В Европе мобильные платежи давно стали привычными. Так, еще семь лет назад был разработан и запущен проект оплаты парковки через SMS, сегодня он действует в четырех европейских странах, охватывая 44 города. Отправив сообщение на короткий номер, вывешенный над парковочной площадкой, водитель получает подтверждение оплаты, а за десять минут до истечения срока — SMS-напоминание о том, что время парковки следует продлить. Как отмечают пользователи, благодаря этой системе отпала необходимость поиска мелких монет для платежа и пробежки к машине для внесения повторной суммы. В России аналогичные проекты только разрабатываются. Например, в Москве оснастить парковки системой оплаты с использованием SMS-сообщений планируется лишь к 2010 году.

Помимо парковки жители ЕС (в Праге, Загребе, Бонне, Гамбурге, Кельне и Вене) могут посредством SMS оплатить проезд в общественном транспорте. Единственное «но» на пути такого удобства — необходимость предварительной регистрации на сайте оператора. В Австрии местная государственная железнодорожная компания (OEBB) пошла еще дальше — она разработала сервис, позволяющий приобретать билет на поезд без захода в кассу вокзала. Достаточно отправить на специальный номер SMS с указанием маршрута (например, Линц—Зальцбург), датой и именем пассажира, и пользователь получает уведомление о приобретении электронного билета. Данная услуга работает на базе платежной системы PayBox и поддерживается всеми телефонными операторами. Помимо железнодорожных билетов, отправив SMS по тому же телефону оператора, австрийские пользователи имеют возможность покупать билеты на концертные и развлекательные мероприятия, совершать покупки в интернет-магазинах и даже в уличных автоматах. Оплатить проезд в такси, покупку в бутике или счет в ресторане можно также посредством SMS. Для этого достаточно просто назвать таксисту, официанту или продавцу номер своего телефона и выслать в ответ на запрос оператора свой идентификационный PIN-код, получаемый при регистрации в платежной системе.

Мобильный магазин

В Германии, неподалеку от Дюссельдорфа, немецкий концерн Metro AG открыл в одном из своих супермаркетов Real так называемый магазин будущего. Нет, товары там остались те же, а вот процесс их покупки кардинально изменился. Для приобретения любого из продуктов необходимо сфотографировать напечатанный на его упаковке штрихкод при помощи собственного телефона. Кроме того, для облегчения поиска нужного товара разработчики программы предлагают записать и сохранить названия требуемых продуктов в специальной программе, устанавливаемой на телефон, и тогда последний превращается в своеобразный GPRS-навигатор — он покажет своему владельцу кратчайший путь к нужному прилавку. Расплачиваясь за покупки, необходимо будет лишь поднести телефон к роботизированному контролеру, который, отсканировав информацию о сделанных покупках, предложит на выбор способы оплаты, начиная от традиционных (наличными и банковской картой) и заканчивая ультрасовременными — посредством идентификации плательщика по отпечатку пальца или с помощью мобильного телефона. В последнем случае оплата за приобретенный товар будет списываться с телефонного счета. Главной идеей, лежащей в основе создания революционного процесса, по утверждению его разработчиков, стало стремление «сделать процесс покупки проще и приятнее для покупателей». В то же время не следует сбрасывать со счетов и немецкую прагматичность: если магазины будущего приживутся, их владельцам не придется тратить деньги на обслуживающий персонал.

Кому «Ведомости», а кому «Плейбой»

Россия также движется в направлении практического применения мобильных платежей, правда, делается это весьма своеобразно: управление Федеральной службы судебных приставов (УФССП) заключило в июне 2008 года соглашение с компанией «Нижегородская сотовая связь» (НСС), предусматривающее автоматическое списание долгов с абонентских счетов неплательщиков. В соответствии с ним оператор оповещает своих абонентов о наличии задолженности перед службой судебных приставов, а по прошествии пяти-десяти дней, которые даются гражданам на погашение задолженности, с их абонентских счетов списываются деньги в пользу УФССП. Однако позже представители оператора сотовой связи заявили, что соглашение с приставами предусматривает лишь предупреждение граждан о задолженностях, но никак не списание с их счетов средств.

