Либерализация ЦБ РФ закона о слияниях и увеличении размера минимального банковского капитала на фоне кризиса уже обеспечила 50 сделок слияний-поглощений в 1-м полугодии 2009 года [1]. Следует ожидать, что с 1-го января 2010 года эта цифра вырастет еще больше. Для поддержки новых масштабов бизнеса, особенно в розничных банках, банковские ИТ-службы повысят требования к производительности учетных банковских систем. Это значит, что придет время поставщиков иностранных АБС. Производительность – стратегическое конкурентное преимущество АБС зарубежных разработчиков, неоднократно проверенное и подтвержденное в интернациональных банках.

Но как иностранные поставщики намерены осуществлять поддержку российских стандартов бухучета и подготовки регуляторной отчетности? Практика внедрения в отечественных банках программного обеспечения от iFlex Solutions, Temenos, Financial Network Services и др. показала, что задача не решается на уровне настроек АБС, а целевое вмешательство в «ядро» делает систему существенно отличной от оригинальной. В разных банках это привело к проблемам с производительностью и ограничениям в применении новых версий ПО. Пожалуй, единственным исключением стала АБС Equation компании Misys, где поставщик действительно обеспечил локализацию российских стандартов учета и подготовку оперативных форм банковской отчетности. Но основную сложность банки испытывают не с формированием выписок, бухгалтерского журнала и других оперативных отчетов, а с подготовкой регламентных форм для Банка России.

Выход найден в интеграции иностранной АБС с внешней системой отчетности российской разработки.

Подходы к созданию внешней системы обязательной отчетности: плюсы и минусы

В настоящее время в российских банках опробован уже целый ряд подходов к адаптации иностранных АБС под российские требования учета и отчетности с помощью внешних систем. Анализ выполненных проектов позволяет оценить возможности и перспективы решений, в которых функции подготовки отчетности вынесены на сторону отечественной АБС и/или хранилища данных.

Отечественная АБС с российской отчетностью

Решение выглядит следующим образом:

  • Иностранная АБС внедряется для автоматизации основного бизнеса, прежде всего для обработки большого объема розничных операций.
  • Российская АБС – для ведения бухгалтерского учета (Главной книги) и выпуска обязательной отчетности.
  • Связь между системами обеспечивает интеграционная шина.

Что может получить банк, пользуясь решением с такой архитектурой? На первый взгляд, схема может показаться результативной: высокопроизводительная иностранная АБС обеспечит автоматизацию розничного бизнеса, отечественная АБС поддержит российский план счетов, специфические учетные процедуры, такие как переоценка, урегулирование парных счетов, округление из-за операций в иностранной валюте и др. Сопровождение и обновление версий иностранной АБС не вызывает сложностей, поскольку система не подвергалась существенной модернизации под «российскую специфику». Однако полноценно автоматизировать выпуск отчетности в такой схеме не удается.

Главный недостаток решения - это отсутствие единой методологии подготовки банковской отчетности, которую на АБС невозможно выстроить. Именно методология определяет единую нормативно-справочную базу для формирования различных видов обязательной отчетности, модель трансформации учетных данных из разных систем в единый формат (в том числе данных из западной системы в российскую), модель обогащения данных аналитикой (расшифровками), модель «единого клиента» и др. Заметим, что в отечественных АБС, где учет для корпоративного и розничного бизнеса, а также учет операций на финансовых рынках традиционно ведется в разных модулях, даже такая простая задача, как объединение данных из разных модулей, не всегда имеет штатное решение.  

В результате не решается в полном объеме задача подготовки данных для выпуска отчетности – трансформацию данных из западной системы в российскую Главную книгу можно организовать, но сохраняются сложности с получением в АБС данных для подготовки отчетов по сделкам, а также остается проблема дублирования данных по клиентам. Это означает, что российская АБС обеспечит выпуск только простых отчетных форм. Из-за нехватки данных большая часть сложной отчетности по-прежнему будет подготавливаться вручную.

