Насыщенность рынка платежных терминалов приближается к отметке «оптимум». Теперь для извлечения дополнительной прибыли или хотя бы сохранения оборота его участники вынуждены внедрять в аппараты дополнительные опции.

Сети бывают разные

Сегодня рынок платежных терминалов работает по трем схемам. Первая — банковская, когда кредитно-финансовая организация имеет свою сеть платежных терминалов, осуществляющих прием платежей. Вторая схема представлена юридическими лицами, которые согласно инструкции Центрального банка и распоряжению МВД подписали с кредитными организациями соответствующий договор об обслуживании. И третья — сеть индивидуальных предпринимателей, не заключивших прямых договоров с банками, а ограничившихся подписанием договора с платежной системой.

Насыщенность рынка побуждает участников к расширению функциональных возможностей платежных терминалов и увеличению набора услуг и сервисов.

Однако рынок платежных терминалов поделен сегодня неравномерно. Львиную его долю (более половины) занимают как раз индивидуальные предприниматели. Доля же кредитных организаций незначительна. Большое число агентов и потребность в значительных инвестиционных вложениях оказали охлаждающий эффект на банки. Но картина начала постепенно меняться.

Так, СДМ-Банк начал формировать сеть терминалов самообслуживания «Платформа» с середины 2005 года. При этом, по замечанию председателя правления Вячеслава Андрюшкина, многофункциональные аппараты стали популярными практически сразу. Сегодня терминалы банка предоставляют возможность круглосуточно оплачивать мобильную, междугороднюю и международную связь (по счетам Ростелекома), Интернет, спутниковое телевидение, погашать кредиты других банков. В Москве также можно оплачивать все коммунальные услуги (по счетам ЕИРЦ, Мосэнерго и МГТС), обучение на платных отделениях вузов МАИ и МНЭПУ, а также проживание учащихся в общежитии. Кроме того, предусмотрена оплата штрафов ГИБДД Москвы, Московской области и Перми.

Банк Москвы работает на этом рынке с 2003 года. И через терминалы банка осуществляется погашение кредитов, выданных банком, оплата услуг сотовых операторов, интернет-провайдеров и ЖКХ, кроме того, в 2008 году банк внедрил функцию продажи ПИФов на устройствах самообслуживания. Но, по словам начальника процессингового центра Банка Москвы Вячеслава Межова, хотя сегодня и существует возможность оплатить услуги достаточно большого числа операторов, остается ряд ограничений как технического и эргономического, так и чисто экономического характера (ограниченность спроса среди клиентов на услуги конкретных операторов), мешающих дальнейшему развитию этого направления.

Связь-Банк установил платежные терминалы, предоставляющие дополнительный сервис, около полутора лет назад. В них также предложен стандартный набор функций — оплата услуг сотовых операторов, ЖКХ, Интернет и др. По словам старшего вице-президента Аркадия Комягинского, наиболее перспективным направлением является возможность погашения кредитов. Пока в Связь-Банке эта услуга не представлена, но возможность ее внедрения активно обсуждается.

Региональные банки также оценили перспективность развития сети терминалов самообслуживания, оснащенных дополнительными опциями. Например, клиенты Промсбербанка могут через терминалы произвести платежи в оплату коммунальных услуг, абонентской и междугородной телефонной связи, телеантенн и пр. В планах также стоит внедрение системы полной идентификации плательщика, которая позволит существенно расширить список возможных платежей.

Копейка к копейке — будет прибыль

Банкиры в один голос говорят о перспективности развития данного направления. Заместитель председателя правления Промсбербанка Михаил Литвинов отметил: «Возможность оплаты коммунальных и других услуг через платежные терминалы на территории города Подольска у наших клиентов появилась около года назад. Этот проект мы готовили давно, и на основании приобретенного опыта уверены в перспективности данного направления деятельности». В настоящее время Промсбербанк имеет 73 точки предоставления финансовых услуг населению, из них 27 — платежные терминалы.

