Сайты, именуемые "социальными сетями", представляют собой одно из популярных направлений сегодняшней Всемирной Паутины. Многие сайты сами называют себя "социальной сетью". Еще больше сайтов так называют сторонние люди. Примерами социальных сетей и сайтов вагон и маленькая тележка: " ЖЖ", " Мой Круг", " В Контакте". Даже пользовательскую энциклопедию " Википедию" многие определяют, как социальную сеть.

Последний тренд в российском Интернете – возникновение социальных сетей строгой направленности, рассчитанных на сугубо узкую целевую аудиторию. Например, социальная сеть toodoo концентрирует внутри владельцев сайтов, а MirTesen.ru объединяет людей по географическому принципу.

Новый проект " Банкоголики.ру" создается участниками финансового рынка для... участников финансового рынка. Но не для работы, а для общения и самовыражения в закрытой среде, доступной только сотрудником таких же банков, только "своим".

Сети бываю разные: черные, белые, красные...

Начало современной теории социальных сетей положили в 1951 году Рэй Соломонофф (Ray Solomonoff) и Анатолий Рапопорт (Anatol Rapoport). В 1959–1968 гг. венгерские математики Пол Эрдос (Paul Erdos) и Альфред Реньи (Alfred Renyi) написали восемь статей, описывающих принципы формирования социальных сетей. Сам же термин "социальная сеть" был введен в 1954 году социологом из "Манчестерской школы" Джеймсом Барнсом.

Это понятие во второй половине XX века стало популярным у западных исследователей общества и означало, в основном, круг знакомых какому-то человеку людей, имеющих для него (и, в некой степени и конфигурации, друг для друга) интерес, а также все подобные круги знакомств тех людей, и так далее.

Cуществующий развитый итернет-рынок и широко распространенная широкополосная сеть, интерес со стороны участников, а также огромной потенциал этой сферы способствовал тому, что социальные сети получили свое признание и в Интернете.

Однако, несмотря на то, что социальные сети стали популярным феноменом, по данным comScore Media Metrix, каждая в отдельности пользуется разной популярностью — от роста 1177% (Sconex.com) до -40% (LiveJournal.com).

"Банкоголики": посторонним вход воспрещен!

Совсем недавно, в Рунете был запущен новый проект " Банкоголики.ру" – закрытая социальная сеть для банкиров и сотрудников банка. В качестве адреса регистрации принимается только рабочий адрес почты банковских служащий. Если учесть, что в только в Москве работают сотни банковских организаций, можно только предположить какое распространение и популярность получит данный ресурс.

Для российского рынка Интернет услуг пока это уникальный в своем роде проект. Даже за рубежом нет аналогов подобной сети. Хотя, конечно, стоит отметить, что относительно недавно крупнейший банк США, Bank of America, объявил об открытии собственной социальной сети. Новый start-up называется "Small Business Online Community". Цели этой социальной сети - обмен владельцами малого бизнеса различной информацией и создание групп по интересам. Однако, в отличии от российского проекта "Банкоголики.ру", "Small Business Online Community" доступна для всех пользователей, а не только для сотрудников банка. По словам руководства Bank of America, сеть создавалась с целью помочь владельцам малого бизнеса лучше развивать свое дело, обмениваясь опытом с другими людьми.

О российской новинке в Интернете информация пока публикуется в очень ограниченном количестве, не смотря на то, что "Банкоголики.ру" на слуху уже у многих пользователей. О работе, назначении и функциях портала в своем интервью рассказал Кирилл Суслов, директор ипотечного брокера "Легкокредит", руководитель проекта Bankogoliki.ru.

- Почему вы решили создать такую банковскую сеть, чем руководствовались?

- Вообще социальные сети как таковые заинтересовали меня еще в конце 90-х годов после статьи в журнале "Компьютерра". Зацепила меня "теория шести рукопожатий", которая гласит, что средний взрослый человек знаком примерно с 1000 человек, каждый из этой 1000 примерно с тем же количеством людей и так далее, что в итоге дает то, что каждый из нас на планете "знаком" друг с другом через буквально несколько человек.

