«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным»
Сенека
 
Введение.

Кризис - это время осмысления и преодоления ошибок. Очевидно, что путь сырьевой экономики и построения «безыдейного» рынка в РФ оказался  не столь эффективен, как ожидалось. Все большей критике подвергается ряд положений «стандартных рецептов» МВФ по реформированию переходных экономик. Многие крупнейшие экономисты сейчас все больше переосмысливают фиаско «рынка без тормозов», во многом обусловившего нынешний мировой кризис. На этом фоне особенно интересным является анализ опыта реформ Китая, являющимся безусловным лидером мирового развития, чья экономическая мощь начинает все больше конкурировать с США и ЕС, при том, что последние переживают далеко не лучшие времена. 

Китай начинал свои реформы в относительно худших условиях, чем Россия, его экономическое положение было намного слабее. ВВП Китая в 1980 году составлял 39% от российского [1, с.376],  в стране преобладало малообеспеченное,  в основном сельское население - составлявшее 82,1% [1, с.216]. Значительная часть страны  - 59,37% - расположена в гористой местности, при этом наиболее удобные для жизнедеятельности земли (равнины и котловины) составляют всего 31% всей площади [1, c.158].

Но вот некоторые итоги: по данным Всемирного банка, за 2007 г. ВВП Китая по паритету покупательной способности (ППС) составляет уже 7. 055  трл.долл. (2 место в мире после США, имевших ВВП 13.778 трлн. долл.), в то время как  ВВП  России (по ППС) на 6 месте -  2,120 трлн. долл, что составляет всего 30 % от уровня Китая [2.1]. И если российская экономика пострадала от мирового кризиса самым серьезным образом, Китай пока демонстрирует относительную стабильность.  Так в чем секрет успеха китайских реформ?

Основа успеха - сильное государство,  конкретные цели и долгосрочное планирование. 

В начале 19 века доля Китая в мировом производстве была достаточно значительна - около трети мирового ВВП (1820 г.) [1,c.270]. Однако техническая отсталость и подчинение Китая интересам запада привела к утрате этих позиций. Уже с начала 20 века многие государственные деятели Китая стремились возродить былое величие страны. Значительные ошибки и перегибы на закате «административной экономики» -  такие, как стратегия  «большого скачка» (1958-1962 гг.) и «культурная революция» (1966-1976 гг.), приведшие Китай к значительному кризису, вызвали критическое осмысление ошибок и понимание необходимости нового курса [3].

Нынешний этап реформ начался с конца 1978 г., когда Дэн Сяопин  провозгласил «новый курс» строительства рыночной экономической системы с китайской спецификой (как говорят сами китайцы - «социалистической»), провозгласив политику «реформ и открытости». Эти реформы отличает  постепенность, эволюционность (так называемый градуализм), вторичность политического реформирования перед экономическим,  приоритет  модернизации и  внешнеэкономической экспансии.

Преобразования начались с четкой постановки целей, разработки идеологии, подчиненной национальным интересам, решению конкретных задач развития страны и повышения благосостояния народа. Эти задачи решались на базе сильной,  просвещенной  и деятельной  государственной власти. Китайские партийные лидеры и экономисты активно изучали и творчески переосмысливали  экономический опыт, а также историю взлетов и падений экономик многих стран.  В этот же период был  отмечен рост интереса к Китаю  как со стороны Запада, так и  зарубежной китайской диаспоры.

Уже в 1981 г.  были провозглашены стратегические цели учетверения ВВП к 2000 г., и они были перевыполнены - с 1980 по 2000 г. ВВП вырос в 6.4 раза [1, стр.321]. В течение 1978 - 2005 г. ВВП вырос в 12 раз, доход на душу населения -  почти в 7 раз  [4, стр.1]. Темп роста экономики в течение 1979 - 2004 г. в среднем составлял около  9.4 % [1, стр.321], в 2005-2008 - 10.35 % [2.2].  В 2008 г.  35 ведущих китайских предприятий включены в рейтинг 500 крупнейших компаний мира по версии американского журнала «Fortune». Китай занимает 2 место в мире по объему экспорта, который за 2008 г. составил 1.4 трлн. долл., что  пока незначительно меньше, чем у Германии, занимающей 1 место. 