Аркадий Комягинский (Связь-Банк) также отметил, что прежде чем предложить подобную услугу, банк провел анализ рынка. И было обнаружено множество незанятых точек. К тому же как одно из дополнительных конкурентных преимуществ спикер отметил наличие у банка партнеров, в пользу которых осуществляется прием платежей и которые заинтересованы в дальнейшем расширении сети терминалов самообслуживания. Число многофункциональных аппаратов СДМ-Банка приближается к двухстам.

Расширение сети «нафаршированных» дополнительными функциями терминалов — лучшее подтверждение перспективности этого рынка. И не только перспективности, но и прибыльности. Вячеслав Межов (Банк Москвы) пояснил: «Прием платежей на устройствах самообслуживания является дополнительной опцией к основному функционалу устройств и приносит банку дополнительный комиссионный доход. Комиссия за прием платежей от населения выплачивается в основном операторами услуг. Большинство операторов разрешают взимать дополнительную комиссию с клиента. Но в последнее время особенно крупные операторы услуг либо ограничивают, либо вообще запрещают данный вид комиссии. По безналичной оплате услуг с помощью банковской карты дополнительная комиссия с клиента банком вообще не взимается».

Вячеслав Андрюшкин, в свою очередь, рассказал, что комиссия в СДМ-Банке составляет от 0 до 5% от проведенного платежа. Ее размер зависит от того, как выстраиваются отношения с контрагентом, в пользу которого совершается платеж: «Например, при оплате коммунальных услуг, погашении задолженности по кредитным карточкам GE Money Bank, оплате коммунальных платежей комиссия не взимается. С нашей точки зрения, этот бизнес очень хорош в особенности для региональных подразделений банка — операционных касс, филиалов и т.д.».

В Связь-Банке размер комиссии также зависит от вида платежа и составляет в среднем 2–3%. Учитывая постоянно растущие объемы платежей, даже такие незначительные проценты в сумме дают хороший результат.

Но комиссионная политика может выстраиваться и по-другому принципу. Так, Промсбербанк, вступая на рынок платежных терминалов, занял принципиальную позицию — все платежи для плательщика осуществляются без комиссии. Однако даже при таком «альтруистическом» подходе затраты на развитие и содержание сетей платежных терминалов самообслуживания, по словам Михаила Литвинова, оправдываются. «Живые» деньги всегда в цене.

В Промсбербанке попытались получить максимум пользы от данного проекта: «Мы первыми среди банков в Подольске вступили на данный рынок, и вышли на него с узнаваемыми терминалами фирменного цвета. Так, брэнд стал ассоциироваться у потребителя с возможностью осуществить платеж быстро, без комиссии и без очереди».

В реализации проекта по установке многофункциональных терминалов главное — взвешенный и продуманный подход. Учитывается множество объективных факторов: стоимость терминала, место установки, набор функций, условия обслуживания операторов, система обслуживания терминалов и др. Но помимо этого существуют еще и сопутствующие, не менее важные условия, в частности, информированность населения, контроль рынка регулятором, нормативная база.

Подтянуть отстающих

Самой востребованной услугой в терминалах самообслуживания являются платежи за мобильную связь. На долю сотовых операторов в среднем приходится более половины от общего количества проведенных платежей. Сложность работы в данном направлении, как отметил Аркадий Комягинский (Связь-Банк), заключается в том, что средняя сумма платежа составляет 150–200 рублей. Это усложняет процесс обработки и ведет к удорожанию операций. Поэтому некоторые владельцы сетей даже устанавливают минимальный взнос. Это является одной из причин заинтересованности банков в расширении набора услуг, а если быть точнее, «дорогих» услуг.

По наблюдениям СДМ-Банка, активно растут платежи за коммунальные услуги и погашение кредитов.

В Промсбербанке картина проводимых через терминал платежей выглядит таким образом: 60% — коммунальные услуги, 35% — оплата услуг операторов сотовой связи, 5% — прочие платежи.

