"Если миллионы людей страдают

одной и той же формой психической патологии,

это еще не делает их здоровыми."

Э.Фромм



Многие аналитики называют безудержное потребление одной из причин сегодняшнего экономического кризиса. Но само выражение "общество потребления" давно уже стало у нас заезженным штампом.

Сначала - негативным. Во времена уже забываемого помаленьку СССР этим штампом официоз характеризовал бездуховную и тупую суть западных стран, в первую очередь - ненавистного "противника №1" - США.

Правда, в годы  СССР существовал и свой, "урезанный" вариант "потребительского идеала", о котором мечтали тогда довольно многие - "квартира, дача, машина", но ему, естественно, было далеко до забугорного потребительского пиршества!

В годы неясных и путаных российских "реформ" это выражение и связываемый с ним наполовину вымышленный образ жизни для многих стал желанным и манящим, как в "седые" времена для стиляг - туфли на толстой платформе.

При этом, что же там "за бугром" было на самом деле и откуда, собственно, пошло это затасканное выражение, уже мало кого интересовало.

А все-таки - откуда?

Да все оттуда же, из ненавистной послевоенной Америки 50-х годов прошлого уже века (правда, кое-кто из исследователей ведет его начало  с 20-х годов, когда Г.Форд не только сделал автомобиль широкодоступным для американцев, но и заложил основы его продаж в кредит, а некоторые доходят в своих исследованиях и до более глубокой старины, но это, по-моему, уже перегиб).

В то далекое от большинства читателей (и от меня самого) время, когда в СССР были заняты строительством страны, фактически, заново, когда умер ненавидимый и обожаемый "Вождь народов", а люди радовались появившимся  впервые после 1917 года китайским зонтикам и термосам, так же как и "трофейным" фильмам с джазом, часто и не мечтая о чем-то большем, на гнилом Западе, а конкретнее - в США, после затяжной довоенной депрессии, начали сбываться самые смелые материальные мечты!

США превращались в "страну потребления №1" в мире. Новые технологии и целые отрасли, новые медикаменты,  замороженные полуфабрикаты,  система хайвэев, радио FM, стиральные машины, холодильники, пылесосы,  магнитофоны... Уровень жизни ежегодно рос. Средний класс расширился до бОльшей части населения. В 1956 году количество "белых воротничков" превысило количество "синих". Рост доходов корпораций на 80-100% в год никого уже не удивлял.

Успешные люди переезжали жить в предместья - чистый воздух, большие и не безумно дорогие участки земли, да и детям расти лучше в таких районах, а не по соседству с трущобами.  Предместья больших городов росли в пятнадцать раз быстрее сельской или городской Америки.

Мечтали о своем большом доме в пригороде? Современной (для тех лет, конечно!) бытовой технике, с помощью которой этот дом можно благоустроить и содержать в тепле и чистоте? А роскошную автомашину, нет, две, и этот кабриолет тоже!

 Все это стало доступным не только благодаря затяжному периоду экономического роста, но и во многом - благодаря умопомрачительному развитию волшебной системы продаж в кредит.

Социологи засучили рукава и выдали "на гора" кучу научных  работ - "Белые воротнички - американский средний класс", "Одинокая толпа", Человек в сером фланелевом костюме», "Функционер", в которых рассказывали как о небывалом расцвете корпоративного духа, так и о той цене, что приходится платить за процветание - работа в филиалах огромных корпораций с их специфической культурой, как внешней - знаменитые "серые костюмы", так и внутренней, с ее подавлением индивидуальности, отнимающая все больше и больше времени и сил.

Получается, что у самих зарабатывающих и тратящих остается все меньше времени на "настоящую" жизнь - семью, друзей, отдых, размышления.

Зато девиз "Все лучшее - детям" осуществлялся в полной мере - лучшие воспитатели, школы, летние лагеря, модная автомашина на шестнадцатилетие...

 Вот на детях, предоставленных самим себе, система всеобщего благостного потребления и дала тогда крупную трещину! Появился рок-н-ролл, битники, хиппи. Ну это уже, конечно, тема для отдельного разговора...

Как видим, кредитный и потребительский бум, захлестнувший было Россию в двухтысячных, отнюдь не наше и совершенно не новое  изобретение, знакомое миру в нынешнем виде уже довольно давно.

Возникающее и временно притухающее уже не раз. Так что его сторонникам можно сильно не огорчаться, а просто немного подождать его следующего выхода на волю. Ведь не только люди, но и целые страны не раз наступали на одни и те же грабли, с известными последствиями.

А противникам - можно утешаться тем, что их борьба имеет уже длинную историю и даже - ряд громких и знаковых побед.