Тем более, мне понравилось красивое название для совокупности круга моих знакомых и подобных кругов - "социальная сеть". Потом началось развитие онлайновых реализаций социальных сетей заграницей, потом у нас, а я тем временем занимался совсем другими вещами, например, ипотечным брокером "Легкокредит".

- Когда пришла идея создания "Банкоголиков"?

- Именно в ходе работы генеральным директором финансовой компании у меня возникла идея создать специализированную закрытую сеть для сотрудников банков. В банковской среде много не просто профессиональных, а еще и очень интересных людей. И после n-ного по счету разговора "без галстуков", закончившегося обсуждением темы совершенно с работой несвязанной и выводом: "Надо же у нас много общего!", я и решил попробовать, попытаться дать возможность сделать такие же выводы всем представителям банковского сообщества вне зависимости от их территориального расположения.

- Кирилл, причина создания именно банковской сети вполне понятна. Но почему Вы решили ограничить группу пользователей только банковскими служащими, закрывая доступ для других?

- Дело в том, что современные возможности on-line реализации социальных сетей дают много возможностей как для имеющихся упрочнения контактов, так и для ответов на вопрос "Интересно, а любит ли кто-то из знакомых мне только по конференциям коллег из банка N, тоже самое, что и я?". Или "А что он из себя представляет, как человек?". Можно сказать, что и нынешние социальные сети общей направленности дают такие возможности, но тут и кроется объяснение, почему bankogoliki.ru - это сеть, во-первых, специализированная, во-вторых, с доступом только по приглашениям: для большей свободы общения и самореализации сотрудник банка должен понимать, что он в кругу своих. Т.е. сеть "Банкоголики.ру" ориентирована именно на потребности этой достаточно узкой группы, а все возможности по социализации, установлению контактов, ведению блогов, обсуждениях банков, беседах в группах, поиску сотрудников - все это будет проходить в недоступности для внешнего мира.

- Как я понимаю, у нас в России пока аналогов не существует. Есть ли нечто похожее за рубежом?

- Да, в России аналогов нет. За рубежом, впрочем, тоже. Там из "близких" активно развиваются сети для инвесторов или для участников рынка ценных бумаг. Вообще, развитие специализированных, нишевых социальных сетей - это тренд, потому что для многих общедоступные сети становятся уж слишком общими, наполненными "лишними" людьми и возможностями.

- Кирилл, многих интересует вопрос, почему ресурс имеет несколько адресов: bankofil.ru, bankofob.ru, bankogolik.ru, bankogoliki.ru, bankokrat.ru, bankoman.ru...

- Это издержки этапа тестирования. В условиях, когда более-менее интересные имена мгновенно перехватываются киберсквоттерами, экономически целесообразней зарегистрировать сразу все интересные адреса, а потом уже выбирать среди них, чтобы не столкнуться с тем, что сегодня домен стоил 600 рублей (условно), до вечера ты думал, а завтра его уже перехватили и продадут только за 60 000 рублей. К моменту окончания доработки и тестирования сети остальным доменам найдем какое-то другое применение, основной в любом случае bankogoliki.ru. 

- Какая основная идея проекта, что там будет обсуждаться?

- Основная идея - людям, уже объединенных профессиональными интересами, дать технически удобную возможность увидеть, чем еще живут их коллеги. Гораздо более человечным становится образ банковского юриста, с которым обсуждаешь в тематической группе сети вопросы обращения взыскания заложенного имущества, когда можешь посмотреть, что ему нравится такая же музыка, как тебе, и у него тоже есть белый кот.

- Каковы перспективы развития сети существуют с вашей точки зрения?

- "Банкоголики.ру" - это нишевой проект, поэтому он не является конкурентом ни крупным общим социальным сетям, ни специализированным банковским сайтам, вроде уважаемого мной Bankir.Ru. Интерес со стороны участников банковского сообщества есть, по крайней мере у тех кто принимает активное участие в тестировании сети. Но есть и проблемы, грозящие стать серьезным препятствием. Часть банков с интересом относится к проекту, а часть грозится сразу после официального старта заблокировать доступ с рабочих мест. Мотивировка та же, что и в отношении других соц.сетей - чтобы не отвлекались на работе.

- Как вы планируете решать данные проблемы?

- Будем искать компромисс или вводить упрощенный доступ с мобильных устройств, как делают общие социальные сети.