Создать корпоративную униформу для сотрудников банковских фронт-офисов, операционистов, кассиров, консультантов по кредитованию — задача не из легких даже для опытных дизайнеров и модельеров. Ограниченный бюджет, строгость стиля, узкое пространство для фантазии не дают проявить все грани таланта. О том, как в жестких рамках создать актуальный и красивый костюм, рассказывает российский дизайнер с мировым именем Игорь Чапурин.

— Игорь, как вам кажется, что более правильно для рядового сотрудника банка, работающего с клиентами: носить корпоративную униформу, пользоваться элементами корпоративного стиля или просто одеваться в деловом стиле в соответствии с корпоративными правилами?

1.jpg— Многое, конечно, зависит от типа офиса и корпоративной культуры компании. Если дресс-код допускает, то можно позволить себе достаточно свободные вещи, если правила строгие — придется им следовать. Но, я уверен, в любом случае можно выглядеть замечательно. В офисе особенно важно такое требование к любой одежде, как корректность. Иными словами, ваше платье или костюм не должны давать повод окружающим почувствовать себя неловко. Есть правило comme il faute, и в рабочей обстановке оно особенно актуально. Так что эксперименты с одеждой, цветами, деталями, аксессуарами лучше проводить на нейтральной территории, а в офис одевать то, что вам идет и в то же время уместно выглядит.

— Вы, наверняка, бываете в офисах крупных компаний, банков и других организаций, где сотрудники носят корпоративную форму? Как бы вы оценили картину корпоративной одежды в России в целом и какие примеры могли бы выделить в качестве удачных и неудачных?

— К счастью, сейчас уровень корпоративной культуры в России существенно вырос. Это, в том числе, касается и дресс-кода, и униформы. Многие компании обращаются к услугам профессионалов, которые создают для них специальную офисную одежду. Дизайнерский крой придает униформе особое визуальное совершенство, помогает сделать одежду функциональной, современной и удобной. Естественно, в поездках, во время деловых встреч я обращаю внимание на одежду сотрудников того или иного учреждения и могу сказать, что есть как положительные, так и негативные для меня примеры. Иногда дизайн униформы является выражением вкуса узкого круга лиц, которые предпочли положиться на свои впечатления, а не на мнение профессионалов. Странная цветовая гамма, несоответствие пропорций и другие неприятные нюансы — все это последствия подобной «самодеятельности». Современные корпорации, напротив, все чаще прибегают к услугам дизайнерских компаний, которые с учетом их интересов и потребностей создают прекрасные образцы корпоративной одежды.

— Есть ли вообще какие-то способы избежать шаблонности в столь ограниченной для творчества сфере?

— Чем сложнее задача, тем интереснее работать. По крайней мере, мне так кажется. И жесткие корпоративные рамки — это не ограничение, а правила игры, которые принимает дизайнер, если решается сотрудничать с компанией-заказчиком. То, что он сможет сделать в этих условиях, исключительно вопрос «дееспособности» самого художника. Избежать шаблонности можно, если суметь уловить то, что отличает ту или иную компанию от аналогичных на рынке, воплотить в одежде ее индивидуальный стиль.

— Какой элемент актуальных модных тенденций должен присутствовать в классическом наряде банковского клерка? Как выглядеть классически, но актуально? Проще это сделать с помощью кроя, ткани, аксессуаров, цветов или чего-то еще?

— Главное правило корпоративной одежды — функциональность и качество. Естественно, что такая одежда должна быть актуальной, но не ультрамодной. Ведь срок ее «действия» гораздо дольше, чем у обычной одежды. Я думаю, что современным должен быть прежде всего крой. Его должна отличать алмазная точность. Ткань также имеет большое значение: она должна быть очень ноской и желательно натуральной. Выбор цвета зависит от стилистики компании, ее бренд-бука и прочих визуальных символов той или иной организации. Сильно отходить от них не стоит, так как это может привести к визуальному диссонансу.

— Насколько, как вам кажется, большинству клиентов банка важна или нет одежда людей, которые их принимают?

— Для банковского работника — это часть корпоративной этики. Люди, работающие в банке, обязательно должны гармонировать с окружающим пространством, ассоциироваться с банком. В то же время одежда сотрудников должна быть очень нейтральной, чтобы своим внешним видом не задеть клиента, к примеру, его религиозных, этических и иных чувств. Отзывчивости, внимания, желания помочь — вот чего ждут от персонала финансовых структур посетители. Показать открытость и доброжелательность сотрудников может, в том числе, и одежда.

— Был ли у вас опыт создания коллекции корпоративной униформы? Согласились ли бы вы на создание корпоративной униформы для банка?

— В портфолио дома моды Chapurin есть ряд проектов по созданию корпоративной одежды. И если поступит предложение от крупного банка разработать дизайн одежды, то почему нет. Для меня дизайн очень широкое понятие, своего рода мироощущение. И карьера дизайнера может включать разные его стороны: кто-то предпочитает идти по одной дороге, кто-то пробует себя в разных областях. Мне интересно все новое, я, например, хотел бы заняться дизайном автомобилей или авиалайнеров.

— А что это был бы за банк и какие можно отметить характеризующие черты той одежды, которую вы могли бы создать для банка? Чего бы точно не было в этой коллекции и почему?

