кредитные организации с нового года смогут
пополнить свои активы путем внесения на баланс
деловой репутации. И хотя это имущество
проходит по разряду нематериальных активов,
российским банкам так дорога их деловая
репутация, что можно не сомневаться: оценят они
ее в такие нереальные деньги,что это самым
положительным образом отразится на их
капитализации.


baloon.jpgВот уже и до деловой репутации добрались. С 1 января будущего года в правилах бухгалтерского учета кредитных организаций появится такая категория нематериальных активов.

...После прочтения в одном из самых авторитетных деловых изданий такой новости (см. эпиграф), моя бухгалтерская душа выразила непреодолимое желание покричать на эту тему.

Разумеется, я не стала ей в этом отказывать.

Во-первых, банком оценивается и признается в учете не своя деловая репутация, а как раз чужая. Репутация приобретаемой им фирмы.

В соответствии с Указанием Банка России № 2120-У деловая репутация может возникнуть только в связи с приобретением банком организации как имущественного комплекса (в целом или его части). В МСФО это называется «гудвилл» (goodwill).

Внутренне созданный гудвилл не отвечает критериям признания в учете ни по российским стандартам, ни по МСФО.

Стоимость приобретенной деловой репутации определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении организации, и суммой всех активов за вычетом суммы всех обязательств организации на дату ее покупки (приобретения) - то есть ее чистых активов. Это значит, что при покупке организации по цене, превышающей ее «рыночную стоимость», банк не отражает в учете единовременные убытки, как это было раньше, а признает нематериальный актив - объект, способный приносить кредитной организации экономические выгоды в будущем.

Таким образом, положительная деловая репутация рассматривается как надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами. Можно сказать, что из всех нематериальных активов деловая репутация - самый нематериальный. В смысле, неосязаемый.

В отличие от нематериальных активов с определенным сроком полезного использования, начислять амортизацию на деловую репутацию будет, по всей видимости, нельзя. Можно (но не обязательно) ее тестировать на обесценение «в соответствии с законодательством Банка России, в том числе нормативными правовыми актами Министерства финансов», но процедура эта в настоящее время российским законодательством не определена. ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» отсылает желающих проверить нематериальный актив на обесценение к Международным стандартам финансовой отчетности. Этой теме посвящен стандарт МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов" - но это отдельная история, «посильнее, чем «Фауст» Гете».

Предприятиям проще - им можно амортизировать приобретенную деловую репутацию в течение 20 лет, но не более срока деятельности организации.

Если же вашему банку повезло купить имущественный комплекс по дешевке (организация, вообще-то, судя по балансу, хорошая, но сейчас у нее временные трудности, и вы этим воспользовались), то отрицательная разница между ценой приобретения и чистыми активами (отрицательная деловая репутация) будет отражена как доходы банка.

Отрицательная деловая репутация рассматривается как скидка с цены, предоставляемая покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и т.п.

Ну а во-вторых, нематериальные активы в балансе банка не увеличивают, а уменьшают размер основного капитала (п. 2.2. Положения Банка России № 215-П). Так что с точки зрения расчета капитала кредитным организациям от замены балансового убытка на актив не будет ни жарко, ни холодно.

В общем, не стоит опасаться того, что банки в будущем году начнут пачками скупать копеечные фирмы по бешеным ценам, рисуя в учете эфемерную деловую репутацию. Баланс, конечно, это плод воображения бухгалтера - но не до такой степени. К тому же банковский надзор, несомненно, будет уделять повышенное внимание этой новой и пока довольно мутной учетной категории. Если ее найдет.

Даже интересно - будет ли к концу будущего года хоть у одного российского банка счет № 60905 «Деловая репутация» в балансе?