Второй квартал 2009 г. был отмечен повышением цен на нефть и ростом фондового рынка. Однако в целом экономическая статистика была не столь позитивна. ВВП за январь - май сократился на 10.2 % к аналогичному периоду прошлого года, за май – на 11%. По данным МЭР с учетом сезонности спад ВВП за апрель и май составил - 0.3 и - 0.5 % соответственно. Падение промышленного производства в мае 2009 г. относительно мая 2008 г составило - 17.1 %. По оценкам МЭР, с учетом сезонности в мае отмечено некоторое оживление промышленности: изменение за март, апрель и май составило -1.3, -0.7, +0.5%. Но главная причина падения ВВП - сокращение инвестиций в основной капитал, составившее за период январь-май - 17.7 % относительно аналогичного периода прошлого года. Падение инвестиций в мае 2009 г. относительно мая 2008 года составило -23.1 %, когда как за апрель - 16.2 %. Спад инвестиций растет – ситуация негативна: снижение за март, апрель и май с учетом сезонности составило -0.4%, -1.1%, и -8 % соответственно.

Основные вопросы: когда начнется оживление экономики и может ли реализоваться так называемая «вторая волна» кризиса в результате ухудшения ситуации в банковском секторе?

Макроэкономическая стабилизация и монетарные факторы.

Кризисам и восстановлениям экономик соответствует определенная динамика денежной массы: если в 1 половине 2008 г. стали видны признаки «денежного сжатия», а затем летом - замедления экономики, то сейчас наблюдается устойчивый рост денежной массы М2, начавшийся очень осторожно в феврале, затем в марте и апреле на 0.3, 0.8 и 1.9 % соответственно, но составивший за май 4.2 % - или 50.4 % в годовом исчислении. Напомним, что в 2007 г. рост М2 составил 47.5 %. Известную роль в этом процессе играет процесс укрепления рубля на фоне благоприятных цен на нефть, а также поддержка со стороны бюджета, дефицит которого за январь – июнь составил около 753.6 млрд.руб. С начала марта по 8.07.2009 г. рубль укрепился с 35.7 до 31.46, т.е. на 11.8 %, золотовалютные резервы с середины марта по 3.07.2009 г. выросли с 376.1 до 409.1 млрд.долл.- на 8.7 %.Правда в последнее время мы наблюдаем укрепление доллара и снижение фондовых индексов, вызванных некоторым снижением цен на нефть. Тем не менее - самая главная предпосылка для роста – макроэкономическая стабильность возможно достигнута.

tab 1.jpg

Общее снижение М2, составившее в январе 2009 г. беспрецедентные 11,1% (даже в 1998 г. было меньше), что резко «обвалило» спрос, сейчас сократилось с начала года до 4,7 % (График N1). Как правило, экономика откликается на «денежные» процессы с лагом около полугода. Так, в 1998 году денежная масса – агрегат М2 – относительно начала года вышла в положительную область в октябре 1998 г., а экономический рост начался в третьем квартале, т.е. примерно через 8-9 месяцев. Максимальное падение денежной массы было в январе – апреле 2009 г., следовательно, минимум экономических показателей, так называемое «дно», скорее всего, будет достигнуто в конце лета - осенью.

Но между 1998 г. и 2008 г. есть существенная разница. В 1998 г. объем ссуд в портфелях банков в среднем был около 32%, сейчас – почти 64%. Тогда многократная девальвация дала сильный толчок для роста импортозамещения, роста производства. Уже в конце 1998 г. начался процесс активного кредитования реального сектора, хотя межбанковский рынок начал восстанавливаться только весной 1999 г. Сейчас девальвация не столь значительна, а кредитование не растет. Между точкой кризиса и ростом денежного предложения в 1998 г. (август-октябрь) прошло 3 месяца, между сентябрем 2008 г. и маем 2009 г. – около 8 месяцев. Но самое главное - в то время власти стали активно накачивать деньги в экономику – рост денежной массы осенью 1998 г. составил 21 %, за 1999 г. – 57.5 % (График N1). Сейчас такая накачка на фоне предпочтений жесткой денежной политики задерживается; как следствие, кризис затягивается.

Экономика: сценарии и проблемы.

В мае был также отмечен рост так называемого «индекса промышленного оптимизма» ИЭПП (Института экономики переходного периода), хотя по данным на конец июня его значения несколько ухудшились. Есть очень простая зависимость - чем хуже состояние корпоративного сектора, чем больше растет безработица, тем хуже состояние банковской системы, и далее – по кругу. Растет число убыточных предприятий среди крупных и средних предприятий: если по итогам 2008 г. их было 25,2%, то по итогам апреля – 39,5 %. Так что поддерживать нужно не только банковскую систему, но и экономику в целом. Метод прост – вливание бюджетных средства под проекты развития.

