Владеть и распоряжаться собственным бизнесом 31-летний Алексей Гусев, безусловно, хотел. Но не сейчас, а когда-нибудь позже. На ближайшие пару лет в планах было другое: одолеть оставшиеся (сколько получится) ступеньки карьерной лестницы в компании "Торговая площадь", крупном игроке на рынке отделочных материалов. Между прочим, довольно много ступеней он уже отмахал. Выпускник Академии управления, Алексей пришел в эту компанию семь лет назад, к 2008 году успел от мальчика на телефоне (фронт-менеджер это называлось) дослужиться до начальника отдела продаж. И тогда ему доверили ответственный проект: создание центров комплектации - небольших шоу-румов, в которых клиент знакомился бы с продукцией компании и заключал сделки, в логистической близости от Москвы. Меньше чем за год Алексей открыл три таких центра - в Липецке, Воронеже и Рязани.

- Заниматься этим было страшно интересно,- рассказывает Алексей.- Вот проснулся в поезде на полосатом матрасе, сошел в незнакомом городе, отряхнулся - и давай воротить из каких-то незнакомых людей, чужих помещений новый бизнес. За который отвечаешь головой перед компанией, а за компанию болеешь всей душой, между прочим.

Вербуя людей для новых проектов, Гусев встречал иногда неудачливых бизнесменов, которые, попробовав себя в одиночном плавании, решили вернуться к наемному труду, и они поражали его своим невежеством. "Нет, это не бизнесмены, это какие-то лавочники",- думал он, и укреплялся в своем решении расти в любимой компании.

Корпоративную лояльность, в противовес прочим сотрудникам, Алексей не избыл в себе, даже когда началось лихо. Вот и о своем увольнении он рассказывает исключительно с позиций уважения к дальновидности работодателя.

- Я бы сказал, что анализ и оперативность в этой компании на высшем уровне. В конце сентября строители сообщили, что у них сворачиваются проекты, и наши сразу все просчитали, проанализировали и начали "рубить" затраты.

Самого Гусева вместе с его проектами "срубили" в октябре. Посчитали затратой, но он почти не обиделся - во-первых, отнесся с пониманием, а во-вторых, на прощание ему подарили эти самые созданные им центры комплектации.

- Не совсем подарили,- уточняет Гусев.- Там есть кое-какое оборудование, за которое я постепенно деньги возвращаю. Но компания сочла, что эти проекты ей не по силам, ей бы пришлось их закрывать. А тут - вроде как "лучше в вас, чем в таз". Я и взял.

Вот так, неожиданно для себя, Алексей стал-таки бизнесменом.

- Ощущения - как будто попал под контрастный душ,- делится он.- Налоги, юридическое сопровождение, финансовый контроль - для всего этого существовали отдельные департаменты в компании. А тут нужно все осваивать самому, причем экстренно. Но я считаю, у меня уже есть необходимая квалификация, я прошел хорошую школу в серьезной компании, и хоть планировал самостоятельное плавание начать позже, но выплыву и сейчас.

Первые четыре месяца "заплыва" для Алексея сложились удачно. Он расширил ассортимент в трех своих центрах комплектации - теперь там представлена продукция не только от "Торговой площади", и даже открыл четвертый, в Москве.

- Оборот-то растет,- сообщает новоиспеченный бизнесмен.- Может, компания и ошиблась в расчетах, "срезала" вполне прибыльный кусок.

Проблему адаптации к новому статусу Алексей решил нетривиально. На новых визитках он написал: "заместитель генерального директора", оставив простор для карьерного роста. Верный корпоративной логике, он будет готов сам себя повысить до гендиректора, когда придет время и будут показаны достойные результаты.

Общенациональный заплыв
За те четыре месяца, о которых рассказывал Алексей Гусев, количество отправляющихся в "свободное плавание" нарастало по экспоненте. По данным кадровых агентств, найти работу по прежней специальности и с прежним заработком удается в среднем каждому десятому (показатель, естественно, сильно варьируется в зависимости от профессии и позиции соискателя). Хуже всех дела обстоят у молодых специалистов и финансовых аналитиков всех возрастов.

