Shokhin2.jpgГлава Российского союза промышленников и предпринимателей ответил на вопросы читателей сайта "Ъ".

Со всеми вопросами читателей можно ознакомиться, перейдя по этой ссылке.

Роман [ 25.05 19:46 ] Вопрос по ставке рефинансирования ЦБ РФ, инфляции и стоимости кредитов для реального сектора сегодня уже стал "притчей во языцах". Неужели конкурентноспособность нашей экономики так невысока, что надеяться в ближайшие годы на улучшения не приходится? Есть ли у России шанс и реальная возможность в ближайшие годы повлиять на ситуацию в нашей экономике? С учетом того, что в регионах ситуация далеко не простая, ведь советская система "организации производства в моно-городах и субъектах федерации - это большая проблема.

Конкурентоспособность нашей экономики действительно оставляет желать лучшего. Посмотрите, например, на показатель производительности труда. Она в разы меньше не только европейской, но и таких развивающихся стран как Бразилия, Индия и т.д. Что особенно плохо - величина разрыва в высокотехнологических отраслях. Долю инновационных технологий - та же история. Высокотехнологичный экспорт Индии, например, составляет порядка 40 миллиардов долларов.

Высокие технологии, которые мы закупаем на этом этапе, как правило не самые современные. Но в данный момент это не так плохо, потому что даже закупки такой технологии позволяют нам отставать всего на одно поколение, а не на 3 или 4. И с этого места при наличии хорошей конъюнктуры на внешних рынках и большой силы воли внутри страны, можно успешно соревноваться с мировыми державами. Думаю кризис дает нам этот шанс - ведь один из его главных уроков для большинства из нас - необходимо думать не только об объемах экономики, но и о ее качестве.

А что касается шансов и сроков изменить ситуацию в экономике - все зависит от нас. Только нужно, во-первых, принимать решения с учетом интересов партнеров (в широком смысле слова), во-вторых, обеспечивать реализацию решений (а не как сейчас - договорились и забыли), в-третьих, думать о перспективе, а не быстрой прибыли.

Антонина [ 25.05 18:24 ] Здравствуйте! Что Вы ждете от реформы ЕСН?

Есть системные вопросы, и тактические. Прежде всего, мы исходим из того, что перевод ЕСН на страховые принципы - более сложная задача, чем простое изменение ставки. Если нет независимых источников пополнения фондов, если за счет страховых взносов оплачивают нестраховые платежи, то через какое-то время опять встанет вопрос - в фондах не хватает денег. Если человек не работал - за него должен платить бюджет, а не «отщипывать» от тех, за кого исправно платили работодатели. Решение этих системных вопросов и требуется.

Тактический вопрос - компенсация роста нагрузки на бизнес. Кстати - отдельное спасибо за перенос срока, т.к. если бы рост нагрузки пришелся на 2010 год, все бизнес-ассоциации можно было бы закрыть из-за отсутствия членов. Предприниматели в принципе не любят, когда у них хотят взять больше, чем ранее. Но в условиях кризиса эта проблема из категории «нравится - не нравится» переходит в категорию «угроз для бизнеса». И не только для бизнеса, если будут расти социальные налоги и платежи на фонд заработной платы, то многие предприятия уже сейчас, не дожидаясь 2011 года, могут снизить зарплату, максимально сократить персонал или, перестанут брать новых сотрудников. Так что от идеи с компенсацией мы точно не откажемся, уважаемый Александр!

Сергей [ 25.05 18:56 ] Отказались ли Вы от идеи снижения НДС или Вам отказали?

Мы надеемся, что речь идет не об отказе, а о моратории. Бизнес-сообщество по-прежнему считает, что снижение НДС - один из наиболее эффективных стимулов для изменения структуры экономики. Хотя в условиях кризиса у государства есть более насущные нужды: обеспечить нормальное функционирование финансовой системы, выполнить социальные обязательства. Но эти проблемы лучше решать на основе расширяющейся налоговой базы, а не роста ставок.

