17 декабря прошлого года в Государственную Думу был внесен законопроект № 505633-4 «О внесении изменений в статьи 7, 7.1. и 9 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Уточнено, что под физическими лицами, которых должны идентифицировать банки, подразумеваются не только клиенты, но и их, клиентов, представители.

Основное изменение касается дополнительно возникающей обязанности банков по проверке достоверности документов клиентов. По мысли разработчиков законопроекта, основная часть преступлений на почве легализации преступных доходов связана с использованием украденных, утерянных либо фальшивых паспортов. Предлагаемые изменения должны позволить банкам, кроме усиления эффективности ПОД/ФТ, снизить риски невозврата кредитов.

Так вот, скоро, возможно, нам придется проверять паспорта граждан РФ (пока только наших, резидентов) на предмет их достоверности. Также предполагается при проверке паспорта устанавливать допустимость совершения соответствующих операций его владельцем. Дабы отсортировать недееспособных, ограниченно дееспособных и прочих ущемленных в правах граждан.

Осуществлять такую проверку планируется через «информационно-телекоммуникационные сети общего пользования» - очевидно, через Интернет. Уполномоченные органы (видимо, Федеральная Миграционная Служба России) должны предоставить возможность оперативной проверки паспорта по его реквизитам на достоверность. Результат проверки в виде заверенного электронной цифровой подписью документа должен храниться не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом. Вот интересно, как определить день прекращения отношений с клиентом, отправляющим, например, перевод без открытия счета?

Максимальное время, в течение которого предоставляется ответ на запрос, не должно превышать 10 минут (!!!).

Можно себе представить, во что превратится процесс обслуживания клиентов, если паспортные данные каждого из них придется отправлять на проверку. Даже если ожидать ответ придется, скажем, всего 5 минут. Что же касается граждан, то им (нам) нужно приготовиться к тому, что практически любая организация сможет (и должна будет) убедиться в достоверности документа, удостоверяющего личность. Напомню, что требование это распространяется не только на кредитные организации, но и на страховые компании, почтовые отделения, ломбарды, риэлторов и т.д. (см. статью 5 Федерального закона № 115-ФЗ).

С этой точки зрения проще будет нерезидентам (кроме публичных должностных лиц, конечно) и лицам без гражданства. Вот такая дискриминация.

Кстати, надо полагать, что указанная выше процедура будет бесполезна, если реквизиты (серия, номер и код или наименование выдавшего органа) поддельного паспорта совпадут с реквизитами настоящего документа. Подозреваю, что для изготовителей фальшивых паспортов это не проблема. С украденными и потерянными паспортами сложнее, но и в этом случае существует временной промежуток между утратой документа и внесением данных о нем в информационную систему.

5 февраля Государственная Дума рассмотрела законопроект в первом чтении.

Теперь дело за малым – осталось создать общефедеральную систему, которая могла бы обеспечить всех желающих необходимой информацией.

… Я вот все жду – когда уже законодатели поручат банковским клеркам хватать и задерживать террористов и прочих преступников?