К 2020 г. Китай планирует достижение общества средней зажиточности,  а  к   2050 г. - достижение  уровня жизни развитых стран. По оценке многих экономистов, Китай превысит уровень  ВВП США в течение 2030 - 2050 г. [1, c.345], [5, c.145], а возможно и  раньше.

Напротив, на начальном этапе российских  реформ (1992 - 1998 г.г.) государство не ставило четких целей  - например, по росту ВВП и уровню доходов населения, кроме абстрактной идеи «построения рыночной экономики», при этом  российское государство имело все признаки слабости. Наши идеологи не слишком отягощали себя изучением чужого опыта, не слишком востребованного и поныне, а использовали готовый сценарий «шоковой терапии», предложенный международным валютным фондом. Наши «достижения» скромны - испытав серьезный спад на начальном этапе реформ, Россия вышла на уровень  ВВП 1990 г. только в 2007 году.

Стратегия Китая.

Основная стратегия Китая заключается в творческом использовании  опыта  Японии и «азиатских тигров» - Тайваня, Сингапура и Гонконга, Южной Кореи, а также опыта НЭП в СССР. В стране была реализована экстенсивная модель экономики, основанная на дешевом труде и активном использовании иностранных инвестиций [4, стр.5]. Важнейшее конкурентное преимущество Китая - дешевизна достаточно квалифицированной «рядовой» рабочей силы, стоимость которой в течение длительного периода времени составляла около 100 долл. в месяц и ниже, что связано с высокой численностью населения. Неразвитость экономики  создала предпосылки для непрерывного длительного роста.  

Китайская экономика последовательно идет вперед. Сначала были проведены реформы на селе, произошло  расширение сельскохозяйственного производства, продукция которого стала активно экспортироваться. Следующим шагом было освоение рынков трудоемкого ширпотреба - изделий из кожи, производства  одежды и обуви. В городах и сельской местности в большом количестве стали появляться несложные трудоемкие производства.

Однако в дальнейшем развитие производства вылилось в настоящую промышленную революцию. Китай переходил  к производству велосипедов, часов, электроники, мебели, к изготовлению автомобильных комлектующих. Следующим этапом стало освоение высоких технологий. Страна, которая еще недавно была одной из отсталых, теперь занимает лидирующие позиции по производству высокотехнологичной продукции (2 место в мире) -  мобильных телефонов, персональных компьютеров, телевизоров.

Известно, что по подобному пути развития шла Япония. Однако она достаточно быстро утратила свое главное преимущество - дешевую рабочую силу. Напротив, у Китая существует по-прежнему огромный запас дешевой рабочей силы за счет урбанизации  - согласно планам модернизации, доля городского населения с 2000 г. по 2020 г. должна вырасти с 36.2 до 56 % [1, c.332]. Но переход на интенсивную модель развития требует роста доли квалифицированного труда и его оплаты.

Низкий уровень доходов, но большой объем рынка создали модель копирования лучшей мировой продукции и воспроизводства ее для внутреннего (а затем и внешнего) рынка с минимальными ценами.  Однако, копируя чужое,  Китай создает много нового.  Широкому распространению DVD-технологий, особенно доступных DVD-плееров, мир обязан  именно Китаю, который снизил цены на него с 1000 долларов до 100, а затем еще ниже. Аналогичная ситуация складывается с производством LCD-телевизоров, ноутбуков и пр. По сравнению с Россией Китай осуществил более ранний переход к цифровым технологиям.

На очереди - автомобильная экспансия. По итогам 2007 г.  автопром Китая вышел  на третье место в мире по производству автомобилей - здесь собирается значительная часть мировых брендов. Хотя  качество некоторых «собственных» авто-моделей пока не сравнить с европейским, но прогресс на лицо.  В  2008 г. автопром Китая выпустил около 88 новых моделей легковых автомобилей [6]. В январе 2009 г. китайский рынок вышел на первое место в мире по объему продаж, обойдя США [7]. Несмотря на то, что у нас открылись сборочные производства нескольких иностранных брендов, успехи собственно российского автопрома выглядят более чем скромными - за последние десять лет были выпущено небольшое количество новинок - Лада-Приора, Лада-Калина, УАЗ-Патриот и т.д.