Александр [ 25.05 18:10 ] Что можете сказать по поводу очередного Федерального агентства на этот раз по управлению Фондом благосостояния? Опять плодят структуры или действительно нужно?

Думаю увеличение квази-государственных структур, не лучший путь. Пока госкорпорации не доказали своей эффективности. Что касается механизмов оптимального решения проблемы - в каждом конкретном случае должна ставиться конкретная задача: необходимость сохранить активы. Сделать это можно, например, по «норвежскому» варианту, объединив в перспективе данный фонд (агентство) с пенсионным фондом. Определив, таким образом, альтернативные источники пополнения Пенсионного фонда, в том числе активами, прямо или косвенно полученных государством, за счет средств «Фонда будущих поколений».

Елена [ 26.05 15:14 ] Александр Николаевич, лично Вы в этом документе нашли все ответы на свои вопросы или президент оставил белые пятна?

Александр [ 25.05 18:11 ] Вы довольны посланием?

И да, и нет. Бизнес-сообщество многого ждало от Бюджетного послания и, в первую очередь, определенности. Часть ожиданий оправдалась, часть - не вполне. Можно говорить о том, ряд принципиальных мер по решению структурных проблем экономики в этом послании мы так и не увидели. Так в разделе, посвященном неналоговым доходам, не упоминается проблема управления увеличивающимися в результате кризиса госактивами. А это как говорил один известный политик: «Архиважный вопрос». В Бюджетном послании вообще упомянуты лишь необходимые, но «локальные» решения, например по стимулированию развития предпринимательства и применения передовых технологий (увеличение предельной величины процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходами, усовершенствовать порядок амортизации нематериальных активов). А где решения, которые действительно могут повлиять на рост инвестиций? Если не стимулировать, то хотя бы снизить расходы компаний для высвобождения собственных средств.

Посмотрите на формулировки «Необходимо определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения отрицательного для налогоплательщиков эффекта от увеличения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования». Это наводит на мысль, что здесь «Решение принято, вам отказано». Просто напрямую об этом почему-то не говорят. В то же время в послании заложен правильный подход в части использования бюджетных средств: программно-целевой принцип, переход от формального контроля к содержательному анализу достигнутых результатов. Важное решение - применение современных способов реализации проектов капстроительства и ответственность исполнителей за все стадии их осуществления и эксплуатацию.

Позитивным сигналом для бизнеса является стимулирование профподготовки и переподготовки работников, а также поддержка тех, которые готовы начать собственное дело.

Поддерживается бизнесом идеология увязки предоставления госпомощи с повышением эффективности компании, а также оказания поддержки только тем предприятиям реального сектора экономики, которые имеют рынки сбыта своей продукции. Порядок определения приоритетов (мероприятия, направленные на модернизацию производства и создание спроса со стороны смежных отраслей) четко обозначает ориентацию на формирование цепочек спроса, а не решение точечных проблем. Т.е задекларировано желание системно решать вопросы поддержки, а не точечно по системе «Кто первый встал, того и тапки».

Зотиков Виктор [ 28.05 10:37 ] Будет ли увеличен уставной капитал ООО до 1 млн рублей?

Действительно, совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при президенте РФ выступил с предложением увеличить уставной капитал организаций с ограниченной ответственностью до 1 млн руб. К сроку до 1 июня была намечена доработка проекта, после чего он должен быть представлен президенту. Если проект будет принят, то изменения вступят в силу с 2010 года.

Григорий победоносец [ 27.05 22:12 ] Здравствуйте Александр Николаевич. 1. Подскажите, пожалуйста, в какой валюте, на сегодняшний день, выгодней хранить сбережения? 2. Помогает ли государство частному сектору и насколько эта поддержка сегодня действенна? 3. В свете развития событий связанных с кризисом, достаточно ли средств, на Ваш взгляд, выделяется государством на социальные программы? Заранее благодарю.

