Продолжение. Начало: Порядок составления годового отчета кредитными организациями за 2008 год.

Инвентаризация.

Назначение инвентаризации - отражение в годовом отчете фактического наличия имущества, требований и обязательств банка.

Как и раньше, банк проводит инвентаризацию по состоянию на 1 ноября или 1 декабря отчетного года. Но в новом варианте Указания о порядке составления годового отчета инвентаризация выглядит куда привлекательнее. Теперь она проводится в отношении только тех объектов, которые действительно можно проинвентаризировать - то есть сверить фактическое наличие объектов с данными бухгалтерского учета.

Кроме того, проводится ревизия кассы по состоянию на 1 января нового года (на отчетную дату). Хотя отчетная дата по определению - 31 декабря. Но в отношении кассы, видимо, действует правило «остаток на дату = остаток на конец этого дня».

Вопрос, чем отличается ревизия кассы от инвентаризации наличных денежных средств и ценностей, остается открытым. По крайней мере, для меня. Может быть, названием акта?

Итак, в новой версии Указания о порядке составления годового отчета инвентаризации подлежат:

- денежные средства и ценности;
- основные средства;
- нематериальные активы;
- материальные запасы;
- расчеты по требованиям и обязательствам по банковским операциям и сделкам;
- расчеты по требованиям и обязательствам по срочным сделкам;
- расчеты с дебиторами и кредиторами.

В прежнем варианте требовалась инвентаризация всех статей баланса. Какое счастье, что это абсурдное требование наконец отменили!

К сожалению, дата вступления в силу Указания № 2089-У (15 декабря) как будто бы не оставляет возможности провести сейчас инвентаризацию по новым правилам. С другой стороны, фраза «применяется, начиная с составления годового отчета за 2008 год» (пункт 6.1. Указания № 2089-У) и здравый смысл дают шанс не заниматься бестолковой работой по инвентаризации (вернее, ее видимости) всех статей баланса.

Хотя, справедливости ради, нужно отметить, что некоторые банки действительно такую «инвентаризацию» проводили. В том числе - проверяли правильность начисления процентов, формирования резервов, отражения доходов и расходов на счетах по их учету... Этакая глобальная внутренняя проверка бухгалтерского учета. Мероприятие, безусловно, полезное, и выявляющее много ошибок в учете - незакрытых обнулившихся счетов, зависших остатков, договоров с истекшими сроками и т.д. Честь и хвала тем банкам (особенно их главным бухгалтерам), которые у себя такое организовали! Но только к инвентаризации в ее классическом понятии это не имеет никакого отношения.

В конце концов, кто нам мешает провести такую проверку в любое другое время года, не привязываясь к отчетной дате? Летом, например. Когда работы поменьше.

Инвентаризация проводится в порядке, установленном Учетной политикой (Положением об инвентаризации). В Положение целесообразно включить, кроме форм инвентаризационных описей и порядка проведения инвентаризации по отдельным группам объектов, стандартный приказ о проведении инвентаризации, который можно применять не только при подготовке к составлению годового отчета, но и при инвентаризации, проводимой по любым другим основаниям.

Приказ может выглядеть примерно так.

ОАО «Банк»
Приказ №                 
"___"_______________20__г.


О проведении инвентаризации


В целях ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести инвентаризацию всех учитываемых на балансовых и внебалансовых счетах:

1.1. Банкнот, монет и других ценностей, находящихся в кассах Центрального офиса, филиалов и дополнительных офисов Банка.

1.1.1. Инвентаризацию провести по состоянию на «_____» ______________ 20___ года.

1.1.2. Для проведения инвентаризации назначить комиссию в составе:

председатель комиссии -  _____________________________________________________

                                                                                                                                   должность, Ф.И.О.

члены комиссии - ___________________________________________________________

                                                                                                                                   должность, Ф.И.О.

__________________________________________________________________________

1.1.3. Инвентаризацию провести в срок с «_____» _______________ 20____ г. по «______»_______________ 20_____г.

1.2. Банкнот, объектов имущества, находящихся в банкоматах.

1.2.1. Инвентаризацию провести по состоянию на «_____» ______________ 20___ года.

1.2.2. Для проведения инвентаризации назначить комиссию в составе:

председатель комиссии -  _____________________________________________________

                                                                                                                                   должность, Ф.И.О.

члены комиссии - ___________________________________________________________

                                                                                                                                   должность, Ф.И.О.

