Позвонил знакомый. Мол, купил акции ВТБ. Волнуюсь. Финансы-то считанные. Не пропадут? Что сказать... Национальный вид спорта. Сначала отдают деньги. Не глядя. Потом переживают: не стырят ли. Успокоил. Банк солидный. Государственный. Все будет в порядке. Другое дело - курс акций и заработки. Тут уж как рынок рассудит. Собеседник опечалился. А зря.

Бизнес похож на автомобиль. Не может двигаться только вперед. Останавливается. Принимает горючее. Поворачивает в разные стороны. Сдает назад. Пассажир, правда, влез особенный. Всю жизнь ходил пешком. Даже самоката не имел. Потому восторженный. С большими ожиданиями. В технике не разбирается. Путает карбюратор с радиатором. Водителю, к счастью, не мешает. Только все время повторяет: гони на Дивидендную улицу. И поживее!

Может, не стоило сажать? Кстати, вопрос... Конечно, есть плюсы. Компании получили средства на развитие. Причем от граждан. Каковые забрали их с потребительского рынка. Оказав посильную помощь в борьбе с инфляцией. Да и сами заработают. Рано или поздно. А могли бы проесть или пропить. Они лояльны к менеджерам. Не лезут в отчетность. Тем более - в советы директоров.

Есть тут и политика. Мелкие акционеры - оплот той власти, которая пустила их в капитал. Во всяком случае поначалу. Хотят стабильности. Понимая, что любые потрясения скажутся на курсе акций. А стало быть, на содержимом кошельков.

Риски, правда, тоже немалые. Купив акции, люди затихают. Держат бумаги до последнего. Не потому, что такие смелые. А потому, что ничего в этом не понимают. И всего боятся. Но если уж запаникуют, туши свет, гаси лампу. Ринутся на выход из капитала. Не поодиночке. Гурьбой. Народ у нас опытный, нервный и недоверчивый. Помнит внезапные обмены денег, "МММ", строительные аферы. А тут еще телевизор. Где с утра до вечера талдычат про какой-то фондовый кризис...

Исход неприемлемый. Как избежать? Надо довести дело до конца. Ведь народное IPO государственных компаний и банков - та же приватизация. Массовая, денежная и без обмана. Было бы разумно ее продолжить. Отдав контроль в частные руки. Любой капиталист эффективнее бюрократа. Умеет выколачивать прибыль. Знает кратчайший путь на Дивидендную улицу. Заодно и подстрахуемся. На всякий случай. Если народ и ополчится, то теперь уже не на государство. С его бюджетом. А на частника. С его доходом... Дорога, кстати, проторенная. По ней прошли компании многих стран. Но ВТБ стоит на месте. И "Роснефть". И Сбербанк.

Народное IPO - новинка. Для нас. За рубежом - обычное дело. Хотя и довольно редкое. Из-за частых неудач. Пример - банковские распродажи в Польше в начале 90-х годов. Вызвали ажиотажный спрос населения. Акции взлетели. Потом упали. Граждане занервничали. Побежали из бизнеса. Потянув за собой весь рынок ценных бумаг. В 1994 году просел на 40%. Нечто подобное случилось позднее в Англии. С железными дорогами. Каковые были сданы в управление компании Railtrack. Та тут же устремилась на биржу. Разместила акции. А со своей миссией не справилась. Повалилась. Вместе с деньгами вкладчиков.

Люди не выдерживают качелей фондового рынка. Все же не брокеры. Закалка слабая. Потому избавляются от бумаг. Сносят капитализацию. А заодно, бывает, и правительства. На выборах, разумеется. Те самые, на которые когда-то молились... Имеется, конечно, и положительный опыт. Скажем, на Ближнем Востоке. Но Россия все же не Катар. Размеры другие. Порядки. Да и традиции тоже.

Что делать? Развивать инфраструктуру финансового рынка. Чтобы появились мастеровитые проводники по тамошним дебрям. Способные дотянуться до каждого состоятельного гражданина. И раскрыть перед ним меню. Со списком самых надежных частных компаний. Конечный результат: передача пакетов акций по наследству. Как семейного капитала. Вместе с бабушкиным кольцом. И альбомом фотографий.

Другое дело - госкомпании. Не стоит увлекаться народными IPO. Проводить лишь в исключительных случаях. Совмещая с продажей контрольного пакета стратегическому инвестору. Запретить любую рекламу. И прочую трепотню. Чтобы не нарваться на "обещали, надули". А лучше послушаться Владимира Высоцкого: "Пусть пробуют они. Я лучше пережду".