Огромный  вклад в развитие рыночного сектора в Китае принадлежит малому и среднему бизнесу (МСБ), который является его настоящим «национальным достоянием». В 2005 г. в  стране было около 4.3 млн. предприятий МСБ, 27.9 млн. индивидуальных предпринимателей. В этом секторе работает около 75% городского населения, он дает до 60% всего ВВП, 65% всех патентов, 46.2% всех налоговых поступлений и 62.3% всего экспорта  Китая [7.1]. Малый бизнес для страны - настоящее национальное достояние. Доля малого бизнеса в ВВП России - около 15%, что говорит о низкой степени развития предпринимательства.

Среди крупнейших торговых партнеров Китая по экспорту (2007, [2])  - США - 19.1%, Гонконг - 15.1%, Япония - 8.4%, Южная Корея - 4.6%, Германия - 4%; по импорту - Япония - 14%, Южная Корея - 10.9%, Тайвань - 10.5%, США - 7.3%, Германия - 4.7%. Китайская экономика является значительным источником спроса. Среди основных статей импорта  - электрооборудование, нефтяные продукты, руда и металлолом, оборудование для обработки данных и пр. Объем торговли с США за 2008 г. составил 333.7 млрд. долл. при активном сальдо 170 млрд. долл, объем российско-китайской торговли - 56.8 млрд.долл. (7 место). Китай является членом ВТО с 2001 г.

Региональная политика.

Значительную роль в успехе реформ имеет региональная политика. Ее отличительная черта - самостоятельность регионов. В Китае успешно используется стратегия сфокусированного развития, когда первыми обогащаются отдельные регионы [8].  Большое значение имело создание особых экономических зон, созданных после 1984 г. в ряде городов -   Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу. Затем этот статус получили еще 14 приморских городов [9]. Эти зоны получили значительные инвестиционные и налоговые льготы, способствовавшие привлечению иностранных инвестиций и технологий. Как говорят сами китайцы - открытость есть развитие. С  2000 г. проводится курс на выравнивание уровня развития регионов. Существуют сайты [10], где каждый регион Китай описывает возможные направления вложений капитала и инвестиционные льготы.

 Проводимая политика разделения налоговых поступлений между регионами и центром (так называемая система «разделения котлов») [10.1, гл.8] способствует активной и заинтересованной позиции регионов в максимизации поступлений по своим местным бюджетам. При этом активно используется плановая система - закрепление «финансовых заданий». У нас такая система пока не создана -  как результат, многие региональные власти РФ не проводят активную политику привлечения инвестиций, и вообще реально мало что делают для развития своей страны. Наши попытки создать аналогичные экономические зоны не были успешными - они создавались не более,  как  внутренние  оффшоры.

Преобразования на селе. 

Реформы начались с сельского хозяйства. Были отменены коммуны, вместо которых был введен семейный подряд. Правительство разрешило осуществлять свободную продажу излишков произведенной сельскохозяйственной продукции после сдачи государству плана госзаготовок. Земельные участки были закреплены в долгосрочной аренде. На селе стали появляться кооперативные поселковые предприятия.

Указанные  меры  создали условия для повышения платежеспособного спроса и уровня жизни населения, привели к стремительному росту сельского хозяйства, его модернизации,  подготовили серьезную платформу для развития всей экономики в целом, явились «школой» развития предпринимательства. Повышение благосостояния на селе способствовало развитию мелкого деревенского ростовщичества, игравшего роль канала финансирования как для развития местного бизнеса, так и для переселения и открытия бизнеса в городах.

Земля в  Китае находится в государственной или коллективной собственности, в городах -  в государственной.  В Китае существует возможность отторжения земли в пользу государства, что может вызывать конфликты с властями. В настоящее время проводится дальнейшая реформа землепользования, в результате которой земледельцы смогут сдавать свои участки в аренду, обменивать их и закладывать.

В 2006 г. в Китае были отмены сельскохозяйственные налоги. Государство стало оказывать поддержку аграрному сектору. Страна, располагая около 7% мировых пахотных угодий, производит около 20% зерновых, занимает лидирующие позиции в мире по производству хлопка, мяса, молока, яиц, масличных культур [4. стр.4]. Доля продукции сельского хозяйства в ВВП постепенно снижается, и за 2008 год составила 11.3%.

