Алена Шадрина, ООО "Яшель Нур"
Специальный консультант по
кадровым технологиям и форматам
работы организации

Банальность первая. Довольно долго (если мерять весь постперестроечный период) посылать сотрудников на тренинги развития креативности было не только модно, было общепринято. Как же, динамика жизни требовала чего-то новенького...

Банальность вторая. Перескакивание мыслей и креативности разного плана в труде счетного работника - опасная штука.

Банальность третья. Соблюдение нормативов и форм вкупе с креативностью может привести к выбору креативности, а не законности. Короткий-то путь ближе.

Банальность четвертая. Банковский труд однообразен, и потребителю нужна стабильность во всем - от процентов до ставок. Соревнования между стабильным обывателем и креативно-переменчивым миром заканчиваются победой не обывателя.... Побеждает нестабильность.

В общем, представьте все нижеперечисленное в своем кармане (применительно к своим личным деньгам каждый) и поговорим дальше...

Согласно Википедии критерии креативности таковы:

· беглость - количество идей, возникающих в единицу времени;

· оригинальность - способность производить необычные идеи, отличающиеся от общепринятых;

· восприимчивость - чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;

· метафоричность - готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению., умение увидеть в простом сложное, а в сложном - простое.

Представили? Жутковато? Хочется стабильности в кармане? Еще чего. Дудки. Креативничали все, как уж могли или сумели. Конечно, результаты, например, у рекламистов,  есть: потребитель умеет отличать «мой банк, не мой банк и Сбербанк». Потому что рекламная креативность всех банков слилась в единую банковскую креативность. Одинаковую Неразличимую. Сравнимую только сама с собой. Что и научило потребителя отличать «мой банк, не мой банк и Сбербанк».

Потом обрушились на финансовую безграмотность потребителя. Конечно, если уж ему не отличить банк от банка, как уж ему кредит от депозита отличить - прошу прощения за уж совсем банальность, но... Кредит - это когда деньги потребителю дают. Депозит - это когда деньги у потребителя забирают. Копить-то потребитель не выучился. Некогда было в потоке креативного кредитования всех, вся и на все. Поэтому умеет отличать только прямо противоположное. Кредит - это когда могут дать, депозит - это когда надо отдать, чтобы заслужить потом, чтобы дали кредит, который  тогда могут дать, когда надо отдать... Некреативный потребитель-то.  Хочет прироста благосостояния. Вот ведь незадача...

Это все останки креативного периода, и стоит попробовать осознать теперь - кадрам нужна креативность, или стабильность условий и задач в труде?

Потребителю - нужна креативность или стабильность условий обслуживания своим банком?

Принимать ли и оставлять ли креативных от природы или с развитой за деньги банка креативностью сотрудников?

Что делать-то?

Креативность ответа не даст.

Потребитель устал и желает стабильности. Мне хотелось бы с видим Ванги изречь: грядет время тренингов стабильности и законопослушания, но... Профессионал во мне отлично понимает и ехидно хихикает: натренировать стабильность нельзя. Законопослушания можно только добиться..

Поэтому могу уверенно утверждать, что кризис вернет в банки именно тех, кто был «стабильными серыми мышками бизнеса», спокойных клерков и простых трудяжек, нелюбителей новаций и приверженцев традиций.

Только вот под грузом креативного периода отыскать и определить их будет намного сложнее, чем нестандартных и креативных работников. Личностные тесты тут дадут только провальные результаты: искать средних наука пока не умеет, она умеет выделять необычных.

Тестирование навыков не покажет законопослушности.

Социальные ожидания, предъявляемые в тестовых системах докризисного периода научили людей показывать и симулировать любые качества, кроме стабильности и стремления к соблюдению норм.

Интересное нас ожидает время, господа. Но некреативное, на что я очень надеюсь.