Даже по стандартам развивающихся стран степень вмешательства государственных органов КНР в банковскую сферу очень высока. Это происходит прежде всего потому, что слишком велика роль финансовой системы в жизни этой страны. Если уверенность в стабильности финансовой системы пошатнется или если финансовая система начнет разваливаться, как, например, в России во время августовского кризиса 1998 года, то это самым негативным образом мгновенно отразится не только на всех финансовых учреждениях, но и на экономике страны в целом.

Деятельность финансовых учреждений с иностранным участием и особенности государственного регулирования

Государственное регулирование может навязать решение проблемы поступления на тот или иной рынок финансовых услуг путем давления «сверху», чтобы на данный рынок попала только определенная группа финансовых продуктов.

В КНР финансовой организацией, которая отвечает за управление и надзор за финансовыми учреждениями с иностранным участием, является центральный банк Китайской Народной Республики - Народный банк Китая (The People's Bank of China).

Филиалы Народного банка Китая (НБК) осуществляют повседневный контроль и надзор за финансовыми учреждениями с иностранным участием в своих соответствующих регионах.

Для финансового учреждения с иностранным участием в отдельных случаях оптимальным способом поставки сложного банковского продукта является использование различных механизмов, например заключение многостороннего соглашения.

Стратегия разностороннего присутствия для иностранных банков имеет как свои достоинства, так и недостатки. Так, например, Citibank, как правило, предлагает на рынке интегрированные финансовые услуги. Преимущество этого банка состоит в разносторонности методов предоставления банковских услуг. Клиентов привлекает в Citibank не только такая разносторонность, но и уверенность в стабильных позициях банка на финансовом рынке их страны, которая позволяет быстро реагировать на потребности рынка в тех или иных банковских продуктах. Такая репутация обходится банку недешево.

Финансовые институты Великобритании, специализирующиеся на предоставлении консультационных услуг, оказывали такие услуги своим клиентам и в Китае, посылая своих представителей непосредственно в эту страну. В основном это относится к операциям по приватизации. Такие финансовые институты в отдельных случаях даже осуществляли подготовку документов для той или иной компании в целях содействия разработке стратегии ее приватизации.

Отрезок времени от начала подготовительного периода до фактического начала работ по конкретной финансовой операции может быть весьма значительным. Кроме того, отдельные фазы самой операции также могут проходить с разной скоростью. Эти два момента напрямую связаны с необходимостью рационального использования ресурсов финансового учреждения с иностранным участием, особенно персонала, умеющего эффективно работать на рынке с очень высокой степенью конкуренции.

Китайские власти использовали различные способы в целях ограничить возможности иностранных финансовых институтов конкурировать с национальными банками. Прежде всего Народный банк Китая сократил число городов, в которых иностранные банки могли открывать свои филиалы и представительства. Ограничение накладывалось и на перечень операций, которые иностранные банки могли осуществлять на территории КНР. Поэтому на протяжении целого ряда лет основным видом деятельности иностранных банков в Китае являлось обслуживание совместных предприятий и граждан-нерезидентов.

После 1997 года, когда страна взяла курс на вступление в ВТО, Народный банк начал выдавать иностранным банкам лицензии, дающие право ведения операций не только в иностранной валюте, но и в валюте КНР - юанях. Первыми такие лицензии получили семь иностранных банков, зарегистрированных в Шанхае - особой экономической зоне. К 2000 году количество иностранных банков, зарегистрированных в этом районе и получивших подобные лицензии, достигло 24, а к началу 2008 года такие лицензии имели уже практически все иностранные банки, зарегистрированные в этой особой экономической зоне.

Однако политика ограничений на операции иностранных банков властями Китая продолжала осуществляться. Эти ограничения были связаны прежде всего с длительной, максимально забюрократизированной процедурой выдачи лицензии. Поэтому проникновение иностранного банка на китайский рынок финансовых услуг требовало от последнего значительных затрат времени и средств.

В случае если заявка банка-соискателя получала одобрение властей, то такой банк мог только открыть свое представительство в КНР. Поэтому в Китае и речи не могло быть об использовании такой модели вступления в рынок, как Greenfield, широко реализуемой в постсоциалистических странах, посредством создания консорциума или совместного предприятия с западными банками независимо от того, кем они организованы (правительством или международными институтами). Представительство имело право заниматься только маркетинговыми и информационными исследованиями. И лишь после двух лет работы в Китае иностранный банк, имеющий представительство, имел право обратиться за лицензией на осуществление банковской деятельности. Поэтому только в среднем через три года иностранный банк начинал проводить на территории КНР банковские операции.

