В соответствии с Указанием, вступающим в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в Вестнике Банка России, все кредитные организации должны иметь План действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

Судя по объему, качеству и глубине проработки вопроса, «Рекомендации по структуре и содержанию плана действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, а также по организации проверки возможности его выполнения» разрабатывались в недрах ЦБР и доводились до совершенства не один месяц. А то и год. Кроме шуток - такого комплексного и всеобъемлющего документа из-под пера регулятора давно (а может, и никогда) не выходило. Более того, могу спорить, что авторы «Рекомендаций» писали их по уже разработанному Плану ОНиВД - вот бы его почитать?..

Нет, в самом деле. Сейчас все банки примутся «изобретать велосипед» - так почему бы Банку России не предложить им в качестве образца уже готовый План? Объем работы и так предстоит немалый. Чтобы составить План действий по ОНиВД в соответствии с рекомендациями, банку сначала понадобится составить План действий по составлению Плана  действий по ОНиВД - это уж как минимум. 

Начать разработку Плана можно с определения перечня непредвиденных обстоятельств. Здесь главное - не увлекаться: наверное, не стоит включать в перечень падение метеорита на головной офис банка или самовозгорание бумажных денег в хранилище. Лучше объединить форс-мажорные ситуации в группы: технические и информационные сбои, природные катаклизмы, потеря банком финансовой устойчивости или деловой репутации и т.д.

Общими фразами обойтись не получится - положения Плана должны носить исключительно конкретный характер. Так, по всем внутренним банковским процессам, подвергшимся воздействию непредвиденных обстоятельств, необходимо оценить срок их восстановления и допустимый размер материальных затрат. Не говоря уже о детальных инструкциях для подразделений и служащих.

Для выполнения рекомендаций банкам понадобится не только много труда, но и много денег. С этой точки зрения особый интерес представляет собой раздел Плана, касающийся обеспечения резервных процедур, ресурсов и договоренностей, которые могут быть задействованы в случае необходимости. Если резервное копирование информации и сейчас осуществляется всеми банками, и у многих есть запасные генераторы энергии, то наличие «запасных помещений, территориально удаленных от мест основного расположения кредитной организации и поддерживаемых в состоянии готовности для использования в чрезвычайном режиме» для подавляющего большинства кредитных организаций - непозволительная роскошь.

Кроме запасных помещений, банкам понадобятся еще запасные поставщики услуг (в том числе провайдеры) и запасные кредиторы или благотворители, готовые в нужный момент оказать банку финансовую помощь. С ними должны быть заключены соответствующие договоры.

Банк России предусмотрел даже создание в банках чрезвычайного органа управления, которому могут быть переданы полномочия по оперативному управлению кредитной организацией в условиях непредвиденных обстоятельств, а также проведение периодических учений для оценки степени подготовленности служащих к работе в чрезвычайном режиме.

Зато кредитная организация, скрупулезно выполнившая все рекомендации Банка России по структуре и содержанию Плана ОНиВД, может считать себя полностью защищенной перед лицом любых стихийных бедствий, от цунами в средней полосе России до мирового финансового кризиса, и даже Главного санитарного врача г-на Онищенко, не говоря уже о разъяренных вкладчиках. А после проведения двух-трех учений по выполнению Плана можно уже подумать о захвате соседних зданий, почты и телеграфа - не пропадать же ресурсам и приобретенным навыкам. Шутка.

Одним словом, за работу, товарищи! Указание опубликовано в Вестнике сегодня, 1 апреля, а через 10 дней План уже должен быть готов.