Kr3210c.jpgВ последнее время в России активно ведутся дискуссии о том, как сделать инвестиционный и финансовый рынки понятными для среднего россиянина и тем самым обезопасить инвесторов от принятия неправильных решений. Для решения этой проблемы предлагается заняться просвещением широких масс.

У нас есть возможность посмотреть на американский опыт по обучению инвесторов и убедиться в том, что занятие это не только бестолковое, но и вредное. Пол Фаррелл, постоянный автор MARKETWARTCH.COM, рассказывает об американском просветительском опыте в этой сфере, а также объясняет, почему все попытки сделать людей благоразумными с помощью пропаганды всегда заканчиваются неудачей.

Мировой финансовый кризис дал идее обучения американских инвесторов второе дыхание. Теперь проблемы финансовых рынков объясняют «неграмотностью» большинства инвесторов. Конгресс США даже назвал апрель месяцем инвестиционной грамотности. Оказывается это уже не первая инициатива, направленная на перевоспитание «неграмотных» инвесторов. Журнал The Economist представляет нашему вниманию полный список:

  1. Президентский Совет по финансовой грамотности.
  2. Проект Надежда, созданный после бунтов в Лос-Анжелесе в 1992 году.
  3. Jump$tart – американская коалиция из 180 групп пропагандирующих финансовую грамотность.
  4. Коалиция «Города за Финансовые Знания», вдохновленная мэром Нью Йорка Блумбергом, в которую сегодня входят Майами, Сан Антонио, Сан Франциско, Саванну и Сиэтл.
  5. Организация Международные Детские Сбережения, которая обучает «детей-предпринимателей» от 6 до 14 лет по всему миру.
  6. Мировой Институт Сбережений, представляющий 92 страны, который недавно провел конференцию в Брюсселе по повышению финансовой грамотности населения в свете кризиса сабпрайм.

Благие намерения налицо, но, к сожалению, все эти инициативы обречены на неудачу. Все дело в том, что инвесторы никогда не были и не будут рациональными. Возможно, какие-то из этих программ кому-то и помогут, но они не исправят врожденный иррационализм среднего инвестора.

Сколько бы новой информации, фактов, данных, советов, лозунгов, теорий и систем не вкладывалось с помощью «образовательных программ» бы в наш мозг, иррационализм все равно победит. Вспомним обо всех многочисленных информационных ресурсах, которые сделал для нас доступными Интернет. Изменилась ли ситуация? Да, потому что теперь большее, чем когда-либо количество людей получило возможность продуть на бирже сбережения на образование своих детей.

Как это не парадоксально, 95 миллионов американских инвесторов подсознательно решают не задумываться о таких элементарных вещах как сбережения, диверсификации активов, бюджетировании расходов и т.д. Это звучит странно, но миллионы людей упорно продолжают делать глупости и Фаррелл находит этому 11 причин:

  1. Каждый месяц у большинства остается слишком мало денег для накопления сбережений.
  2. Или им просто нравиться немедленно удовлетворять все свои капризы.
  3. Для многих забота о будущем противна природе.
  4. Другие просто наивные новички и становятся легкой добычей для шакалов.
  5. Многие просто никогда не интересуются финансами.
  6. Финансовая арифметика может казаться сложной.
  7. Некоторые не обладают достаточной силой для самостоятельного принятия решений.
  8. А кто-то считает, что деньги – это корень зла.
  9. А есть еще те, кто так заняты зарабатыванием денег, что у них просто нет времени, чтобы стать образованными инвесторами.
  10. Твой мозг – твой самый большой враг! Он не запрограммирован для успешных инвестиций. Не важно насколько ты умен, эмоции все равно сильнее логики. Дениэл Канеман, профессор психологии из Принстонского университета говорит, что мы «были бы более успешными инвесторами если бы мы принимали меньше решений… Даже те кто прошел специальное обучение по использованию рациональных навыков для принятия решений никогда этого не делают». Мозг инвестора генетически предрасположен к иррациальности, в нем есть «дефект» который нельзя перебороть даже самыми лучшими образовательными программами, созданными с чистейшими намерениями.
  11. А теперь самая главная причина, по которой образование инвесторов ничего не изменит: Несмотря на все паблисити, правда заключается в том, что Уолл-стрит выгодно иметь дело с дураками и невежами. Так можно больше заработать. Последнее, чего хочет Уолл-стрит, это 95 миллионов рациональных и образованных инвесторов. Уолл-стрит «нужны инвесторы, которые иррациональны, плохо информированы, обладают странными предпочтениями или по каким-то другим причинам продолжают держать переоцененные активы», - говорит профессор Чикагского университета Ричард Талер, ведущий американский нейроэкономист и соавтор «Достижений в поведенческих финансах 2».

В порядке Алла-верды от автора для России можно добавить еще одну причину.

Большая часть фондов выделенных для проведения образовательных программ для инвесторов будет…. освоена ответственными товарищами. Но это уже совсем другая история.