"Позиция финансового аналитика наиболее проигрышная,- утверждает пресс-атташе Mail.ru Валерия Комисарова.- Если раньше мы видели на проекте Работа@mail.ru до 30 откликов в день на каждое резюме, то теперь этот показатель упал до двух-трех не очень релевантных откликов в неделю".

"А с молодыми специалистами просто катастрофа,- добавляет руководитель ориентированного на молодежь интернет-проекта Jobfair.ru Денис Чернышев.- Согласно нашему последнему исследованию, каждый десятый выпускник сегодня намерен продолжить образование, поскольку не видит возможности устроиться на работу. Остальные пытаются, но в большинстве случаев безуспешно. Мы не видим ни одного работодателя, который сохранил бы ранее действовавшие программы набора молодых специалистов".

Попытки в ходе поиска сменить специальность успешны тоже довольно редко. "Большинство соискателей указывает смежные специальности,- говорит Валерия Комисарова.- Например, журналисты, для которых количество вакансий только по Москве уменьшилось на 66% (по сравнению с маем 2008 года), указывают в резюме, что могут перейти в PR (до 51%), в руководство проектами (27%), в event (24%) и в продажи (11%)".

Однако эта их готовность не находит встречного порыва. "Выбирая между опытным узкопрофильным специалистом и человеком, готовым пойти на любую работу "лишь бы взяли", работодатель, как правило, выберет первого,- утверждает пресс-секретарь холдинга АНКОР Ксения Чешева.- Журналист, конечно, может претендовать на позицию PR-менеджера, поскольку области смежные. Но если работодатель или кадровое агентство обнаруживает, что соискатель претендует сразу на несколько позиций в принципиально отличающихся профессиональных областях, отношение к нему будет довольно настороженное".

Учитывая, что найти позиции, равноценные ранее занимаемым, тяжело, специалисты советуют соискателям не бояться временно понизить статус - дескать, способный человек все равно наверх пробьется. Вот, например, Анна В., уволенный в связи с закрытием фирмы главный бухгалтер, искала аналогичную должность долго и безуспешно, и в итоге согласилась стать офис-менеджером с широкими полномочиями в сфере организации кофе и чая. "Но тут случился новогодний корпоратив,- рассказывает Анна.- И вышло так, что я подмяла его организацию под себя, и руководство было ошарашено качеством реализации проекта". Итог - Анну назначили руководителем отдела по внутренней работе с персоналом.

Предприниматели поневоле
Мария Большакова работала в банке начальником управления маркетинговых коммуникаций, а в середине 2007 года ушла в декрет. "До определенных событий я с удовольствием заезжала в офис, забирала почту, общалась с коллегами и представляла, с какой радостью выйду на работу и уволю тех шестерых, которых взяли вместо меня,- рассказывает Мария.- Но несколько месяцев назад, когда стало понятно, что выходить бессмысленно, а шестерых уволили и без моей помощи, я стала издателем и главредом интернет-проекта allrublevka.ru, который должен увидеть свет в ближайшие дни. Если честно, в банках я проработала последние пять лет, а до этого даже побывала в интернет-деятелях - была первым главредом Грамоты.ру и активно участвовала в первых интернет-премиях. Так что вроде как вернулась к себе благодаря кризису".

Бывший финансовый аналитик одной из инвестиционных компаний, 23-летняя Екатерина Вешкова узнала о том, что молодые финансовые аналитики никому не нужны, намного раньше, чем к аналогичным выводам пришли эксперты. Уволили ее в начале ноября, и два последних месяца 2008 года она искала работу в области корпоративных финансов. Безуспешно. Идти в офис-менеджеры не хотелось решительно, не для того Екатерина училась сначала на историка в МГУ, а потом на экономиста в магистратуре Плехановской академии.

