Людей, которые на Юге ведут полноценный бизнес в интернете, можно сосчитать по пальцам. Михаил Лапушинский в 2000 году работал заместителем начальника управления ценных бумаг в краснодарском отделении Центрального банка РФ. Для того чтобы развиваться внутри этой системы, математического образования, полученного в местном госуниверситете, было мало — после работы Михаил шёл на экономические курсы Российской экономической академии имени Плеханова. «А вот с девяти вечера до часу ночи я занимался сайтом», — усмехается Лапушинский.

Попадание в аудиторию

Сегодня в ООО «Банкир.ру» работают 18 человек. Офис площадью около 150 квадратных метров располагается в центре Краснодара. Выручка компании удваивается каждый год. В прошлом году она составила около 2 млн долларов. Основная часть доходов — от рекламы, меньшая — от платных размещений вакансий и информации о семинарах. Михаил Лапушинский работает без финансовых партнёров. Для сайта регулярно пишут аналитические заметки около полусотни авторов со всей страны. Недавно здесь стали платить серьёзные гонорары — на уровне федеральных СМИ. На нынешнем этапе г-н Лапушинский считает правильными вложения в улучшение контента.

«Банкир.ру» появился в апреле 2000 года. Жизнь сайта началась со специализированного форума, где сами сотрудники банков обсуждали вопросы государственного регулирования в финансовой сфере. «В ЦБ приходило много запросов от банков, но на большинство здесь даже не знали, как отвечать, — рассказывает Михаил Лапушинский. — Я видел потребности банковских сотрудников и сделал площадку для общения, где сам много писал. Но когда люди, с которыми я общался на форуме, звонили мне на работу, я превращался в чиновника, который ничем не может им помочь».

Форум «выстрелил» в августе 2000 года — аудитория резко возросла. В начале следующего года Михаил Лапушинский покинул Центробанк. «Как только мне позвонил первый рекламодатель, стало ясно, что моя чиновничья карьера закончена», — признаётся Михаил. Через полгода создатель «Банкир.ру», выпав из банковского процесса, бросил писать на свой сайт, сосредоточившись на его бизнес-развитии.

«С самого начала было понятно, что банковский сайт не должен иметь региональной специфики. Сегодня наша месячная аудитория — около 400 тысяч человек. Около 70 процентов — банкиры, — подсчитывает Лапушинский. — Остальная часть — это потребители банковских услуг. На следующем этапе к нам будут обращаться региональные агентства за выборками новостей по своему региону. Начинали мы с активной аудитории форума — это около шести тысяч человек. Затем людям потребовалась новостная, аналитическая информация. В Нижнем Новгороде я нашёл человека, который занимался новостями. По исследованиям, сейчас 68 процентов нашей аудитории — люди с высшим образованием. Объём информации, потребляемой на сайте человеком с таким образованием, гораздо больше обычного».

На следующем этапе появился отдел «Вакансии». Сейчас, по словам директора, у ООО «Банкир.ру» заключены живые договоры со всеми банками России — их около 1200. Размещая информацию о вакансии, банк платит 100 рублей в день. «Мы так строим свою работу, чтобы вакансия банка могла быть закрыта в течение часа, — говорит Михаил. — В таком случае банк платит только за час, есть даже поминутная тарификация». В день на сайте размещается около 700 банковских вакансий.

«Есть сайты по подбору кадров, где выложено, скажем, до 300 тысяч резюме, но большая их часть — мёртвая, — поясняет Лапушинский. — У нас другие приоритеты: пусть будет три тысячи, но — активные. У нас автоматически блокируются резюме, поступающие от небанковских специалистов. Мы боремся за размещение качественных резюме, пытаемся сформировать базу просто хороших банковских специалистов. Наличие у нас их резюме не значит, что они ищут работу, но они готовы рассматривать предложения».

«Cейчас на сайте планируется к запуску раздел “Финансы”, где можно будет найти индексы всех основных бирж, — говорит директор “Банкир.ру”. — Это — шаг по улучшению качества сервиса. Людям, которые приходят на сайт за эксклюзивным продуктом — профессиональным общением, — будет удобнее, если здесь же они смогут получать весь объём информации о котировках».

Ограничения

Аудитория www.bankir.ru перестала расти — вся прослойка уже охвачена. Иногда, чтобы получить приток свежей аудитории, сайт открывает раздел «Разговоры в обеденный перерыв». Видеть его могут только те, кто зарегистрировался. В этом разделе большая часть разговоров — флейм, болтовня. Как только в форуме начинается ворчание по поводу того, что вот, мол, «понаехало небанкиров», легкомысленный раздел вновь на время закрывается.

«Я вижу недостатки сайта. Например, мы плохо делаем новости», — честно говорит Михаил Лапушинский. Основные конкуренты сайта — оффлайновые, бумажные издания. Первый шаг к улучшению контента — увеличение авторских гонораров.
За одну авторскую колонку аналитик получает около пяти тысяч рублей — это вполне московский уровень цен.

«Наши новостники работают до 18.00, но мы увидели, что в восемь утра аудитория сайта составляет около трёх тысяч человек — это в основном дальневосточная аудитория, которая фактически остаётся без свежих новостей. Мы ввели вторую новостную смену — и количество утренних просмотров сильно возросло», — приводит Михаил готовый кейс.

Чтобы усилить содержание своей работы, «Банкир.ру» намерен издавать электронные книги — покупать у авторов права, выкладывать на сайте по главе, платить за опубликованное гонорары, а в случае необходимости и успеха книги передавать права на издание типографиям. «Нас оффлайновая продукция не интересует, мы готовы права на печать отдавать бесплатно, — делится планами г-н Лапушинский. — Зато многие авторы издаются за свои деньги, чтобы подарить несколько экземпляров друзьям. Наша схема позволит им и заработать, и книгу издать».
По словам директора ООО, сейчас на обсуждении находятся первые три книги.

Развитию компании мешают трудности с привлечением финансирования. Например, ООО пыталось взять кредит на увеличение площади со 100 до 150 квадратных метров. Несмотря на то что офис «Банкир.ру» находится в собственности компании, банки отказывали ей в кредите. По официальной версии, в Краснодаре идёт реконструкция центра города. «Поэтому в банках нам говорят, что наше здание снесут», — констатирует Михаил. Кредит, впрочем, всё же был взят — по оригинальной схеме. Компания купила у банка вексель, выторговав по нему 8% доходности, а затем заложила его, чтобы взять кредит, — часть процентной ставки по нему будет компенсироваться доходностью векселя. 

«Но я чувствую, что дополнительные 50 метров наша компания “съест” за год — нам нужно будет около 500 квадратных метров. Тогда мы снова столкнёмся с проблемой кредитования», — сокрушается собеседник «Эксперта ЮГ», давая тем самым понять, какова же на деле хвалёная доступность кредитов малому бизнесу. 

На вопрос, не было ли попыток купить его бизнес, Михаил отвечает: были, но несерьёзные: «Меня спрашивали: продаётся? Я отвечал, что в принципе да. Но задавал встречный вопрос: а что вы можете дать этому бизнесу? И люди пропадали».

Краснодар