___________________________________________________________________________

1.2.3. Инвентаризацию провести в срок с «_____» _______________ 20____ г. по «______»_______________ 20_____г.

1.3. Основных средств, материальных запасов на складе, в эксплуатации и на хранении в других организациях.

1.3.1. Инвентаризацию провести по состоянию на «_____» ______________ 20___ года.

1.3.2. Для проведения инвентаризации назначить комиссию в составе:

председатель комиссии -  _____________________________________________________

                                                                                                                                   должность, Ф.И.О.

члены комиссии - ___________________________________________________________

                                                                                                                                   должность, Ф.И.О.

___________________________________________________________________________

1.3.3. Инвентаризацию провести в срок с «_____» _______________ 20____ г. по «______»_______________ 20_____г.

1.4. Основных средств и материальных запасов, полученных по договорам аренды и лизинга (не принадлежащих Банку).

1.4.1. Инвентаризацию провести по состоянию на «_____» ______________ 20___ года.

1.4.2. Для проведения инвентаризации назначить комиссию в составе:

председатель комиссии -  _____________________________________________________

                                                                                                                                   должность, Ф.И.О.

члены комиссии - ___________________________________________________________

                                                                                                                                   должность, Ф.И.О.

___________________________________________________________________________

1.4.3. Инвентаризацию провести в срок с «_____» _______________ 20____ г. по «______»_______________ 20_____г.

 

1.5. Нематериальных активов.

1.5.1. Инвентаризацию провести по состоянию на «_____» ______________ 20___ года.

1.5.2. Для проведения инвентаризации назначить комиссию в составе:

председатель комиссии -  _____________________________________________________

                                                                                                                                   должность, Ф.И.О.

члены комиссии - ___________________________________________________________

                                                                                                                                   должность, Ф.И.О.

___________________________________________________________________________

1.5.3. Инвентаризацию провести в срок с «_____» _______________ 20____ г. по «______»_______________ 20_____г.

 

1.6. Внеоборотных запасов.

1.6.1. Инвентаризацию провести по состоянию на «_____» ______________ 20___ года.

1.6.2. Для проведения инвентаризации назначить комиссию в составе:

председатель комиссии -  _____________________________________________________

                                                                                                                                   должность, Ф.И.О.

члены комиссии - ___________________________________________________________

                                                                                                                                   должность, Ф.И.О.

___________________________________________________________________________

1.6.3. Инвентаризацию провести в срок с «_____» _______________ 20____ г. по «______»_______________ 20_____г.

 

1.7. Расчетов по требованиям и обязательствам по банковским операциям и сделкам.

1.7.1. Инвентаризацию провести по состоянию на «_____» ______________ 20___ года.

1.7.2. Для проведения инвентаризации назначить комиссию в составе:

председатель комиссии -  _____________________________________________________

                                                                                                                                   должность, Ф.И.О.

члены комиссии - ___________________________________________________________

                                                                                                                                   должность, Ф.И.О.

___________________________________________________________________________

1.7.3. Инвентаризацию провести в срок с «_____» _______________ 20____ г. по «______»_______________ 20_____г.

 

1.8. Расчетов с дебиторами и кредиторами.

1.8.1. Инвентаризацию провести по состоянию на «_____» ______________ 20___ года.

1.8.2. Для проведения инвентаризации назначить комиссию в составе:

председатель комиссии -  _____________________________________________________

                                                                                                                                   должность, Ф.И.О.

члены комиссии - ___________________________________________________________

                                                                                                                                   должность, Ф.И.О.

___________________________________________________________________________

1.8.3. Инвентаризацию провести в срок с «_____» _______________ 20____ г. по «______»_______________ 20_____г.

 

1.9. Обязательств и требований по срочным сделкам.

1.9.1. Инвентаризацию провести по состоянию на «_____» ______________ 20___ года.

1.9.2. Для проведения инвентаризации назначить комиссию в составе:

председатель комиссии -  _____________________________________________________

                                                                                                                                   должность, Ф.И.О.

члены комиссии - ___________________________________________________________

                                                                                                                                   должность, Ф.И.О.

___________________________________________________________________________

1.9.3. Инвентаризацию провести в срок с «_____» _______________ 20____ г. по «______»_______________ 20_____г.

1.10. ....

2. При проведении инвентаризации имущества в кассовых помещениях разрешить доступ инвентаризационным комиссиям в помещения касс и валютно-обменных пунктов.