Для мультинациональных банков, вступающих на китайский рынок, государственное вмешательство в их деятельность реализуется прежде всего посредством надзора за проводимыми операциями, за достаточностью капитала и ликвидностью, а также за реализацией иных условий, отраженных в лицензии, выдаваемой изначально Народным банком. Минимальный размер капитала даже на уровне представительства в соответствии с требованиями китайских властей должен был составлять не менее $100 млн, которые должны были быть зачислены на счет Народного банка Китая. Но, даже получив лицензию, иностранный банк мог предлагать свои услуги только чисто иностранным компаниям, предприятиям с иностранным капиталом или нерезидентам. Единственным преимуществом было то, что иностранный банк имел возможность участвовать совместно с национальными банками в синдицированном кредитовании китайских хозяйствующих субъектов.

Такое регулирование в какой-то степени нарушало и продолжает нарушать рыночное равновесие и влияет на оказание финансовыми учреждениями с иностранным участием услуг своим клиентам. Поэтому правительство Китая вынуждено проводить более лояльную политику по отношению к иностранным финансовым учреждениям, особенно в тех случаях, когда в той или иной провинции не хватает квалифицированного персонала. Зачастую в такой ситуации финансовые учреждения с иностранным участием приходятся, что называется, «ко двору».

Народный банк Китая стал постепенно расширять географические пределы деятельности иностранных банков. Например, иностранным банкам, зарегистрированным в провинции Пудун и имеющим лицензию на проведение операций в юанях, было разрешено оказывать услуги хозяйствующим субъектам, зарегистрированным в провинциях Хуань и Гуадун, а также в Гуанси-Чжуанском автономном округе.

Однако ограничения на объем операций продолжают действовать. Объем депозитов, привлекаемых иностранным банком, не должен превышать его совокупных китайских активов. К тому же у иностранных банков, имеющих лицензию на проведение операций в юанях, не было доступа к национальному рынку межбанковских кредитов, хотя сумма капитала каждого из таких банков была увеличена до 100 млн юаней. Эти средства, определяемые как операционный капитал, равно как и средства в юанях на счетах хозяйствующих субъектов, являлись единственными финансовыми ресурсами для проведения операций в юанях. Но постепенно иностранным банкам, хорошо зарекомендовавшим себя перед китайскими властями, было разрешено привлекать средства с местного межбанковского рынка. У таких иностранных банков появилась альтернатива депозитам как источнику финансовых ресурсов для активов в китайских юанях.

На новом рынке финансовые учреждения с иностранным участием достаточно быстро приспосабливаются к тем юрисдикциям, которые гибко регулируют рамки их деятельности, включая офшорные центры и зоны. Крупные города, где обычно сосредоточено достаточно много капитала, могут стать впоследствии региональными финансовыми центрами-побратимами. Это окажет положительное влияние на развитие как финансового сектора, так и экономики страны в целом.

Следует отметить, что перечень предоставляемых финансовым учреждением с иностранным участием услуг зависит и от таких факторов, как национальное законодательство, размеры рынка, мобильность персонала и др. Круг финансовых услуг, оказываемых финансовым учреждением с иностранным участием банкам, как правило, выявляется в результате детальной характеристики портфеля предлагаемых продуктов не только на китайском финансовом рынке, но и на рынках других стран.

Управление финансовыми учреждениями с иностранным участием

Власти Китая озабочены проблемой укрепления и совершенствования управления финансовыми учреждениями с иностранным участием и содействия стабильной работе банковского сектора страны для удовлетворения спроса, возникающего вследствие того, что в настоящее время Китай открывается для остального мира и его экономическое развитие успешно продолжается.

Термин «финансовые учреждения с иностранным участием» (Financial Institutions with Foreign Investment) относится к учреждениям, которые утверждены соответствующим законом и нормативными положениями Китайской Народной Республики как учреждения для работы в пределах страны.

Такими учреждениями признаются:

1) иностранные банки, головные офисы которых расположены на территории КНР (здесь и далее - банки со 100%-ным иностранным капиталом (Solely Foreign-Funded Banks));
2) отделения иностранных банков, открытые на территории КНР (здесь и далее - отделения иностранных банков (Branches of Foreign Banks));
3) совместные банковские учреждения - банки, работающие на территории КНР, созданные совместно иностранными финансовыми учреждениями, с одной стороны, и китайскими компаниями и предприятиями, с другой стороны (здесь и далее - совместные банки (Joint Venture Banks));
4) иностранные финансовые компании, головные офисы которых находятся на территории КНР (здесь и далее - финансовые компании со 100%-ным иностранным капиталом (Solely Financial Companies with Foreign Investment));
5) совместные финансовые компании - финансовые компании, работающие на территории КНР, созданные совместно иностранными финансовыми компаниями, с одной стороны, и китайскими компаниями и предприятиями, с другой стороны (здесь и далее - совместные финансовые компании (Joint Venture Financial Companies)).

Финансовые учреждения с иностранным участием должны соблюдать законы и нормативные положения Китайской Народной Республики и не наносить ущерба социальным и общественным интересам КНР.