Я уже несколько раз отвечал на подобные вопросы - в любом случае в ситуации неопределенности нужно диверсифицировать риски. Иными словами, не класть все яйца в одну корзину. Поэтому стоит хранить сбережения в нескольких валютах - рубли, евро, доллары. Если курс одной из них резко изменится, то ваше положение изменится не так сильно, как если бы вы вложились только в одну валюту. Выбор соотношения - это личное дело каждого, отражающее его субъективные прогнозы и ожидания. Вот Центробанк, кажется, держит резервы в евро/доллар в соотношении 45/55.

Игорь Александрович [ 27.05 12:23 ] Добрый день. На ваш взгляд, чем РСПП отличается от аналогичных бизнес ассоциаций за рубежом? Есть ли преимущества и недостатки? Не мешает ли конкуренция со стороны «Деловой России» и ее активного руководителя Бориса Титова? Спасибо.

У нас выстроены позитивные и партнерские отношения со всеми основными деловыми ассоциациями - ТПП, Опора, Деловая Россия. В последнее время Борис Титов сосредоточился на политике, да и кризис, видимо, заставляет его меньше уделять времени «Деловой России» - ведь у него есть собственный бизнес, который, наверное, требует внимания. Может быть, поэтому несколько ослаблен диалог с Деловой Россией, зато активизировался диалог с недавно созданной партией «Правое Дело». РСПП подписал недавно соглашение о сотрудничестве с этой партией, имея ввиду, что по многим направлениям наши принципиальные позиции совпадают и мы готовы работать совместно над их продвижением на различных публичных площадках. Что касается конкуренции - она всегда идет на пользу. И мы за то, чтоб каждое из объединений предпринимателей доказывало свою полезность бизнесу. И тогда российский бизнес в целом будет чувствовать себя комфортнее и легче, будет продвигать свои идеи через органы власти, как на федеральном, так на региональном и муниципальном уровне.

Student [ 27.05 05:58 ] Правительство предлагает рубль в качестве новой резервной валюты, предлагает создать в Москве мировой финансовый центр. При этом уровень инфляции в стране стабильно выше 10% в год. На ваш взгляд, когда снижение уровня инфляции реально станет одним из приоритетов государства? И произойдет ли это вообще в ближайшем будущем?

Не могу не согласиться с мнением многих экспертов, которые утверждают, что при инфляции выше 12%-13% говорить о создании Международного финансового центра и о рубле в качестве резервной валюты - по крайней мере, преждевременно.

Напомню, что сама идея создания такого центра возникла год назад, когда президент Медведев озвучил эту идею на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме. Тогда ситуация была принципиально иной, хотя некоторые признаки неблагополучия уже проявлялись, в частности, та же инфляция давала о себе знать и в этот период.

Что касается таргетирования инфляции - т.е. введение ее в число основных целей не только денежно кредитной, но и экономической политики в целом. На мой взгляд, те заявления о важности борьбы с инфляцией, которые делаются еще не превратили антиинфляционную политику в один из ключевых элементов действий властей. В частности сейчас одним из основных факторов провоцирующих инфляцию является рост тарифов естественных монополий. Многие члены РСПП предлагают заморозить тарифы естественных монополий, но государству компенсировать естественным монополиям нехватку ресурсов на реализацию инвестиционных программ причем, прежде всего в таких программах, которые формируют спрос в других областях экономики. Государство может вместо индивидуальной помощи предприятиям, находящимся в сложном положении, в том числе из-за высоких тарифов, оказать системную помощь через относительно низкие тарифы и умеренные темпы их повышения (ниже инфляции), оказав системную поддержку инвестиционным программам естественных монополий. Думаю, что такого рода схема могла бы и снизить инфляцию и сделать более прозрачной систему поддержки предприятий.