3. Председателям комиссий сдать в бухгалтерию материалы инвентаризации не позднее «______»_____________20___ г.

4. Ознакомить с приказом:

- лиц, упомянутых в данном приказе;

- материально ответственных лиц (перечислить);

- __________________________________________________________________________

______________________________________________________________________
5. Контроль за исполнением приказа возлагаю на ______________________________ _____________________________________________________________.

 
Председатель Правления  __________________________   _____________________

 

По результатам инвентаризации принимаются меры по устранению выявленных расхождений между фактическим наличием и данными бухгалтерского учета.

Излишки и недостачи должны быть отражены на соответствующих счетах бухгалтерского учета в отчетном году без каких-либо пропусков и изъятий.

Урегулирование обязательств и требований по незавершенным операциям.

В соответствии с пунктом 2.3. Указания № 2089-У банкам необходимо принять меры по урегулированию:

- обязательств и требований по срочным сделкам, учитываемым на счетах главы Г «Срочные сделки»;
- дебиторской и кредиторской задолженности, числящейся на счетах № 474 «Расчеты по отдельным операциям» и 603 «Расчеты с дебиторами и кредиторами».

Такое урегулирование призвано обеспечить полноту отражения в балансе результатов финансовой деятельности банка за отчетный год.

Это не означает, что остатков по счетам раздела Г, а также по счетам 603 и 474 не должно быть на 1 января. Просто нужно по возможности сократить их количество. Целесообразно было бы зафиксировать документально принятые меры к урегулированию задолженности: написать письма контрагентам и т.д.

При наличии переходящих остатков на новый год по счетам 474 и 603 осуществляется сверка дебиторской и кредиторской задолженности с поставщиками, подрядчиками, покупателями и контрагентами. Сверка оформляется двусторонними актами.

Раньше такое требование распространялось только на счет № 60312. Теперь, если придерживаться буквы закона, акты сверки нужно делать по всем счетам второго порядка, относящимся к счетам 474 и 603 - а ведь там не только дебиторская и кредиторская задолженность, но и начисленные проценты (требования и обязательства по ним), суммы до выяснения, расчеты по налогам и расчеты с работниками по оплате труда, подотчетные лица, резервы на возможные потери... Неужели по ним тоже потребуют акты сверки? Да чтобы получить только от налоговой акт сверки, нужно пару недель и несметное количество нервов потратить... Причем и по нулевым остаткам тоже.

Какие же из счетов второго порядка, относящихся к счетам 474 и 603, можно отнести к дебиторской и кредиторской задолженности? Будем действовать методом исключения: определим, какие точно нельзя.

Итак, вычеркиваем:

- 47416, 47417 - суммы, поступившие на корреспондентские счета и списанные с корреспондентских счетов, до выяснения (желательно, чтобы остатков на них вообще не было, но мало ли...);
- 47425, 60323 - резервы на возможные потери (однозначно вычеркиваем);
- 60309, 60310 - налог на добавленную стоимость, соответственно полученный и уплаченный (первый, как правило, подлежит перечислению в бюджет, но обязательством (кредиторской задолженностью) он станет после отражения на счете 60301; второй должен быть отнесен на расходы, и требованием (дебиторской задолженностью) вовсе не является);
- 60348 - резервы предстоящих расходов.

Остается еще много счетов, которые в той или иной степени могут быть признаны дебиторской или кредиторской задолженностью, которую надо сверить с поставщиками, подрядчиками, покупателями, и - что самое ужасное - с контрагентами.

А если учесть, что за месяц или два до отчетной даты такая сверка уже проводилась в рамках инвентаризации, то картина получается печальная, чтобы не сказать - трагическая.

Может, погорячился Банк России с двусторонними актами по 474 и 603? Так же, как раньше с инвентаризацией. В том случае потребовалось четыре года, чтобы исправить недоразумение. А сейчас?..

Впрочем, и в этой тьме кромешной можно найти светлые пятна. Например, предусмотреть в Учетной политике такой порядок проведения инвентаризации по дебиторской и кредиторской задолженности, при котором акты сверки не составляются. Это не будет нарушением законодательства или нормативных актов Банка России (последних по части инвентаризации просто нет). Задолженность в инвентаризационной описи на 1 ноября или 1 декабря будет значиться как неподтвержденная контрагентом. Инвентаризация же в данном случае будет заключаться в проверке документального оформления задолженности (наличие правильно оформленных договоров, счетов, документов на оплату и т.д.).

