссуда прямо или косвенно (через третьих лиц) заемщику кредитной организацией в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде;

- не придет ли в голову представителям банковского надзора, осуществляющим проверку правильности формирования резервов на возможные потери, поискать этих зловредных третьих лиц, потому что при желании таковые всегда найдутся.

Есть еще и третий повод – правда, не для радости, а скорее для размышления. «Одновременно сообщаем, что Банк России будет продолжать осуществлять мониторинг применения кредитными организациями подходов, установленных Указанием Банка России от 23 декабря 2008 года № 2156-У… в целях принятия во втором квартале 2010 года решения о перспективах его действия» - пишет Департамент внешних и общественных связей Банка России. Что бы это значило? Если будем применять слишком активно, то не продлят? Или наоборот?

А может, чем черт не шутит, есть шанс на придание временному упрощенному порядку определения качества обслуживания долга статуса постоянного?..

Пусть даже предельное количество дней просрочки там будет 5, 30 и 60, а не 30, 60 и 90. Главное, чтобы сама процедура была более простой и доступной для понимания простым смертным, а не только ее изобретателям.

Впрочем, на это, конечно, вряд ли стоит рассчитывать.

Что же касается Указания № 2359-У, то теперь слово за Минюстом. Будем надеяться, что он не станет слишком затягивать процедуру государственной регистрации – до Нового года осталось всего две недели.