Кроме того, не стоит забывать, что АБС – это транзакционная система, и она не ориентирована на выполнение сложных аналитических запросов, поэтому производительность системы при формировании отчетов будет низкой.

При таком подходе сохраняются высокие затраты на подготовку отчетности, непрозрачность отчетов, существенные риски ошибок.

Хранилище данных

Рассмотрим возможности еще одного подхода, при котором в качестве внешней системы отчетности используется хранилище данных (сокр. ХД).

Применяется классическая схема создания ХД:

  • · Хранилище строится индивидуально для заказчика и не имеет заданной модели данных.
  • · Структура ХД проектируется сначала под узкий набор первоочередных отчетных форм, в дальнейшем предполагается ее расширение для выпуска новых отчетов.

В этой схеме построения хранилища и кроется главная проблема. Как показал опыт российских банков, если ХД изначально проектируется без учета требований к различным видам отчетности, попытки расширения его функциональности в будущем часто заканчиваются неудачей. В результате, когда банк ставит задачу автоматизации новых отчетных форм на базе ХД, выясняется, что реализовать их на существующей структуре невозможно и нужно перепроектировать ХД, что значит – начинать все с начала.

Остановимся на том, как в описанных решениях реализован важнейший элемент системы отчетности –  российская «Главная книга», поскольку данные бухгалтерского учета являются основой для формирования большинства обязательных отчетных форм. Оказывается, этой функциональности нет ни на стороне иностранной АБС, ни на стороне классического хранилища  данных, поэтому остается неизвестным, как организовать трансформацию данных зарубежной системы в российский бухучет.

Сегодня те банки, которые пошли по пути построения классического хранилища данных, так и не решили задачу автоматизации отчетности для регуляторов.

Хранилище данных, Главная книга, SOA-архитектура

Встречаются и более развитые решения:

  • · В качестве системы отчетности применяется хранилище данных, спроектированное для выпуска конкретного набора отчетных форм.
  • · Для трансформации данных в национальный учет используется модуль "Главная книга" российской АБС.
  • · SOA-архитектура обеспечивает связь между модулями российской и западной АБС и хранилищем данных.

В основе этого подхода – интеграция систем для решения одной прикладной задачи: выпуска нескольких форм обязательной отчетности. Итоги такого проекта могут быть озвучены, например, так:

  • · спроектирована структура данных хранилища для 25-ти основных форм;
  • · реализованы процедуры загрузки, очистки и преобразования данных;
  • · ХД оптимизировано для обеспечения высокой скорости формирования отчетов;
  • · создана трехуровневая система контроля качества данных;
  • · разработаны прикладные модули «Единый клиент» и «Расчет резервов».

В этом решении есть практически все элементы полноценной системы отчетности: налажено информационное взаимодействие между АБС и ХД, автоматизирован учет операций и трансформация данных в российскую «Главную книгу», частично реализована методология подготовки отчетности. Но нельзя обойти ограничение подхода: система выстраивается для конкретных форм. Вряд ли получится расширить рамки проекта для выпуска новых обязательных форм отчетности, управленческих отчетов,  МСФО, поскольку требования к их подготовке не учтены при проектировании хранилища данных.

И еще один «минус» – необходимость использования АБС российского производства для ведения «Главной книги». Это утяжеляет и удорожает поддержку решения. Сегодня российские разработчики комплексных ВРМ-платформ на основе ХД предлагают в составе своих продуктов приложение «Главная книга» и приложения для подготовки отчетности для регуляторов.

Иностранная АБС+российская ВРМ-система

Еще один вариант адаптации иностранной АБС – применение для подготовки российской отчетности ВРМ-платформы отечественной разработки.

1.jpg

Рис.1. Архитектура решения для подготовки обязательной отчетности на примере BPM-платформы «Контур»

Рассмотрим главные элементы решения на основе BPM-платформы.