Однако остается еще ряд проблем. Особенно много их возникает в регионах. Вячеслав Андрюшкин (СДМ-Банк) отмечает, что население, особенно в регионах, не готово к таким техническим новшествам, поэтому в настоящее время количество и объем платежей довольно невелики. Учитывая это обстоятельство, СДМ-Банк старается быть максимально лояльным к региональным клиентам.

Другая сложность продвижения терминалов в регионах — это отсутствие единой системы приема платежей и низкая техническая оснащенность поставщиков услуг. «Например, коммунальщики в регионах зачастую требуют документарного подтверждения операций, квитанций об оплате. В Москве таких проблем нет, и через терминалы «Платформа» уже давно можно платить за жилье и свет», — поясняет Вячеслав Андрюшкин.

А в Связь-Банке отмечают, что некоторые системы поставщиков услуг оказываются неавтоматизированными и тогда приходится совместно решать ряд технических вопросов. Также форматы информационных систем иногда не совпадают, и тогда необходимо проводить дополнительные работы по их состыковке.

Возможность оплаты услуг через платежные терминалы на рынке появилась давно, но из-за большого количества участников единого подхода и общих технических требований так и не было сформировано. Эту задачу еще только предстоит решить.

В ожидании глобальных перемен

Как уже отмечалось, рынок платежных терминалов работает по нескольким схемам. Помимо положительной тенденции — развития конкуренции, а значит, улучшения качества обслуживания и гибкой ценовой политики, у такой насыщенности имеются и отрицательные последствия — на рынок проникает множество случайных предприятий, фирм-однодневок.

Так, в Мурманске произошел достаточно показательный инцидент. Агентская сеть платежных терминалов заняла монопольное положение в городе. В течение определенного времени через нее осуществлялся прием платежей от физических лиц. Как правило, пик платежей приходится на два-три дня месяца — период, когда выдаются зарплаты, перечисляются пенсии. В один из таких «пиковых» моментов фирма исчезла. Конечно, забрав все поступившие средства.

Через стационарные аппараты по приему платежей в России проходит ежегодно несколько миллиардов рублей. Большая часть этих денежных потоков практически не контролируется. Этой ситуацией озадачились и регуляторы. Так, в конце прошлого года к обсуждению этой проблемы подключился министр финансов Алексей Кудрин, который на специальном собрании попросил не нагнетать обстановку, а проанализировать ситуацию и разработать предложения по совершенствованию системы.

Недавно обсуждение вопроса перешло в Думу, где также был создан специальный подкомитет, который возглавил заместитель председателя банковского комитета Госдумы Денис Волчек. В подкомитете обсуждаются два прямо противоположных варианта нового законопроекта «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Первый вариант предусматривает дальнейшее расширение рынка и увеличение набора платежей, осуществляющихся через платежные терминалы. Второй, напротив, ограничивает данную сферу. И оставляет в качестве дополнительных услуг только прием платежей за коммунальные услуги, жилое помещение и электросвязь. Более того, предоставлять подобные услуги сможет только юридическое лицо и его деятельность будет подвергаться обязательному лицензированию. При этом терминалы обязательно должны быть оснащены контрольно-кассовой техникой и фискальной памятью.

На суд общественности уже представлены и альтернативные проекты. Так, председатель подкомитета Госдумы по законодательству о банках и банковской деятельности Павел Медведев рассказал, что «усредненный» вариант уже предложен Ассоциацией российских банков: небанковским структурам разрешается принимать деньги, но только при условии заключения договора с банками и при наличии специального счета, куда будет сдаваться наличная выручка: «В таком случае расчеты будут производиться только в объеме тех средств, которые есть на расчетном счете агента. Эта мера позволит придать платежам банковскую надежность и исключить торговлю наличностью».

Можно с уверенностью сказать, что уже в ближайшее время рынок платежных терминалов ждет ряд нововведений, которые могут кардинально изменить состав участников и схему работы. В то же время можно с уверенностью утверждать, что позиции банков на этом рынке вряд ли ослабнут.