trash.jpgВопрос был одним: что же теперь будут делать управляющие компании, которые несколько лет бились над тем, чтобы приобщить россиян к инвестиционным радостям?

Собственно, стратегия привлечения была простой и незатейливой: города заклеили рекламой, которая кричала из лифтов, вагонов метро, журналов: 234 % заработали вкладчики компании X!

Хотя, если глядеть правде в глаза: в масштабах отрасли маркетологи и рекламисты инвестиционных компаний если не потерпели фиаско, то уж точно не заслужили ордена, ведь на фондовом рынке до сих пор всего полтора процента населения. И это-то в условиях баснословных прибылей первых лет и пресловутой любви соотечественников к легким деньгам! Повторить успех эпопеи про скромнягу-халявщика Леню Голубкова не удалось в новом тысячелетии никому.

Впрочем, стоит сделать оговорку, что этап роста всегда сопровождается трудностями, и на начальном этапе компании высокомерно отрекались от инвесторов а-ля Леня, делая порог вступления в фонд неподъемными для большинства. Тем не менее, слишком узок был круг этих революционеров, и сейчас ни одна компания не «брезгует» заполучить в пайщики отнюдь не олигархов, а обычных людей.

И вот здесь встает вопрос: а надо ли было начинать привлечение так, как его начали, и спекулировать на человеческой жадности и тяге к быстрой наживе? Реклама сверприбылей – верный способ к тому, чтобы овладеть клиентурой, состоящей из спекулянтов, при этом напрочь лишенных какой бы то ни было лояльности.

Добавила масла в огонь и реклама народных IPO. Невиданная ситуация, когда за финансовой услугой выстраивались очереди, объяснялась, безусловно, масштабной рекламной кампанией в центральных СМИ, а также выдавала стремление россиян к получению неких гарантий (банк государственный, значит, не «кинет»). Правда, им забыли объяснить банальные правила рынка, но формально имели право – не в школу, чай, звали…

В итоге компании сами себя загнали в угол. «Крупняк» кончился, а напуганные «физики» в растерянности: рынок лихорадит, эра высоких доходов кончилась, гарантий никаких, что же делать?

Было бы гораздо разумнее начинать рекламу ПИФов и ОФБУ не с демонстрирования двухсот процентов прибыли. Эти проценты, скорее всего, не вернутся никогда, а «тупо продавать паи» (цитата одного из топ-менеджеров УК) – уже не удастся.

Должна наступить иная эра. Эра финансово образованных, имеющих свободные деньги, граждан, которые приходят на биржу с открытыми глазами, понимая, как пишут крохотными буквами в рекламе ПИФов, что «предыдущие показатели не есть гарантия их повторения в будущем, и стоимость пая может как повышаться, так и понижаться».

Эра инвестиционных консультантов, а не торговцев, которым безразлично, что будет с клиентом завтра – ведь бонус за его привлечение будут сегодня, и бонус отличный, ведь у нас кадровый голод, специалисты на вес золота.

Эра просвещения, избавления от ассоциаций с пирамидами.

Эра появления специалистов, которым доверяют: на фондовом рынке до сих пор нет мало-мальски известных общественности фигур, чьи слова имеют вес и вызывают уважение.

Одна компания сейчас призывает россиян «разбудить в себе инвестора», другая завлекает копилками с поросятами Пиф-Пиф (не хватило только поросенка Лох-Лох, как грустно пошутил один из участников рынка).

Была попытка привлечь массового инвестора кампанией «Рули рубли!» (если помните, в эфир запустили ролики с девушками, протяжно поющими призыв рулить рублями). Кампанию не понял никто, включая профессионалов, и ее свернули досрочно.

При этом, по подсчетам экспертов, у 50-ти миллионов россиян есть свободные деньги, которые могли бы оказаться в руках управляющих компаний. Однако, как показывает большое исследование ФОМа и ММВБ, проведенное прошлой осенью, надежд на это пока очень мало: только 5 % сограждан являются потенциальными инвесторами (есть выраженная установка на участие в инвестиционной деятельности).

Примечательно, что больше трети опрошенных не желают признавать фондовый рынок зоной личной ответственности и риска, считая, что государство должно являться гарантом инвестиций. А 89 % не планируют приобретать акции и ПИФы. И это при том, что последние априори позиционируются как народный инструмент!

Такие невеселые пока итоги. Надеяться можно лишь на одно: доходы населения так или иначе растут, и их нужно куда-то вкладывать. И если управляющие компании перестанут показывать в рекламе своих услуг собак, ищущих огромную прибыль, а задумаются над своей репутацией и пойдут по более трудному, но верному пути народного просвещения, то народные деньги из матрасов и подушек начнут перекочевывать в более цивилизованные способы хранения и приумножения. Аминь.

Евгения Евмененко, директор по маркетингу РА «Агентства массовых коммуникаций».