Банковская методическая модель

Методическая модель – стержень системы, которая охватывает все ключевые процессы подготовки банковской отчетности. Методика определяет:

  • · модель трансформации данных в российскую Главную книгу и управленческие регистры;
  • · модель обогащения данных необходимой аналитикой;
  • · модель «единого клиента» для исключения дублированных записей по клиентам, поиска и установки связей между клиентами;
  • · алгоритмы расчета показателей простой отчетности по данным Главной книги и сложных сделочных форм;
  • · алгоритмы корректировок показателей и другие алгоритмы.

Методическая модель обеспечивает согласование требований к данным для выпуска различных видов отчетности: РСБУ, налоговой, МСФО, управленческой. Только сопоставление этих требований между собой может породить полноценную модель данных хранилища, способную развиваться и адаптироваться под новые законодательные инструкции и задачи бизнеса.

Хранилище данных

ХД имеет готовую модель данных, соответствующую методической модели. Предусмотрены интерфейсы настройки ХД в процессе его эксплуатации, что позволяет развивать его модель.

ВРМ-приложения

Для автоматизации задач подготовки обязательной отчетности для Банка России используется следующий состав приложений и модулей BPM-системы:

  • · Приложение «Реестр клиентов» для сбора и «очистки» клиентской базы (устранения дублирования, классификации и связывания клиентов).
  • · Приложение «Главная книга» с модулем «Трансформация данных учета в бухучет РФ».
  • · Модули ввода дополнительных данных (классификаторов, установки связей между счетами, отдельных атрибутов клиентов или сделок).
  • · Приложение «Обязательная отчетность для Банка России».

Система может расширяться другими BPM-приложениями для выпуска различных видов обязательной и внутренней банковской отчетности.

Инструменты интеграции

ETL-процесс для загрузки, очистки и трансформации данных реализован на стороне ХД и имеет бизнес-логику, отвечающую методической модели. Для построения решения в SOA-архитектуре предлагаются промышленные интеграционные платформы.

Средства выпуска отчетности

BPM-система предлагает широкий спектр инструментов для работы пользователей с готовой отчетностью:

  • интерфейсные формы BPM-системы с возможностью глубокой детализации показателей (до проводок) и редактирования показателей;
  • привычный Ехсеl, в котором можно выполнить необходимые корректировки отчетов,
  • инструменты Business Intelligence: OLAP-интерфейсы для просмотра и анализа показателей, интерактивные информационные панели для каталогизации готовых отчетов и размещения на web-портале и др.

Архитектура с использованием BPM-системы позволяет решить ряд сложных проблем подготовки отчетности. Во-первых, ВРМ-платформа отечественной разработки будет поддерживать изменения российского законодательства. Во-вторых, в основе системы российская банковская модель, выстроенная под задачи подготовки различных видов регуляторной и управленческой отчетности. Модель обеспечивает приведение учетных данных, поступающих из иностранной АБС, в соответствие российским правилам бухгалтерского учета и не имеет ограничений по составу разрабатываемых отчетных форм. Например, BPM-платформа Intersoft Lab поддерживает 64 формы обязательной отчетности для Банка России.  В-третьих, система выстроена на базе хранилища данных, которое обеспечивает сбор данных не только из АБС, но из любых других корпоративных источников, что позволяет получить данные для подготовки отчетности в полном объеме. И наконец, поле функциональности BPM-платформы не ограничивается выпуском отчетности: система предназначена для решения задач управления бизнесом, таких как бюджетирование и планирование, управленческий учет, управление рисками, подготовка отчетности по МСФО и др. Таким образом, банк сможет использовать платформу для поддержки требований регуляторов и при этом создать комплексную систему управления эффективностью бизнеса.

***

Банки готовятся к выходу из кризиса, планируют посткризисные мероприятия и проекты. Пришло время задуматься об ИТ-инфраструктуре завтрашнего дня. Авторы надеются, что эта статья будет полезной тем, кто сегодня пытается решить вопрос: как использовать преимущества иностранной АБС и автоматизировать отчетность для российских регуляторов.


[1] «Слияния и поглощения в финансовой сфере за I полугодие 2009 года», 11.08.2009, bankir.ru