Если Правительство и денежные власти смогут адекватно поддержать внутренний спрос за счет роста госрасходов, противостоять проблемам плохих активов в банковской системе, а на внешних рынках мы не увидим маловероятного падения цены на нефть, поддерживаемой спросом со стороны Китая, стагнационные процессы могут быть приторможены. На это указывает рост числа секторов экономики, показавших рост в мае, а также сокращение безработицы с 7,7 млн. за апрель до 7,5 млн. человек в мае, или с 10,2 до 9,9 % от экономически активного населения. Однако не исключено, что такая ситуация могла быть вызвана сезонным фактором. В мае был также отмечен рост так называемого «индекса промышленного оптимизма» ИЭПП (Института экономики переходного периода), хотя по данным на конец июня его значения несколько ухудшились. Если государство не будет «ночным сторожем», экономика достигнет дна в 3-4 квартале и начнет оживление в конце 2009 - начале 2010 г. Тем не менее, спад ВВП в 2009 г. может достигнуть 8-9 %.

Выделим наиболее важные проблемы: ухудшение качества банковских активов, высокая безработица, факторы социального риска в неблагоприятных регионах, особенно в так называемых «моногородах», экономика которых основана на ограниченном числе системообразующих предприятий (пример - известная история в г. Пикалево). Смогут ли региональные власти организовать эффективную санацию или перепрофилирование этих предприятий, в случае необходимости создать адекватное число рабочих мест за счет организации общественных работ?

Не менее важная тема – повышение эффективности российского производства, производственная база которого достаточно устарела и требует качественного обновления. Проведенная девальвация хотя и дает некоторый стимул для импортозамещения, однако инвестиционный климат и технологическая база этому не способствуют. Впрочем, назревающие проблемы – это определенная «школа» для государства, возможность обретения им большей мобильности, гибкости, повышения качества управления, подобно тому, как это произошло в США во время Великой Депрессии.

Банковский сектор: проблемы и тенденции.

С осени темпы роста активов банковской системы (за исключение вливаний на конец года) снижались. При рассмотрении нижеприведенных данных с точки зрения переоценки валютных активов следует учитывать, что курс доллара на 1 декабря 2008 составлял 27,6, на 1 января 2009 – 29,4, на 1 февраля – 35,4, на 1 марта – 35,7, 1 апреля – 33,9, 1 мая – 32,9, 1 июня – 30,98. По данным сайта ЦБ РФ, активы банковского сектора в течении 2009 практически не растут - на 1.01.2009 они составили 28,022 трлн.руб., по данным на 1 апреля, 1 мая, 1 июня - 28,527, 28,047 и 27,407 трлн.руб. соответственно, с ежемесячным сокращением на – 2,3, -1,7, -2,3 % соответственно.

Средства клиентов несколько выросли, составив на 1 апреля, 1 мая, 1 июня - 15.013, 15.072, 15.144 трлн. руб. соответственно, показав рост 0.4 и 0.5 % за апрель и май. Хотя остатки на расчетных счетах юридических лиц несколько сократились – 3.474, 3.302, 3.292 трлн.руб. соответственно, депозиты предприятий и физических лиц выросли, составив на указанные даты 4.912, 5.060, 5.126 трлн. руб с ростом 3 и 1.3 % за апрель и май, и 6.197, 6.292, 6.316 трлн.руб. с ростом 1.6 и 0.3 % за апрель и май соответственно.

Переоценивая риски, опасаясь рисков невозврата и оттоков вкладов, банки с осени стремились не выдавать кредиты и наращивать ликвидность (касса, средства на корсчетах банков и в ЦБ); в результате в начале года балансы многих из них были ликвидны. В то же время увеличение кредитования является одним из основных факторов экономического роста. После «антикризисных» вливаний в январе кредитный портфель на 1 апреля, 1 мая, 1 июня имел незначительную тенденцию с снижению: предприятиям - 13.115 и 13. 175, 12.982 трлн.руб., физическим лицам – 3.871, 3.810, 3.738 трлн.руб. соответственно (График N 2). Однако в настоящий момент относительная ликвидность банковского сектора постепенно снижается, приближаясь к докризисному уровню (График N 3). Рост абсолютных показателей в начале года частично связан с переоценкой валютных активов.