Все сказанное еще раз подтверждает тезис о том, что развитие нормального рынка всегда начинается с реформ на селе. Превращение наших крестьян в «аграрных пролетариев» во времена советской власти крайне дорого обошлось России, которая до революции была одним из мировых лидеров производства сельскохозяйственной продукции. Несмотря на позитивное введение института частной собственности на землю, сельскохозяйственная политика государства не является эффективной.  Нет существенных мер по поддержке сельского хозяйства, развития фермерства, в результате рост производства сельскохозяйственной продукции в РФ не превышает нескольких процентов в год. Земля - основное национальное богатство России, но используется оно недостаточно - при огромном фонде многие жители села живут в домах далеко не лучшего качества и не располагают участками такого размера, который позволил бы им вести эффективное хозяйство. Развитие сельского хозяйства, активное освоение территории РФ может явиться важнейшим фактором активного роста экономики, повышения внутреннего спроса, роста рождаемости, стимуляции регионального развития и преодоления низкого уровня жизни.

 

Список литературы

  1. Б.Н.Кузык, М.Л.Титаренко, «Китай-Россия 2050: стратегия соразвития», Институт Дальнего Востока РАН, Москва, 2006 г.
  2. Economy of the People's Republic of China,  http://en.wikipedia.org/wiki/Economy_of_the_People's_Republic_of_China

2.1  ВВП (по ППС) лидеров мировой экономики, www.wikipedia.org

2.2   GDP growth 1952-2008, http://www.chinability.com/GDP.htm

  1. ХУАН Дингуй, доктор экономики, заместитель директора Института экономики Хайнаньского университета (КНР), «Китай: подходы и особенности экономических преобразований», http://chinapro.ru/economy/2/
  2. Институт Дальнего Востока РАН, «Китайская народная республика в 2006 г. Политика, экономика, культура»,  Москва, 2007 г.
  3. А.С.Селищев, Н.А.Селищев, «Китайская экономика в XXI веке», СПб, Питер, 2004 г.
  4. С.Дружинин, «Китай штампует автомобильные новинки», http://www.chinapro.ru/rubrics/1/915/
  5. И.Чуприн, «Китай в январе вышел на первое место в мире по объему автопродаж», http://www.rian.ru/economy/20090206/161118008.html

7.1    Малое предпринимательство Китая, http://www.giac.ru/

  1. Василий Михеев, Институт Дальнего Востока РАН , «Китай: опыт стратегии "сфокусированного" развития, http://www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=8&ida=861&ids=61
  2. ЧЖОУ СИНЬЧЭН, директор Института Восточной Европы и Средней Азии Народного университета Китая (Пекин), «Экономическая реформа в Китае: достижения и задачи», http://rusref.nm.ru/indexpub17.htm
  3. Регионы Китая, http://www.china.org.cn/russian/75042.htm

10.1  Дин Жуджунь, Ковалев М.М., http://www.economy.bsu.by/library/Дин%20Жуджунь/Жуджунь_Ковалев_Путь_к_рыночной_экономике.pdf

  1. А.Н.Анисимов, «ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ КИТАЯ» , http://www.netda.ru/belka/economy/aspec/raspad11$.htm
  2. Б.Б.Рубцов, Финансовый рынок КНР, www.mirkin.ru/_docs/finsistema_kitai.pdf
  3. Общие активы финансовых организаций банковского сектора Китая превысил 60 трлн. юаней, http://www.crc.mofcom.gov.cn/crweb/scor/info/Article.jsp?a_no=168197&col_no=328
  4. Банковская сфера Китая в целом остается здоровой, http://big5.xinhuanet.com
  5. Money and Credit Recorded Rational Growth and Financial System Performed Stably,  People's Bank of China, http://www.pbc.gov.cn/english//detail.asp?col=6400&ID=1245
  6. RMB Loans Recorded Large Increase in January,  People's Bank of China, http://www.pbc.gov.cn/english//detail.asp?col=6400&ID=1265
  7. http://www.minatom.ru/News/Main/view?id=30663&idChannel=343
  8. Eva Cheng, Public sector less than 40% of economy CHINA, http://www.greenleft.org.au/2007/734/38026
  9.  Министерство коммерции КНР, Среднегодовой рост объема прибыли центральных предприятий Китая составлял 150 млрд. юаней, http://russia.mofcom.gov.cn/aarticle/counselorsreport/200808/20080805719460.html
  10.  «Китай становится ведущим научным центром мира», http://www.svobodanews.ru/Article/2006/12/11/20061211140926833.html
  11. Тед Фишмен, «КИТАЙ, INC.Восход сверхмощного глобального конкурента», Москва, ЭКСМО, 2007 г.


Продолжение следует.