До сих пор далеко не все крупные торговые сети принимают карты к оплате. Не потому что так любят наличные, а потому что за «пластиковые» операции необходимо платить комиссию банку-эквайеру. Комиссия обычно составляет 1-2% от карточных оборотов. Переложить ее на покупателя нельзя: по правилам платежных систем товар, купленный по карте, не может стоить дороже, чем приобретенный за наличные.

Никто не мешает закладывать эквайринговую плату в стоимость товара. Но в этом случае переплачивать придется и тем, кто рассчитывается наличными, и тем, кто пользуется пластиком. Повышение стоимости товара – не самое лучшее решение с точки зрения конкуренции, особенно если речь идет о магазинах, расположенных у МКАД. Зачем сюда ехать, если не из-за более низких цен?

Некоторые торговые сети поступают половинчато: у них можно заплатить картой, но лишь одного банка-эмитента. Он же будет являться и эквайером. Продавец предоставляет банку право эксклюзивных карточных расчетов, а банк, в свою очередь, берет с торговой организации минимальную комиссию за проведение транзакций.

Подобным партнерством недавно  заинтересовалось антимонопольное ведомство. ФАС предъявила претензии к «Ашану» за сотрудничество с Кредит Европа банком. В торговых точках указанной сети можно расплатиться лишь его карточкой.

Уже более двух лет назад эксперты предсказывали, что это только начало «пластиковых» отношений между магазинами и банками – все впереди. В частности, журнал «Финанс.» писал о том, что в перспективе двух лет и в «Ашанах», и в «Метро»  можно будет расплатиться картой любого банка. Но прогнозы оказались слишком оптимистичными.

Насколько обоснованы претензии ФАС? С одной стороны, сегодня действительно как-то странно, когда в торговой сети принимают карты лишь одного банка.  Но с другой стороны, не вижу ущемления интересов – ни покупателей, ни других банков. Договорились - флаг в руки. Не обвиняем же мы, допустим, «Техносилу» – в том, что она не принимает подарочные сертификаты «М.видео». А договор эквайрингового обслуживания в любом случае торговая сеть заключает с каким-то одним партнером.

Не любите платить наличными? Так какие проблемы. Отправляйтесь туда, где принимают карты. Разве мало сегодня гипермаркетов, работающих в той же ценовой нише, и при этом позволяющих расплатиться пластиком как минимум двух крупнейших платежных систем?

Но возникает другой вопрос. А зачем вообще куда-то ходить или ездить? На мой взгляд, мода на активный продуктовый шопинг в районе московской кольцевой постепенно будет проходить. Не вижу смысла тратить половину выходного на банальную поездку в магазин для того чтобы купить продукты на неделю. Не лучше ли попросить представителей торговой точки привезти все, что нужно, прямо домой?

Подобный сервис сегодня развивается. Достаточно собрать виртуальную корзину на сайте магазина и оформить заказ. При этом есть торговые организации, предлагающие цены ничуть не выше, а ассортимент не меньше, чем в тех же известных гипермаркетах в районе МКАД.

В магазин имеет смысл ехать тогда, когда вы хотите что-то спросить у консультанта или оценить товар – визуально или как-то еще. Это может быт справедливо в отношении мебели, бытовой техники (правда, потом ее все равно многие заказывают в интернете) или одежды. Но как выглядит ваша любимая колбаса или булочка, вы, я думаю, прекрасно знаете и сможете найти ее по картинке на сайте. Никаких очередей у кассы, чихающих граждан и продавцов-роллеров. 

Но вернемся к теме пластиковых карт. Скорее всего, при расчетах с курьером потребуются наличные. Во-первых, ради такого дела их можно предварительно снять с карты (к примеру, по дороге с работы). Во-вторых, думаю, через два-три года всем курьерам будут выдавать мобильные pos-терминалы. Они уже давно используются, к примеру, некоторыми продавцами бытовой техники. Пробовал расплатиться – работает как часы. Транзакция происходит в режиме реального времени – беспроводное соединение.  

Думаю, что сервис магазинов, позволяющих заказать продукты на дом, с течением времени pos-терминалами не ограничится. Конкуренция заставит делать доставку сумок не просто в день заказа, а в течение часа или двух – для тех, кому очень кушать хочется. Почему бы, кстати, при этом не привозить пиццу в подарок?