К новому году созрело решение открыть собственный бизнес. Вместе с четырьмя другими безработными Вешкова разработала концепцию консалтингового агентства. Ничего нового: тренинги, консультации, исследования. Пусть рынок сжимается, а старые игроки теряют клиентов - Екатерина уверена, что молодость победит.

- Уже есть несколько заказчиков,- храбрится она,- хотя компания еще только в процессе регистрации.

38-летний Геннадий Колодяжный, потерявший работу в одном из московских банков, также намерен заняться частным предпринимательством.

- У меня есть знакомые, очень хорошие обувные мастера. Сейчас на Западе тенденция пошла: люди не покупают новую обувь, а ремонтируют старую. Я думаю, здесь это тоже будет в ближайшее время. Пока денег на большой бизнес нет - открою одну палатку по ремонту. Потом, надеюсь, развернусь - будет несколько. Все заработок.

Стихийная самозанятость
Очевидно, что создавать легальный бизнес отваживаются далеко не все офисные сотрудники, волею судьбы оставшиеся не у дел и готовые нырнуть в пучину предпринимательства. Судя по всему, большинство из них займется частным бизнесом, не ставя об этом в известность государство.

Автор этих строк не так давно вызывала такси, воспользовавшись одной из онлайновых диспетчерских служб. К ее изумлению, заказ приехала выполнять девушка далеко не извозчичьей внешности, на красной Honda Prelude. Поездка получилась увлекательной: права моя водительница получила полгода назад, дороги не знала вовсе, а в новом для себя бизнесе оказалась вследствие депрессии - уволили из недавно еще известной рейдерской компании со стремительно занятой позиции заместителя директора. Любопытства ради связавшись с несколькими подобными диспетчерскими службами (работают они, как известно, "вчерную", путем обзвона завербованных автолюбителей), ваш корреспондент "Денег" выяснила, что парк их существенно увеличился.

- Ой, теперь у нас любые машины, какие пожелаете! - радостно тараторила диспетчер на одном из телефонов.- Дорогие, еще дороже, чуть не Maserati. Вам какую подать?

Эмпирические данные, полученные путем "голосования" на улице, схожие - жесткую конкуренцию гражданам СНГ на "Жигулях" с наглухо затонированными стеклами составляют офисного вида россияне на дорогих автомобилях.

Хвалятся разнообразием контингента также "вчерную" работающие компании по подбору домашнего персонала. Домработница-сталевар. Няня со знанием языков, имеющая опыт работы в сфере маркетинга. Или гувернер со специализацией в области корпоративных финансов.

"В ближайшем будущем тысячи уволенных будут вспоминать навыки самозанятости, усвоенные многими в начале 90-х годов,- предрекает Борис Грозовский, сотрудник Высшей школы экономики.- Я бы не стал торопиться и называть это ростом теневой экономики, поскольку в целом законодательство сейчас более совершенное, и целиком малому бизнесу не дадут уйти в тень. Но люди все больше будут возить, учить, стричь, брить, воспитывать детей друг друга частным порядком, внутри определенных комьюнити или предлагая услуги через интернет".

Так и происходит. К примеру, Ирина Л., сокращенная сотрудница крупного PR-агентства, реанимировала навыки логопеда, полученные в университете, и начала частную практику. "Еще буду преподавать английский, если найду учеников,- все лучше, чем ходить на бесконечные собеседования, они страшно изматывают",- представляет Ирина свою кризисную стратегию.

"Мы видим, что большая часть уволенных или не нашедших работы молодых людей пытается реализоваться в теневой экономике. Пока - никакого криминала: молодежь активно самовыражается в интернете (дизайн, программирование, контент-реклама, создание и продвижение сайтов и т. п.), в сетевом маркетинге, в разовых коммерческих проектах. Калымят, где могут, другими словами",- говорит Денис Чернышев из интернет-проекта Jobfair.ru.