Впрочем, постепенно и в России пользователей приобщают к мобильным платежам: местный аналог PayBox — система мобильных расчетов (СМР) на базе платежной системы Paycash. Она позволяет владельцам сотовых телефонов дистанционно оплачивать товары и услуги, осуществлять денежные переводы из любого места в любое удобное время. Правда, деньги будут списываться не с вашего мобильного, а с отдельного лицевого счета в СМР, с которого и проводятся расчеты с использованием SMS-команд. Пока при помощи данной системы можно оплачивать коммунальные платежи, музыку, фильмы, интернет-услуги, также заявлена возможность оплаты авиа— и железнодорожных билетов, бронирования гостиниц.

Что касается других товаров и услуг, то пока наиболее развиты SMS-покупки на небольшие суммы виртуальных вещей (мобильный контент, электронные книги и прочее). Например, отправив SMS, можно получить на одни сутки экспресс-доступ к WAP-сайту и свободный доступ к архиву газеты «Ведомости». Деловую литературу в электронном виде при помощи мобильного кошелька можно приобрести в издательстве «Манн, Иванов и Фербер». Мало того что удобно, это еще и выгодно: стоимость электронных книг — 100–160 руб., в то время как цена изданий в бумажном виде — от 400 руб. Если бизнес-тематика не привлекает, к вашим услугам периодика легкого жанра: на сайте Esmi.subscribe.ru с помощью SMS продают электронную версию журнала «Плейбой».

Социальные проекты в Рунете тоже весьма успешно осваивают новый метод оплаты. Наиболее яркими примерами являются дейтинг-сервисы LovePlanet и Mamba. Основная услуга этих сайтов знакомств бесплатная, но для получения дополнительных опций пользователям придется раскошелиться: например, заплатить за поднятие анкеты в топ-лист или за получение VIP-статуса (что означает появление анкеты пользователя на главной или на первых страницах сайта в течение определенного времени), за размещение фотографий на личной страничке, за виртуальные подарки другим участникам форума и прочее. Сайт www.smster.ru, ориентированный на тинейджеров от 13 лет, позиционируется создателями как социальный проект, позволяющий с помощью платных SMS через WAP— или интернет-страницу отправлять небольшие сообщения друзьям либо всем тем, кто прочтет их на странице сайта.

Крупные контент-провайдеры чаще специализируются на продаже картинок, музыки и видео для мобильных телефонов. Не отстают и производители телефонов и операторы мобильной связи, которые также активно продвигают SMS-продажи (в первую очередь музыкального и видеоконтента). Пожалуй, наиболее активно SMS-платежи сейчас представлены у «Билайна», работающего сразу с несколькими провайдерами (услуги ЖКХ, телефония, интернет-доступ).

Sms-подполье

При всех очевидных плюсах SMS-платежей в России этот способ продажи товаров развивается гораздо медленнее, чем за рубежом. Причина в правовой неопределенности такого рода системы оплаты. По словам юристов, правовая база, регулирующая сферу платежей посредством SMS, явно недостаточна. Статья 5 закона «О банках и банковской деятельности» прямо запрещает осуществление денежных переводов по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Денежные средства на счете абонента имеют целевой характер и предназначены лишь для оплаты услуг связи, но не для расчетов. Если следовать букве закона, то операторы сотовой связи, в ведении которых находятся лицевые счета абонентов, должны поголовно бежать в Центробанк за лицензиями на банковскую деятельность. В результате SMS-платежи развиваются не благодаря, а вопреки сложившейся ситуации, а участники рынка находят различные лазейки, позволяющие им окольными путями продавать товары и услуги посредством SMS.