Прежде всего, она означает экономию. Но при панической экономии потерять можно больше, чем сохранить. О том, как не выплеснуть ребенка с водой, говорят эксперты «Карьеры».

Дмитрий Минчев, заместитель генерального директора фирмы «Сирин» (производство эксклюзивных ювелирных изделий):
Практически все компании нашей отрасли в начале года существенно сократили расходы, в первую очередь, - за счет увольнения сотрудников и уменьшения расходов на продвижение на рынке. Сегодня очевидно, что это не просто неправильная, но и губительная для бизнеса стратегия. Без поддержки продаж выручка сократилась в среднем на 40-60% при сокращении затрат всего лишь на 20-40%. Да и экономия на персонале привела к ухудшению отношений в коллективе, демотивации сотрудников.

Мы выбрали другой путь - не сокращать производственный персонал, а повысить его мотивацию за счет увеличения премиального вознаграждения. В результате производительность труда возросла в среднем на 15%. Также мы провели аудит бизнес-процессов, пересмотрели систему управления и выяснили, что функции многих сотрудников дублируют друг друга. Мы потратили средства - частично заменили устаревшее оборудование, но зато автоматизировали часть операций на производстве. Высвободившийся персонал «перебросили» на экспериментальные проекты, создание новых коллекций и выпуск изделий, о которых до кризиса мы даже не думали! Освободить дополнительный денежный ресурс нам позволила экономия на различных мелочах: в бэк-офисе: сократили количество принтеров с десяти до одного, ввели лимит по расходованию канцелярской продукции, на производстве уменьшили расход  косметических средств. Политика поощрения здорового образа жизни позволила нам пересмотреть меню корпоративной столовой и заменить часть привычных блюд блюдами вегетарианской кухни, что позволяет экономить до 10% в месяц на закупку продуктов. И наконец вместо используемых раньше четырех разных IT-продуктов, мы новую единую IT-систему, что позволяет сократить наши затраты на поддержание IT  на 40-50%.  

Мария Шерстюк, руководитель департамента маркетинга компании «Новое Качество» (агентство элитной недвижимости):
Мы существенно сократили  расходы на аренду офиса - переехали в новый офис еще весной. Так поступили очень многие. Сейчас, кстати, ситуация стала меняться: компании выбирают более дорогие помещения на новых привлекательных условиях. Далее мы пересмотрели маркетинговый бюджет. Если ранее значительная часть отводилась под рекламу в прессе, то сейчас основное место занимает точечный (а, значит, менее затратный) кросс-маркетинг. Например, мы стали больше участвовать в различных мероприятиях, рассчитанных на узкий круг потребителя. Обусловлено это, во-первых, тем, что элитная недвижимость - не массовый продукт и изначально предполагает определенную долю приватности. Оказалось, что при значительно сокращенном маркетинговом бюджете количество входящих обращений в компанию за первое полугодие 2009 года практически не изменилось по сравнению с аналогичным периодом 2008 года.

Так как компания у нас небольшая, то в мелочах мы тоже стараемся экономить. Например, сократили расходы на канцтовары, расходные материалы для оргтехники, оптимизировали расходы на фирменную полиграфию. От корпоративных праздников не отказались совсем, но сделали их в этом году менее затратными, зато более креативными  -  каждый отдел готовит номер для выступления на корпоративе. Слышала, что в некоторых компаниях убирали кулеры с водой или заставляли сотрудников продлевать майские праздники на два-три дня за свой счет. Наверное, подобное несет в себе колоссальную экономию, если компания крупная, но, на мой взгляд, это перебор. Экономия, как и любое другое дело, несет в себе свои плюсы и минусы.

Сергей Якунин, глава представительства  Armstrong World Industries (проектирование и строительство):
Конечно, руководству компаний следует интересоваться, на что тратятся деньги.  Иногда оказывается, что на всякую ерунду, а еще Бенджамен Франклин сказал:  «Прежде, чем советоваться с прихотью, посоветуйся со своим кошельком». Вполне можно обойтись без смены дорогостоящей оргтехники, мебели, бытовой техники, вместо капитального ремонта сделать косметический. Мы стали покупать более дешевые блокноты и ручки, более тонкую бумагу для печати. На одной пачке бумаги можно сэкономить более 50 руб. - в условиях большой компании получаются значительные суммы. Разница в цене на салфетки для оргтехники достигает 100 руб. за одну упаковку. Если бюджет компании исчисляется в валюте, то можно зафиксировать расходы в рублях (например, арендную плату), тогда при росте обменного курса выигрыш очевиден. Также, если постараться оттянуть рублевые платежи на конец года, то в связи с учетом прогнозируемого падения курса рубля по отношению к валюте, выгода будет очевидна.

Еще один безболезненный способ, не требующий ограничивать себя в чем-то – пользование скидками при долгосрочных контрактах. Например – аренда автомобиля на долгий срок позволяет сэкономить от 8 до 53 евро в день. А можно просчитать логистику поездок и вообще сократить количество арендуемых автомобилей. По моим наблюдениям, заметное сокращение расходов дает снижение количества рекламно-сувенирной продукции. Обычно она заказывается с избытком, а можно просчитать необходимый минимум таких презентов. На чем категорически нельзя экономить, так это на людях и на их здоровье. Можно частично или полностью отказаться от  курьерской службы, но нельзя экономить на поставщиках медицинских услуг (медицинской страховке).

Роман Айваржи,  коммерческий директор группы компаний «ПРОПЛЕКС» (производство ПВХ-профиля):
К сожалению, минимизируя расходы, каждый предприниматель идет по пути наименьшего сопротивления: пытается добиться скидок на сырье, увольняет уборщиц и секретарей, лишает сотрудников командировочных и т.д. Однако редко кто вникает в сам процесс производства, чтобы проанализировать внутренние расходы и резервы их снижения. Так, например, все затраты на энергоносители априори считаются оправданными. И с каждым повышением тарифов предприниматели, охая, поднимают собственные цены. Доля этих затрат в себестоимости растет, однако по-прежнему мало кто видит необходимость экономить. Или, чтобы снизить затраты на аренду офиса не обязательно искать другое дешевое помещение, иногда достаточно просто ужаться - объединить разросшиеся административные структуры под одной крышей. Зачастую целесообразно перевести часть сотрудников на режим удаленной работы, например, проектировщиков, дизайнеров, IT-персонал, бухгалтерию.

Наступивший кризис многие компании встретили массовыми сокращениями. Возможно, что некоторая оптимизация кадрового состава необходима, однако бездумно разбрасываться специалистами не следует. Снизить издержки за счет сокращения опытных специалистов – самый простой путь. Но это крайне недальновидный шаг для компании, которая собирается в будущем работать, а не тратить время на поиски персонала. Иногда вынужденный простой персонала дает время более детально разобраться в процессах, происходящих внутри организации, и повысить производительность труда. Именно сейчас можно, например, опробовать системы автоматизации управления предприятием, повысить качество взаимоотношений с клиентами, оптимизировать учет, финансовые, логистические и иные процессы.