Регулирование рынков капитала остается очень важным аспектом стабильности в экономике любой страны. Мир становится глобальным, и глобализация затрагивает любую экономику, вне зависимости от того, насколько она открыта или закрыта для внешнего мира. Таким образом, появляется необходимость в регулировании рынков капитала на межстрановом уровне: разработка общих правил, сотрудничество регуляторов на межгосударственном уровне, элиминирование рисков появления кризисных явлений и т. д.

Ряд крупных международных организаций и ассоциаций, объединяющих государственные органы различных стран, профессиональных участников рынка ценных бумаг и торговые системы, осуществляет обобщение лучшей международной практики в области регулирования фондового рынка и разрабатывает требования, стандарты и рекомендации, которым должны соответствовать или на которые могут ориентироваться национальные регуляторы рынков ценных бумаг. Общие принципы и цели регулирования указаны в документах Международной Организации Комиссий по Ценным Бумагам (IOSCO). Тем не менее, экономики стран развитых и развивающихся сталкиваются с различными проблемами в сфере регулирования, и, помимо жестких правил и рамок, необходим гибкий и индивидуальный подход к системе регулирования каждой из стран.

Давайте рассмотрим некоторые из принципов регулирования и сравним их с точки зрения принципов регулирования, чтобы понять, насколько централизованный метод (регулятор  - государство) и децентрализованный метод (регулятор не является государственной структурой) имеют преимущества, и нет ли противоречий в процессе регулирования рынков капитала.

Принципы, относящиеся к регулятору [1.31]:

·          Область ответственности регулятора должна быть ясно и объективно определена и утверждена.

·          Регулятор должен быть операционно независим наряду с тем, что он должен обладать подотчетностью в исполнении своих обязанностей и полномочий.

·          Регулятор должен  иметь адекватные полномочия, надлежащие ресурсы и способность выполнять свои функции и осуществлять свои полномочия.

·          Регулятор должен обеспечить ясный, последовательный и непротиворечивый регулятивный процесс.

·          Сотрудники регулятора должны соблюдать высочайшие профессиональные стандарты, включая соответствующие стандарты конфиденциальности.

На данном этапе нет противоречий. Все вышеперечисленные методы регулирования подходят для регуляторов как государственных, так и негосударственных. Регулятор в обоих случаях должен быть достаточно самостоятельной структурой и должен обладать исключительными правами для того, чтобы создавать гармонию на внутренних рынках капитала и быть способным взаимодействовать с внешними организациями регуляторами, и разного рода профессиональными сообществами.

Принципы сотрудничества в области регулирования [1.32]:

·       Регулятор должен обладать полномочиями в том, чтобы передавать публичную и непубличную информацию своим контрагентам в области регулирования, работающим на внутреннем рынке и за рубежом.

·       Регулятор должен установить механизмы обмена информацией, в рамках которых должно быть определено, в какое время и в каком порядке регуляторы будут обмениваться публичной и непубличной информацией со своими контрагентами в области регулирования, работающими на внутреннем рынке и за рубежом.

·       Регулятивная система должна давать возможность оказывать содействия иностранным регуляторам в случаях, когда они делают запросы в рамках исполнения своих функций и реализации своих полномочий.

Таким образом, и в принципах сотрудничества в области регулирования нет противоречий с точки зрения структуры регулирования, будь то централизованный орган регулирования или децентрализованный регулятор. Тем не менее, если регулятор будет централизованным, то его взаимодействие с иностранными регуляторами и профессиональными сообществами должно, по идее, быть более оперативным и эффективным. Не появится необходимость в получении информации от регулятора, который раздроблен по своим полномочиям и функциям. Как следствие, могут возникнуть противоречия и конфликты во время передачи информации. Централизованный регулятор, в свою очередь, приоритетнее, т.к. передача и  обмен информацией из единого регулирующего органа  - более правильный подход.

Принципы для рыночных посредников [1.33]:

· Регулирование должно установить минимальные стандарты для допуска финансовых посредников на рынок.

· Для рыночных посредников должны быть установлены начальные и текущие требования к капиталу и другие пруденциальные требования, которые бы отражали уровень рисков, принимаемых на себя рыночными посредниками.

· Рыночные посредники должны соответствовать стандартам внутренней организации и операционного поведения, которые призваны защитить интересы клиентов, обеспечить надлежащее управление рисками и создать основу для того, чтобы менеджмент посредника принял на себя непосредственную ответственность за защиту интересов клиентов и должное управление рисками.

· Должны существовать процедуры работы с рыночным посредником в том случае, если он прекратит выполнять свои обязательства, с тем, чтобы минимизировать ущерб и потери для клиентов и ограничить системный риск.

И тут ни у кого не возникает сомнений в необходимости функционирования принципов для рыночных посредников. Но возникает вопрос, в каком случае можно будет более эффективно применять данные методы. Если регулятор раздроблен и децентрализован, то становится достаточно проблематично следить за рисками, т. к. нет понимания рисков для фондового рынка в целом, а отдельные сектора экономики в силу жажды наживы могут закрывать глаза на риски. Примером могут послужить кризисные явления в секторе американской ипотеки. Финансовые и ипотечные компании создавали структурированные продукты и занимались продажей данных продуктов своим клиентам. Крупные западные банковские структуры, такие как Goldman Sachs, Morgan Stanley, Merrill Lynch, Lehman Brothers и Bear Stearns, занимались структурированием ипотечных продуктов и продавали их своим клиентам. В то время как они рекомендовали своим клиентам покупать эти ипотечные продукты, другие их подразделения до начала кризиса ипотеки, занимались короткой продажей ипотечных продуктов (операция шорт или продажа без покрытия). Таким образом, налицо конфликт интересов: с одной стороны рыночные посредники рекламируют и продают продукты инвесторам, с другой стороны они занимают короткие позиции по проданным продуктам.

Таким образом, мы приходим к выводу, что у централизованной системы регулирования  есть преимущества перед децентрализованной. Жажда наживы и быстрого заработка не должна стать причиной для возможной экономической рецессии. А для этого необходима эффективно выстроенная система риск-менеджмента. Однако риск-менеджмент будет эффективен лишь в том случае, если:

1.      регулятор будет централизованным;

2.      будет понятна картина рисков на внутреннем рынке;

3.      будут понятны возможные внешние риски;

4.      будет эффективно и оперативно использоваться обмен информацией (как внутри страны, так и на межстрановом уровне) для элиминирования рисков.

Только понимание рисков, эффективное и оперативное их использование способно защитить рынки капиталов от потрясений.

ЛИТЕРАТУРА

1.   Основы государственного регулирования финансового рынка / Под ред. А. Рот, А. Захаров, Я. Миркин, Р. Бернард, П. Баренбойм, Б. Борн: Юридический Дом  « Юстицинформ »,  2000. 411с.