tab 2.jpg

tab 3.jpg

Основные проблемы банковского сектора – дефицит и дороговизна ресурсов, что ранее вызывало рост ставок по депозитам; высокие риски проведения активных операций - кредитования,покупки ценных бумаг. Эти процессы препятствуют нормальной работе банков, получения ими прибыли, в т.ч. на фоне высоких ресурсных расходов и создания резервов на растущие «плохие» активы. Общая картина показывает падение рентабельности, а в итоге дело идет к убыточности и падению достаточности капитала. Число убыточных банков с 1.01.2009 по 1.06.2009 выросло с 56 до 201, в 3.6 раза, или с 5 до 18.5 % от их общего числа. С 1.01.2009 по 1.06.2009 число банков сократилось с 1106 до 1086. Прибыль текущего года банковской системы на 1.06.2009 г. составляет 37 млрд.руб, тогда как на 1.06.2008 г. она составляла 232.6 млрд.руб. Общий финансовый результат «прибыльных» банков на 1.06.2009 г. составил 118.2 млрд.руб, убыток «неприбыльных» - 81.2 млрд.руб.

В последнее время ЦБ снижает ставку рефинансирования, Сбербанк заявил о снижении ставок по вкладам, что может привести к их снижению по кредитам. Общая ситуация такова, что ставки по кредитам вследствие высоких рисков и дороговизны ресурсов пока находятся на достаточно высоком уровне.

Высокие риски препятствуют росту кредитования, но самое главное - росту активности не только банков, но и предприятий мешает понимание перспективы. Негативные прогнозы этому не способствуют, и это, наряду с дороговизной и дефицитом ресурсов, обуславливает углубление инвестиционного спада. Сформировать контуры такой перспективы – важнейшая задача государства. Тогда финансовые «тромбы» будут пробиты.

Проблемы в корпоративном секторе обозначились уже летом прошлого года, сопутствующий рост просрочки по кредитам - осенью 2008 г. Просроченная задолженность по кредитам предприятиям на 1 июня составляет 569 млрд.руб. – 4.4 % от портфеля, по физическим лицам - 204.5 млрд.руб.- 5.5 % от портфеля. У некоторых банков по корпоративным кредитам она уже достигла по официальным данным 10-12%. Реальные, «неофициальные» данные вероятно выше. Как известно, Fitch оценил рост просрочки к концу года до 25 %, прогноз ЦБ – 12 %. Но, помимо кредитов, существует проблема дефолтов по корпоративным облигациям. Однако если оживление экономики начнется в этом году, а предприятия, эмитенты и банки смогут достичь компромисса при разумной реструктуризации задолженности, положение может стабилизироваться. Хотя не исключено, что проблема «просрочки» может запустить серьезные процессы перераспределения активов. Можно отметить снижение темпов роста просроченной задолженности по кредитам предприятиям и ее стабилизации для физических лиц, показанные на Графике N 4 (см. в т.ч. линии тренда). Также сократился темп роста резервов на возможные потери по ссудам и активам (График N 5). Общая величина резервов в целом отражает качество активов банковской системы. Следует надеяться, что это реальная картина, а не «приспособление» банков к падению прибыли и возможности отражения проблемных активов и создания резервов под их обесценение.

tab 4.jpgtab 5.jpg

Накопление «просрочки» может иметь самые серьезные проблемы. Главное – к осени не допустить массовых проблем банков. В противном случае мы можем столкнуться с реакцией вкладчиков, «вынесших» некоторые банки осенью 2008 г. И это несмотря на наличие системы страхования вкладов, отсутствовавшей в 1998 г. Важно не подходить к этой проблеме как к методу укрупнения банковской системы, желаемому некоторыми кругами - оно не является необходимым: в регионах не хватает ни банков, ни их отделений. Чтобы предупредить эту проблемы, меры по санации банковской системы должны разрабатываться в настоящий момент. По всей видимости, у государства и ЦБ РФ есть все ресурсы, опыт и возможности, чтобы ее решить. Хотя в 1998 - 1999 г. наблюдалось значительное число банкротство банков, послекризисная санация банковской системы в тот период была проведена вполне успешно.

На встрече с банкирами премьер-министр предложил нарастить кредитный портфель на 500 млрд.руб. Кроме того, новый порядок работы с госгарантиями (лимит в бюджете – 300 млрд.руб.) также позволит нарастить объем кредитования. Реализация подобных мер поможет росту экономики. Ведь проведенная в Китае масштабная кредитная «накачка» в конце 2008 – начале 2009 г. привела к стимуляции их экономики.