Хотя, конечно, утешение слабое.

В любом случае надо описать в Учетной политике, какие счета из 474-х и 603-х признаются банком дебиторской и кредиторской задолженностью. Но явно одним 60312 ограничиться не удастся.

Анализ капитальных вложений.

Еще одно новшество: начиная с отчета за 2008 год проводится анализ капитальных вложений с целью недопущения учета на счете № 607 объектов основных средств, фактически введенных в эксплуатацию. Не знаю, насколько полезным будет это мероприятие - ведь за основными средствами внутренняя бухгалтерия обычно следит особенно тщательно, и мне трудно представить ситуацию, когда объект в эксплуатацию ввели, а со счета капитальных вложений списать забыли. Если даже своевременное списание не произошло из-за отсутствия каких-либо документов (по регистрации недвижимости или автотранспорта, например), то по результатам проведенного анализа все равно не получится перенести объект на счет по учету основных средств - документов-то как не было, так и нет. Разве что это сподвигнет соответствующих должностных лиц активизировать работу по документальному оформлению объекта.

 А вот обратную ситуацию - отражение в учете капитальных вложений, фактически не являющихся таковыми - очень даже можно себе представить. Но в данном случае она как цель анализа не обозначена.

Начисление процентов.

Производится начисление и отражение в бухгалтерском учете доходов и расходов, относящихся к периоду до 1 января нового года, в соответствии с приложением 3 к Положению № 320-П. В прежнем варианте было - «начисление процентов за декабрь отчетного года».

Одно из «лишних», на мой взгляд, мероприятий, дублирующих требования бухгалтерского учета по отношению к каждому первому числу месяца.

Сверка остатков по счетам аналитического и синтетического учета.

Осуществление главным бухгалтером или его заместителем сверки остатков по всем балансовым и внебалансовым счетам аналитического и синтетического учета. Устранение выявленных расхождений в случае их обнаружения. Расхождения между данными синтетического и аналитического учета не допускаются.

По поводу технологии проведения и «полезности» этого мероприятия здесь уже высказывались, повторяться не хочу.

Но почему бы не изложить этот пункт хотя бы как «Обеспечение отсутствия расхождений между данными синтетического и аналитического учета»?

Выдача выписок.

Подразделения банка, осуществляющие расчетно-кассовое обслуживание клиентов, должны обеспечить выдачу клиентам выписок по состоянию на 1 января нового года:

- из расчетных, текущих счетов (счета 401 - 408);
- счетов по учету вклада (депозита) (счета 312 - 317, 410 - 426);
- счетов по учету ссудной задолженности (в том числе просроченной) (счета 319 - 324, 441 - 458);
- и других.

Насчет «и других» банку нужно определиться - например, будут ли выдаваться выписки по счетам начисленных процентов, корреспондентским счетам, незавершенным расчетам? Вроде бы, по процентам надо - раз уж формируем выписки по ссудной задолженности и вкладам (депозитам). С другой стороны - это же внутренние счета банка, да и неохота лишнюю работу, и немалую, проделывать. А вот по корреспондентским счетам, скорее всего, выписки сделать надо. По крайней мере, по счетам «лоро» - это те же расчетные счета, только открытые банкам.

Выписки выдаются всем клиентам - юридическим лицам (включая кредитные организации), а физическим лицам - если это предусмотрено условиями договора банковского счета (вклада).

Из последней фразы можно сделать оптимистичный вывод о том, что выписки из счетов по учету ссудной задолженности «физикам» выдавать не надо. Ну и, будем надеяться, что выдача им выписок  из текущих счетов и счетов вклада также не предусмотрена условиями договора банковского счета (вклада).

Но на всякий случай лучше типовые договоры проверить.

Подтверждение остатков.

От всех клиентов - юридических лиц (включая кредитные организации), а также физических лиц (если это предусмотрено договором банковского счета) до 31 января нового года должны быть получены письменные подтверждения остатков по открытым им счетам по состоянию на 1 января нового года.

Исходя из формулировки «по открытым им счетам» можно сделать вывод, что речь идет о счетах, открытых по договорам банковского счета. А не по депозитам, скажем, и не по ссудным счетам.

От всех кредитных организаций (включая банки-нерезиденты) в тот же срок должны быть получены письменные подтверждения остатков по открытым у них корреспондентским счетам  по состоянию на 1 января нового года.