Нормальное функционирование и законные права и интересы финансовых учреждений с иностранным участием защищаются законодательством Китайской Народной Республики.

Сегодняшние условия создания и регистрация финансовых учреждений с иностранным участием

Согласно действующим в настоящее время требованиям китайских властей минимальная сумма зарегистрированного уставного капитала для банков со 100%-ным иностранным капиталом и для совместных банков должна быть выражена в свободно конвертируемой валюте и эквивалентна 300 млн RMB (юаней)1. Минимальная сумма зарегистрированного уставного капитала для финансовых компаний со 100%-ным иностранным капиталом и для совместных финансовых компаний должна быть также выражена в свободно конвертируемой валюте и эквивалентна 280 млн RMB. Зарегистрированный уставный капитал должен быть выплачен в момент создания финансового учреждения с иностранным участием.

Сумма оборотного капитала филиалов иностранных банков, предоставляемая им их головными офисами, должна быть выражена в свободно конвертируемой валюте и эквивалентна 100 млн RMB.

Народный банк Китая может в соответствии с количеством средств, необходимых финансовым учреждениям с иностранным участием для ведения деловых операций, а также в соответствии с нормами достаточности капитала увеличить минимальную сумму их зарегистрированного уставного капитала или оборотного капитала и применить к ним пропорцию ренминби (Proportion of Renminbi).

В своем заявлении на создание и регистрацию банка со 100%-ным иностранным капиталом или финансовой компании со 100%-ным иностранным капиталом заявитель должен быть представлен как юридическое лицо:

- являющееся финансовым учреждением;
- имеющее офис представительства в Китае, функционирующий к моменту подачи соответствующего заявления в течение не менее двух лет;
- имеющее совокупные активы не менее $10 млрд на конец года, предшествующего году, в котором подается соответствующее заявление;
- имеющее завершенную систему финансового надзора и контроля в стране или в регионе, где оно расположено; при этом оно должно находиться в адекватной степени под надзором и контролем соответствующих компетентных органов страны или региона своего местонахождения;
- имеющее разрешение (одобрение) на подачу заявления от соответствующего компетентного органа страны или региона своего местонахождения;
- соблюдающее все прочие условия, связанные с нормами достаточности капитала, предписанные Народным банком Китая.

В своем заявлении на создание и регистрацию отделения иностранного банка заявитель также должен быть охарактеризован как:

- имеющий офис представительства в Китае, функционирующий к моменту подачи соответствующего заявления в течение не менее двух лет;
- имеющий совокупные активы не менее $20 млрд на конец года, предшествующего году, в котором подается соответствующее заявление, при этом коэффициент достаточности капитала должен быть не менее 8%;
- имеющий завершенную систему финансового надзора и контроля в стране или в регионе, где он расположен; при этом он должен находиться в адекватной степени под надзором и контролем соответствующих компетентных органов страны или региона своего местонахождения;
- имеющий разрешение (одобрение) на подачу заявления от соответствующего компетентного органа страны или региона своего местонахождения;
- соблюдающий все прочие условия, связанные с нормами достаточности капитала, предписанные Народным банком Китая.

При подаче заявления на создание и регистрацию совместного банка или совместной финансовой компании заявитель должен соблюдать следующие условия:

1) иностранная сторона должна являться финансовым учреждением;
2) иностранная сторона должна открыть офис представительства в Китае;
3) совокупные активы иностранной стороны должны быть не менее $10 млрд на конец года, предшествующего году, в котором подается соответствующее заявление;
4) должна существовать завершенная система финансового надзора и контроля в стране или в регионе, где расположена иностранная сторона. При этом иностранная сторона должна находиться в адекватной степени под надзором и контролем соответствующих компетентных органов страны или региона своего местонахождения;
5) иностранная сторона должна заранее получить разрешение (одобрение) на подачу заявления от соответствующего компетентного органа страны или региона своего местонахождения;
6) иностранная сторона должна соблюдать все прочие условия, связанные с нормами достаточности капитала, предписанные Народным банком Китая.

Для того чтобы создать и зарегистрировать в Китае банк со 100%-ным иностранным капиталом или финансовую компанию со 100%-ным иностранным капиталом, кандидат должен подать письменное заявление в Народный банк Китая, представив вместе с заявлением следующие документы:

- заполненный бланк заявления о создании и регистрации банка со 100%-ным иностранным капиталом или финансовой компании со 100%-ным иностранным капиталом - с указанием названия, размера зарегистрированного уставного капитала и профиля деятельности создаваемого и регистрируемого банка или финансовой компании;
- технико-экономическое обоснование создания финансового учреждения;
- устав создаваемого и регистрируемого банка или финансовой компании;
- копии профильной лицензии и заключений в отношении заявителя, выданных соответствующими компетентными органами страны или региона местонахождения заявителя;
- ежегодную финансовую отчетность заявителя за последние три года;
- другие документы, предоставляемые по требованию Народного банка Китая.

