baks.jpgВсе взрослое население России можно разделить на три части. Первая – те, кто знаком с понятием «инвентаризация» по фильму «Служебный роман». Вторая – «офисный планктон», периодически наблюдающий за процессом и сопровождающий его жизнерадостным смехом и остроумными комментариями. И третья – те, кто эту самую инвентаризацию проводит.

Первая группа смеется над инвентаризацией, потому что это в фильме это действительно выглядит смешно. Вторая группа, видимо, от счастья – так как участвуют в этом только в качестве зрителей. Ну а третья не смеется вообще никогда. Даже в цирке.

Что же касается банковских представителей третьей группы, то у них особая судьба. Потому что Банк наш России имеет собственное представление об инвентаризации, отличное от других.

Согласно статье 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Это требование распространяется на все организации, включая кредитные.

Для банков в настоящее время действует Указание ЦБ РФ от 17 декабря 2004 г. № 1530-У «О порядке составления кредитными организациями годового бухгалтерского отчета», предусматривающее проведение инвентаризации всех статей баланса по состоянию на 1 ноября или 1 декабря отчетного года.

Получается, что у всех организаций, кроме банков, инвентаризации подлежат только имущество и обязательства. А у нас – все статьи баланса, включая даже срочные сделки.

По поводу имущества вопросов нет – ходи и сверяй фактическое наличие с учетными данными, как это делал Георгий Бурков и его девичья команда. С требованиями и обязательствами тоже ясно: их «фактическое наличие» должно быть документально подтверждено другой стороной (например, выписками из корсчетов, актами сверки с контрагентами или справками о подтверждении остатков).

Но вот как быть с прочими «статьями баланса», которых у банков немеряно? Лично у меня не хватает фантазии, чтобы представить себе проверку и документальное подтверждение наличия, состояния и оценки начисленных процентов, доходов и расходов, резервов на возможные потери, уставного капитала и резервного фонда. Не говоря уже о внебалансовых счетах и срочных сделках.

А ведь надо еще инвентаризационные описи составлять!

Согласно «Словарю иностранных слов» «Инвентаризация – составление описи имущества (вещественных ценностей и расчетов) предприятия, учреждения». Большая Советская Энциклопедия называет инвентаризацию проверкой наличия и состояния материальных ценностей (основных и оборотных фондов) в натуре, а также денежных средств, остатков средств на счете в банке и остальных расчетов с дебиторами и кредиторами».

Получается, что Банк России небрежным росчерком пера значительно расширил понятие инвентаризации по сравнению с установленным законодательно (и с общепринятым тоже), применив этот термин к объектам, по которым в принципе невозможно проверить фактическое наличие или документальное подтверждение.

Впрочем, умудренные опытом российские банки эту проблему так или иначе решили. Формально, конечно. А как иначе относиться к бессмысленным и невыполнимым требованиям? Не спорить же с ними, в самом деле.

Собственно, к чему я это?.. А к тому, что скоро конец года, и наверняка выйдет новое Указание о порядке составления годового отчета, переработанное с учетом Положения № 302-П.

Очень хочется увидеть новый порядок проведения инвентаризации, более приближенный к реальной действительности…