К подобным мерам относится также более активное использование средств бюджета при применении жестких мер по его целевому использованию. Пока здесь есть определенное отставание: за 5 месяцев, т.е. 41.6 % от бюджетного периода (года), было израсходовано около 32 % от годового плана, за полгода (50 % от периода), израсходовано около 40%. Однако А.Кудрин обещал во втором полугодии увеличить темп расходования средств, что, несомненно, улучшит ситуацию на финансовых рынках. При сохранении имеющихся тенденций в 3 квартале начнется прирост денежной массы относительно начала года, что увеличит спрос, а также, возможно, постепенно снизит стоимость ресурсов и поддержит рост экономики.

Выход из кризиса: нужны масштабные проекты.

Чтобы ускорить выход из кризиса, государству следует предложить обществу новые инновационные идеи, общенациональные проекты, которые дадут обществу объединяющее начало и позитивное видение будущего. Наиболее оптимальный вариант – активное обращение к реализации Программы-2020.

Возможные варианты – развертывание дорожного строительства, программ массового возведения дешевого жилья, развития атомной энергетики, науки, малого бизнеса и т.д. Этому способствовали бы программы производства дешевых стройматериалов, сельскохозяйственной техники, средств малой механизации, оборудования для малого бизнеса и т.д.

И еще очень важная тема. Почему не попробовать раздать абсолютно пустующую, никому не нужную землю жителям села, фермерам и безработным, не предложить программы по освоению необъятной территории страны, развитию фермерства, сельского хозяйства? И тогда от кризиса не останется ни малейшего следа. А меры по активному развитию экономики являются одним из лучших способов решить «алкогольную» и прочие социальные проблемы, накапливать которые более нельзя.

Конечно, все это упирается в «стену» консервативной финансовой политики. Но в США - родине и разносчике «монетаризма» - бюджет давным-давно стабильно дефицитен, как, впрочем, и в Китае. Б. Бернанке, обещавший в случае необходимости «разбрасывать деньги с вертолета», верит только в активную денежную политику. ФРС обеспечивает предложение денег в любом необходимом для страны объеме. Ни в США, ни в других развитых странах нет такой высокой стоимости денег, как в РФ, что не в последнюю очередь связанно с недостаточным уровнем монетизации экономики РФ. Весь мир накачивает экономику ликвидностью, мы же этого упорно не делаем.

У РФ достаточно низкий уровень государственного долга. Выпуски новых государственных облигаций на внутреннем рынке позволят привлечь деньги по умеренным ставкам, дав банкам инструмент дохода и ликвидности. Важно только сразу вернуть эти деньги в экономику в виде расходов. Кроме того, для пополнения бюджета государству рано или поздно придется вводить прогрессивную шкалу подоходного налога, нормальные налоги на недвижимость, роскошь и т.д., как это сделано во всем цивилизованном мире. Хотя максимальные ставки должны быть существенно меньше, чем в развитых странах, но если элиты хотят социальную стабильность, за нее необходимо платить.

Что же касается стратегии выхода из кризиса, то здесь работает кейнсианство – экономика антикризисного менеджмента и развития. Не будем забывать, что догматичное использование принципов либерализма во время Великой Депрессии нанесло громадный ущерб гигантской экономической машине США. Ни для кого не секрет, что все кризисы, связанные с падением спроса, преодолеваются достаточно стандартным образом, подобно мерам, предпринятым правительством Ф. Д. Рузвельта. Это денежная «накачка», рост госрасходов на инфраструктурные объекты, масштабное государственное регулирование экономики, санация финансового сектора и т.д.

И чем больше государство будет обращаться к более активной политике, не забывая о настоящем либерализме – активном развитии предпринимательства, тем больше шансов на успешное развитие страны. Сейчас наиболее важная проблема – инвестиционный спад, и его преодоление, помимо финансовой составляющей, требует мер по улучшению инвестиционного климата в России: борьбы с коррупцией и повышения степени экономической свободы.

Итак, с одной стороны есть ряд факторов, которые говорят о возможности восстановления экономики: сохранение высоких цен на нефть, рост денежной массы, ожидание увеличения госрасходов, сокращение уровня безработицы и некоторые другие данные; с другой - банковский и корпоративный сектор имеют в целом пока далеко не лучшие показатели.

Сейчас экономическая ситуация находится в руках государства. Основным источником стимулирования спроса должны стать государственные расходы и рост экономической активности населения. Однако, если государство допустит ошибки, экономика может вползти в более длительную рецессию, выход из которой может затянуться надолго.