— Мне интересно работать с теми партнерами, которые могут предложить широкое поле для приложения моих идей. Мне менее интересен дизайн для очень узкого круга лиц. Гораздо увлекательнее создавать то, что может стать достоянием многих людей, сделать их мир чуть совершеннее. Сейчас бессмысленно фантазировать на тему того, что бы я сделал в такой коллекции. Могу лишь сказать, что, наверное, я постарался бы сохранить в одежде те традиции, которые существуют в компании, но в то же время привнести в них что-то новое, что-то свое. В чем это нашло бы свое выражение, зависит от ряда конкретных факторов. Это, пожалуй, слишком индивидуально.

— Перейдем к деловому стилю руководителей среднего звена, топ-менеджеров. Какие тенденции господствуют в рамках делового стиля, как для мужчин, так и для женщин, чего ждать от моды в ближайшем будущем?

— Сегодня не существует столь явного диктата дресс-кодов, как было еще несколько десятилетий назад. Даже самые консервативные структуры «послабляют» правила выбора одежды для сотрудников. Сегодня главный тренд — человечность. Иным словами, сотрудник любой компании не должен превращаться в функцию. Клиенты, например, банка должны видеть в нем равноправного партнера, с живыми эмоциями и человеческой теплотой. Это ключ к доверию и в конечном итоге к успеху бизнеса. Поэтому время жесткого костюма уходит в прошлое. Появляются casual варианты офисной одежды, допускающие некоторые «вольности»: различные формы воротников у мужских рубашках, «игривые» запонки, смелые комбинации цветов. У женщин — более сексуальный силуэт костюма, мягкие оттенки и т.д. Среди моих клиентов есть люди, работающие в банковской сфере. Все они — перфекционисты и на работе хотят выглядеть безупречно. Они выбирают натуральные ткани, сложный крой и лаконичный четкий силуэт.

— Часто у сотрудников банков и даже руководителей возникают вопросы по поводу casual friday: вроде бы и разрешен свободный стиль, и в то же время некоторые перегибают палку, а другие, наоборот, боятся как-то проявить себя. Что вы можете посоветовать?

— Пятничное послабление дресс-кода вовсе не означает, что в офис можно прийти в вечернем платье или шортах. В любом случае, я уверен, важна уместность одежды. Поэтому перед выходными можно позволить себе более свободный костюм, более креативную рубашку, женщинам — убрать строгость в одежде, добавить цвета, ярких аксессуаров. Одежда в офисе, даже в пятницу, должна демонстрировать уважение к окружающим. Поэтому костюм не должен чем-либо задевать людей, отвлекать от работы или раздражать их.

— Можно ли комбинировать одежду на день и на вечер, трансформировать деловой туалет в вечерний?

— Да, это возможно, главное, опять-таки, уместность. Это скорее вопрос вкуса человека. Очень легко переборщить с трансформациями, соригинальничать там, где это не нужно.  

Analize This

Игорь Чапурин оценивает правила дресс-кода

— Игорь, мы выбрали некоторые реальные правила, прописанные в документах, определяющих дресс-код банковских сотрудников. Насколько правильными кажутся вам, например, такие правила: «Сотрудники фронт-офиса обязаны одеваться в едином стиле — темный низ, белый верх, носить корпоративный галстук и бейдж, выполненные в корпоративных цветах»?

— Я думаю, это вполне разумное требование, которое поможет создать единую визуальную картинку офиса. Это некий объединяющий фактор, который удобен для клиентов.

— Идем дальше: «Классический женский комплект одежды включает в себя следующие обязательные компоненты: белую блузку рубашечного покроя, синие юбку и жилет, красный декоративный шарф».

— Пожалуй, сочетание красного и синего довольно смелое и может пойти далеко не всем. Поэтому нужно было бы продумать несколько вариантов одного дресс-кода для разных женщин.

— «Неприемлемы в одежде банковского сотрудника спортивные костюмы и кроссовки, майки, футболки, шорты, сарафаны, прозрачные и декольтированные модели».

— Считаю, что это абсолютно верно. Подобная форма одежды в банке просто неуместна, поэтому будет отвлекать клиента и вызовет недоверие с его стороны.

— «Галстук обязателен, длина галстука в завязанном виде должна быть чуть ниже пряжки ремня брюк. Правильно повязанный галстук имеет небольшую впадину в центре. Цветовая гамма — самая разнообразная. Однако следует избегать фиолетовых, пурпурных цветов, чересчур блестящих галстуков, крупных и слишком экстравагантных узоров на них».

Выбор галстука — настоящее искусство, которому нужно учиться. И, возможно, фиолетовый и пурпурный галстук подойдет не всем. Что же касается обязательной впадины, то ее, кстати, может и не быть — все зависит от узла, который выбирает человек.

— «Блузы должны быть светлых тонов, без золотых, серебряных нитей или других ярких вышивок, узоров и пестрых расцветок. Следует избегать блуз без рукавов, с большими вырезами и глубоким декольте и крупными рюшами. Исключены прозрачные ткани и облегающий трикотаж. Блуза или джемпер не должны быть слишком короткими — не допускается, чтобы из-под одежды выступали оголенные части живота».

— Избыточная сексуальность — это действительно лишнее в офисе. Все должно быть в меру и естественно. Поэтому глубокие декольте лучше приберечь для вечеринки.