Например, когда годами покупаешь мясо в одной и той же лавке, тебе всегда соглашаются сделать скидку и подскажут, какой кусок самый свежий. Но когда излишнюю заботу о своем покупателе начинают проявлять крупнейшие торговые сети, приходится быть настороже.

Телефонный разговор

Представители Stockmann обзванивают своих клиентов и предлагают им сэкономить с помощью специальной кредитной карты. Ее обладатель получит скидку 1% на все покупки в торговых центрах сети.

«Кредитная карта Ситибанка Стокманн-Сити» - таково полное название этого творения человеческой мысли. Оператор красноречиво описывает блага цивилизации (скидки и бонусы), доступные обладателю карты. При совершении любой покупки по карте 1% от суммы покупки начисляется бонусный счет (1 бонус = 1 рубль). Накопленные таким образом бонусы можно потратить на новые покупки. Вот, собственно, и вся экономия.

Одна щедрая финская компания

О том, какие дополнительные «бонусы» положены банковскому заемщику – ни слова. Процентную ставку, например, назовут только в том случае, если об этом спросить. Действительно, зачем потребителю знать лишнюю информацию? Между тем здесь начинающего картхолдера ждет масса сюрпризов. На сайте Ситибанка он может узнать, что процентная ставка составляет 29,9% годовых. Таким образом, на практике 1%, сэкономленный с помощью кредитки, может превратиться в 28,9 % переплаты! Аттракцион неслыханной щедрости.

Теперь о том, как этот аттракцион работает. Допустим, я сделал покупку на 30 000 рублей и расплатился кредиткой. Мне, как своему постоянному клиенту, щедрая компания Стокманн делает скидку в целых 300 рублей. Правда, через некоторое время я должен заплатить 30 750 рублей Ситибанку – партнеру щедрой компании Стокманн.

Не удивительно, что на сайте www.stockmann.ru информацию о процентной ставке «запихнули» подальше. В самом низу на странице «Как получить карту» тарифам посвятили несколько строчек, набранных мелким шрифтом.

Продолжаем эксперимент. Я звоню в «Калинку Стокманн» и спрашиваю о стартовых бонусах, которые начисляются на счет обладателя карты. Мне подробно рассказывают о 500 бонусах для Стандартной Кредитной Карты Стокманн-Сити и 1000 – для Золотой.

Я уточняю: «Правильно ли я понял, что активизировав карту Стокманн-Сити Gold, я могу прийти в магазин, потратить 1000 рублей, и эти деньги мне потом не придется возвращать банку, потому что это – подарок?»

В ответ слышу: «Да, конечно».

Ну, надо же! Еще один подарок от щедрой компании Стокманн! Если не знать, что годовое обслуживание карты стоит почти в три раза дороже (2950 рублей), вся эта бонусная система кажется почти что благотворительностью.

Итого

Продавец всегда стремится заработать на покупателе. Видимо, такова природа торговли, и этого не изменишь – так есть и будет. Важно, какие при этом используются средства. Заставить своего покупателя переплачивать 29, 9 % годовых, но при этом внушить ему, что он экономит – согласитесь, это высший пилотаж.