Кроме того, необходимо обратить внимание на повышение эффективности государственных корпораций, поглощающих огромные бюджетные ресурсы; в условиях кризиса эта избыточная нагрузка на бюджет, которая тоже влияет на уровень инфляции. В России складывается парадоксальная ситуация, которая не встречается в большинстве стран - падение спроса сопровождается ростом цен, поэтому агрессивная политика в области процентных ставок могла бы так же стать важным фактором снижения инфляции. Если возвращаться к идее создания МФЦ: для его создания необходимо серьезно повысить качество институтов и инфраструктуры рыночной экономики в целом. Это более системная задача, и МФЦ может быть неким результатом выстраивания привлекательной экономики, а не спец проектом по размещению тех или иных структур на площадке Москва-Сити.

Николай [ 27.05 19:35 ] Как вы относитесь к делу Ходорковского?

По видимому речь идет о так называемом «втором» деле Ходорковского, которое сейчас рассматривается в суде. Мне уже приходилось высказываться на этот счет. Позиция моя не изменилась, я считаю, что есть определенные противоречия между нынешним процессом и первым делом Ходорковского. Но как бы, ни оценивать этот процесс, следует признать, что его исход, так или иначе, может повлиять на состояние делового и инвестиционного климата в стране. И в этой связи очень важно, чтобы судебные решения были прозрачными и справедливыми.

Андрей [ 26.05 13:53 ] Как будет решаться проблема плохих долгов, что делает РСПП в этом направлении?

Мы уже на протяжении нескольких месяцев обсуждаем в РСПП проблему «плохих долгов» и методы ее решения. Неоднократно мы ставили этот вопрос перед председателем правительства и президентом РФ. На этой неделе на заседание Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности, мы рассмотрели пять вариантов решения проблемы. В том числе с использованием схем создания Закрытых Инвестиционных Паевых Фондов, создания специальных институтов, а так же с использованием действующих структур, таких, как агентство страхования вкладов. Мы проанализировали опыт других стран, которые последние 20-30 лет решали аналогичные проблемы. Поэтому сейчас мы эти предложения обобщаем и в ближайшее время представим в правительственную комиссию возглавляемую первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Более подробно с нашими подходами на эту тему вы можете ознакомиться на нашем сайте

Иван Васильевич [ 26.05 21:01 ] Александр Николаевич, на ваш взгляд, какова вероятность «второй волны девальвации» рубля, когда она может быть и до какого минимума может опуститься рубль? Да, это зависит от нефти, платежного баланса и прочее. И тем не менее. У вас же есть свое мнение.

Сейчас многие говорят о второй волне девальвации и в частности многие инвестиционные банки, эксперты считают, что рубль к концу года будет ниже, чем его нынешние позиции. Тем не менее, практически не существует серьезных аналитических оценок убедительно доказывающих, что рубль выйдет из того коридора, который установил ЦБ для него в феврале этого года. Т.е. бивалютная корзина 41 ((предельное значение) для доллара 37 рублей за доллар)) это не только позиция ЦБ, но и экспертов и аналитиков, в том числе представляющих бизнес сообщество. Я думаю, что есть основания с этим согласиться. Другое дело, что сейчас, когда рубль укрепляется по отношению к доллару, под угрозой оказывается тот эффект плавной, управляемой девальвации, которая была осуществлена с декабря по конец января этого года, и о преимуществах которой так долго говорили монетарные и политические власти страны. Весь этот положительный эффект связанный и с повышением конкурентоспособности и с формированием неких резервов в том числе и для обслуживания внешних долгов компаний - весь этот эффект может быстро рассосаться. Самое главное это то, что в условиях высокой волотильности обменного курса компаниям очень трудно планировать свое поведение. Было бы правильно, если бы Центральный банк обеспечивал более плавное колебание рубля и, в частности, в условиях, когда цена на нефть растет, можно было бы компенсировать расходы наших резервных фондов, деньги в которых по оценкам минфина могут закончиться уже в следующем году. Стало быть, более активная интервенционистская политика на рынке, которая, с одной стороны поддержит курс рубля на каком-то стабильном уровне, а с другой стороны позволит поддержать резервный фонд - была бы более убедительной линией поведения.