Точно так же, для того чтобы создать и зарегистрировать в Китае отделение иностранного банка, головной офис такого иностранного банка должен подать письменное заявление в Народный банк Китая, представив вместе с заявлением следующие документы:

- заполненный бланк заявления о создании и регистрации отделения иностранного банка, подписанного законным представителем такого банка, - с указанием названия регистрируемого и создаваемого отделения, суммы его оборотного капитала, а также профиля его будущей деятельности;
- технико-экономическое обоснование создания отделения иностранного банка;
- копии профильной лицензии и заключений в отношении заявителя, выданных соответствующими компетентными органами страны или региона местонахождения заявителя;
- ежегодную финансовую отчетность заявителя за последние три года;
- другие документы, предоставляемые по требованию Народного банка Китая.

Для того чтобы создать и зарегистрировать в Китае совместный банк или совместную финансовую компанию, стороны (учредители) такого совместного банка или совместной финансовой компании должны подать совместное письменное заявление в Народный банк Китая, представив вместе с заявлением следующие документы:

1) заполненный бланк заявления о создании и регистрации совместного банка или совместной финансовой компании - с указанием названия нового банка или компании, названий сторон совместного банка или совместной финансовой компании, доли каждой стороны (учредителя) в уставном капитале такого банка или компании, а также профиля его(ее) будущей деятельности;
2) технико-экономическое обоснование создания совместного банка или совместной финансовой компании;
3) контракт о создании соответствующего совместного банка или совместной финансовой компании и устав будущего совместного банка (совместной компании);
4) копии профильной лицензии и заключений в отношении заявителя, выданных соответствующими компетентными органами страны или региона местонахождения заявителя;
5) ежегодную финансовую отчетность иностранного партнера за последние три года;
6) соответствующие материалы от китайской стороны;
7) другие документы, представляемые по требованию Народного банка Китая.

Указанные документы (за исключением ежегодной финансовой отчетности) должны быть представлены вместе с их переводом на китайский язык (если оригиналы составлены на каком-либо другом языке).

Народный банк Китая первоначально рассматривает поданное заявление на создание и регистрацию финансового учреждения с иностранным участием и в течение шести месяцев с даты получения такого заявления вместе с остальными необходимыми документами выносит решение о принятии или отклонении указанного заявления. В случае если заявление принимается, заявителю выдается бланк официального заявления. Если заявление не принимается, заявителю направляется письменное уведомление об отклонении заявления с указанием причин.

В течение шести месяцев с даты получения бланка официального заявления заявитель должен завершить все подготовительные мероприятия. Если такая подготовка не может быть завершена в установленный 6-месячный срок по уважительным причинам, то период подготовки с разрешения Народного банка Китая может быть продлен еще на 3 месяца. Если в течение и этого дополнительного 3-месячного срока подготовительные мероприятия оказываются незавершенными, то положительное решение Народного банка Китая о принятии заявления автоматически становится недействительным.

По завершении подготовительных мероприятий заявитель заполняет бланк официального заявления и представляет его в Народный банк Китая для окончательного рассмотрения и утверждения. Вместе с официальным заявлением в Народный банк Китая представляются следующие документы:

1) список участников создаваемого и регистрируемого финансового учреждения с иностранным участием вместе с их резюме;
2) письмо, санкционирующее принципы создаваемого и регистрируемого финансового учреждения с иностранным участием;
3) акт проверки суммы уставного капитала, выданный Statitory Capital Verification Agency;
4) отчет о мероприятиях по безопасности и соответствующая документация по другим техническим средствам, связанным с бизнесом;
5) гарантия о налогах и ответственности головного офиса (для создаваемого и регистрируемого отделения иностранного банка);
6) другие документы, представляемые по требованию Народного банка Китая.

Народный банк Китая принимает решение о принятии или отклонении официального заявления в течение двух месяцев с даты получения этого заявления вместе с остальными необходимыми документами о создании и регистрации финансового учреждения с иностранным участием. В случае если заявление принимается, заявителю выдается лицензия на проведение финансовых операций (Financial Transaction License). Если заявление не принимается, заявителю направляется письменное уведомление об отклонении заявления с указанием причин.

Если на основании принятия соответствующего заявления создается финансовое учреждение с иностранным участием, заявитель на основании полученной им лицензии на проведение финансовых операций проходит процедуру регистрации и получения профильной лицензии (Business License) в Администрации промышленности и торговли (Administration for Industry and Commerce).

Окончание следует.


1 Слово "юань" на китайском языке означает «монета». Более правильное название китайской национальной валюты - ренминби (народная валюта), или renminbi (RMB).