Интересно, что в соответствии с Указанием № 1530-У требовалось подтверждение остатков от кредитных организаций только «по открытым им» счетам - то есть по счетам «лоро». По новому порядку придется подтверждать остатки и по «открытым у них корреспондентским счетам», то есть по счетам «ностро».

Если по каким-либо причинам письменные подтверждения не получены в указанный выше срок, то процедура их получения должна быть продолжена до момента их получения.

Этот пункт без изменений перешел в Указание № 2089-У из Указания № 1530-У. К сожалению. Потому что даже младенцу понятно, что часть письменных подтверждений не будет получена никогда.

Интересно, не обратили внимания или специально оставили?

Фраза «в случае выявления расхождений они должны быть устранены» в новом варианте отсутствует. Что бы это значило? Видимо, одно из трех: либо расхождений быть не должно, либо их можно не устранять, либо «и так всем ясно, что расхождения должны быть устранены».

Голосую за третий вариант.

Сверка остатков по счетам в Банке России.

На основании выписок, полученных от структурных подразделений Банка России, в первый рабочий день нового года осуществляется сверка остатков:

- на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) (30102);
- накопительных счетах (30208);
- счетах по учету обязательных резервов (балансовых) (30202, 30204);
- счетах расчетов по обязательным резервам (внебалансовых), включая счета по учету неуплаченных штрафов (910ХХ);
- ссудных (по учету кредитов, полученных от Банка России), в том числе по учету просроченной ссудной задолженности (312, 31701);
- текущих и просроченных процентов (47426 (часть), 41801);
- внебалансовых счетах по учету обеспечения по кредитам Банка России (91411 (часть), 91412 (часть), 91413 (часть));
- на счетах по учету депозитов и иных размещенных средств в Банке России (319).

Интересно, что из списка по сравнению с Указанием № 1530-У исчезли счета по учету требований по получению процентов по размещенным в Банке России депозитам.

Наличие расхождений между суммами остатков по указанным счетам в балансах банка и  структурного подразделения Банка России не допускается.

Урегулирование сумм по счетам до выяснения.

Принимаются необходимые меры к урегулированию и минимизации сумм на счетах до выяснения.

При наличии остатка средств на этих счетах на отчетную дату причины и даты возникновения сумм указываются в пояснительной записке.

Завершение незавершенных расчетов клиентов.

Осуществляются мероприятия по завершению на 1 января нового года незавершенных расчетов по операциям со средствами клиентов, осуществляемых через структурные подразделения Банка России и отражаемых на счете № 30223 «Средства клиентов по незавершенным расчетным операциям при осуществлении расчетов через подразделения Банка России».

Поступившие на корреспондентские счета суммы на основании полученных от структурных подразделений Банка России (назовем их РКЦ для краткости) выписок и подтверждающих расчетных документов должны быть в полном объеме проведены по соответствующим счетам или отнесены на счета до выяснения с отражением в учете последним рабочим днем отчетного года.

Все расчетные документы клиентов, на основании которых средства списаны с их счетов для перечисления через Банк России, должны быть представлены банком в РКЦ в последний рабочий день отчетного года для оплаты либо помещения в картотеки не оплаченных в срок расчетных документов из-за отсутствия средств на корреспондентском счете.

При этом не должно допускаться нарушение операционного дня и установленных графиков обслуживания клиентов.

 Определение порядка работы с клиентами в первый рабочий день нового года.

Банки самостоятельно определяют порядок осуществления расчетно-кассового обслуживания клиентов в первый рабочий день нового года и извещают об этом клиентов.

Начисление резервов на возможные потери

Осуществляется расчет, уточнение и отражение на соответствующих балансовых счетах резервов на возможные потери и резервов предстоящих расходов.

Резервы предстоящих расходов впервые появились в этом году. А вообще - тоже «дублирующее» мероприятие.

Сверка взаиморасчетов между филиалами.

Осуществляется сверка взаиморасчетов между филиалами банка, между филиалами и головным офисом. Обеспечивается идентичность сумм остатков на соответствующих счетах по учету расчетов с филиалами (30301 - 30306).  

То есть проделывается та же самая работа, которая осуществлялась в течение всего года в отношении межфилиальных расчетов.

* * *

А теперь переходим к самому интересному - событиям после отчетной даты.

Продолжение следует.