Не прошло и года, как мы возвращаемся к законопроектам № 68783-5 и № 68785-5, касающимся деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами.

В прошлый раз речь шла в основном о банкоматах и платежных терминалах, которые в соответствии с законопроектами придется оснащать контрольно-кассовой техникой с фискальной памятью не только платежным агентам, но и банкам. По этому вопросу, к сожалению, поводов для радости не прибавилось: по сравнению с проектом, представленным к первому чтению, практически ничего не изменилось. Кроме, разве что, сроков: применение платежных терминалов и банкоматов без ККТ допускается до 1 января 2010 г. - нам дарят еще полгода на обновление парка программно-технических средств.

Зато до неузнаваемости изменилась статья 3 законопроекта № 68785-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», касающаяся изменений в законодательство о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

В первом варианте эти изменения представляли собой один абзац, уточняющий определение организаций, осуществляющих прием платежей от физических лиц.

В проекте, представленном ко второму чтению - разрослись до трех страниц мелким шрифтом и довольно существенно меняют порядок работы с клиентами для целей ПОД/ФТ.

Прежде всего, в два раза снижено пороговое значение суммы операций, по которым  может не осуществляться идентификация клиентов - физических лиц: с 30 тыс. руб. до 15 тыс. руб. И если раньше этот порог был установлен для отдельных видов операций (расчеты с бюджетом, ЖКХ, услуги связи и др.), то теперь это касается любых платежей. Что не может не радовать.  

Пункты 1.3. и 3.1. статьи 7, не так давно введенные Федеральным законом № 275-ФЗ, теперь утрачивают силу - а  на самом деле перевоплощаются в отдельные статьи 7.3. и 7.2. соответственно.

Статья 7.2. подробно излагает порядок сбора и передачи информации о плательщике при осуществлении безналичных расчетов и переводов (интересно, чем безналичные расчеты отличаются от переводов?). Причем касается это теперь как переводов без открытия счета, так и переводов со счета по поручению клиента. Не представляю, как «терминальщики» справятся с этой задачей. Единственное, что радует - требования статьи 7.2. не распространяются на переводы физических лиц без открытия счетов, осуществляемые кредитными организациями (и только ими - почте, например, в этот раз не повезло) на сумму, не превышающую 15 тыс. руб.

Статья 7.3. посвящена ИПДЛам ( моя первая колонка была как раз о них...). Основное отличие от ныне действующего порядка - требования по работе с иностранными публичными должностными лицами, изложенные в статье, не применяются банками по операциям на сумму менее 15 тыс. руб. Сам порядок работы понятнее не стал.

Изменения в Закон № 115-ФЗ должны вступить в силу не с 1 января 2010-го, как все остальные статьи, а по истечении 180 календарных дней после публикации закона.

И еще одно нововведение (это уже изменения в Закон «О банках и банковской деятельности»): банк, с которым платежный агент заключил договор об осуществлении приема платежей физических лиц, обязан будет осуществлять контроль за соблюдением платежным агентом не только правил осуществления расчетов, установленных Банком России, но и законодательства о ПОД/ФТ. Как будто без этого мало нам непрофильной деятельности типа проверок кассовой дисциплины у клиентов и валютного контроля.

А что, может, пусть уже и налоги проверяют банки у организаций?..

12 марта оба законопроекта были представлены Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку в Совет Государственной Думы для принятия во втором чтении. Предполагаемая дата рассмотрения - 20 марта.

Видимо, имеющиеся банкоматы и платежные терминалы банкам уже можно начинать сдавать в металлолом.