Борьба американского надзора с отмыванием преступных денег и финансированием терроризма может поспособствовать дедолларизации мировой экономики.

Последние годы корреспондентский банковский бизнес в США переживает глубокий кризис. Столкнувшись с жесткими регулятивными требованиями и правительственными санкциями за нарушение законодательства по противодействию отмыванию денежных средств и финансированию терроризма, многие американские банки решили уйти из этого бизнеса. Можно ли вообще оправдать его существование, когда Конгресс США публикует отчет под заголовком «Корреспондентский бизнес: открытые ворота для отмывания денег»?

Заинтересованность в предоставлении коруслуг в крупнейших банках США мгновенно исчезла как только Конгресс и органы надзора заявили, что оказание подобных услуг связано с повышенными рисками и вызывает у них особую озабоченность.
Аудит большинства крупных американских банков по соблюдению ими законодательства по противодействию отмыванию денежных средств и требований « Знай своего клиента» в области корреспондентского банковского бизнеса привел к многомиллионным штрафам и санкциям. В результате некоторые банки США полностью ушли с рынка международных корреспондентских банковских услуг, а другие разорвали отношения с большинством своих зарубежных банков-корреспондентов. Многие банки США закрыли сотни корреспондентских банковских счетов только для того, чтобы избежать пристального внимания со стороны органов банковского надзора. В жертву были принесены ценные финансовые, коммерческие и экономические связи.

(В силу различных объективных и субъективных причин эта волна закрытий в первую очередь коснулась отношений с российскими банками).

Тот факт, что корреспондентский банковский бизнес США сконцентрирован лишь в нескольких крупных американских банках, еще более усугубил проблему. На сегодняшний день ведущие десять банков, оказывающих данные услуги, осуществляют 80% трансграничных платежей в американских долларах. В этих крупнейших кредитных организациях осуществление международных платежей приносит очень незначительную, можно сказать, мизерную часть доходов банка. Всякая заинтересованность в продолжении предоставления корреспондентских услуг в этих банках мгновенно исчезла, как только

Конгресс США и органы банковского надзора заявили, что оказание подобного рода услуг связано с повышенными рисками и вызывает у них особую озабоченность.

По моим оценкам, начиная с 1999 года ведущие банки США закрыли счета не менее 1000 банков по всему миру.

Косвенное подтверждение масштабов этого процесса — в снижении числа участников системы международных долларовых переводов Clearing House Interbank Payments System ( CHIPS; проводит более 95% всех международных долларовых переводов). Число банков-участников CHIPS сократилось со 140 членов в 1989 году (год создания FATF) до 77 членов в 1999 году (начало нового этапа в борьбе с отмыванием), и до 45 в 2007-м. Вместе с тем объем долларовых переводов увеличился со 190 трлн долларов в 1989 году до 297 трлн долларов в 1999 году, и до 394 трлн долларов в 2006 году.

Между тем массовый уход американских банков из данного вида бизнеса подрывает способность банковской системы выполнять одну из своих важнейших функций — осуществление международных платежей за товары и услуги.

Банки разных стран должны иметь корреспондентские банковские отношения друг с другом для проведения трансграничных платежей в различных национальных валютах. Мировая сеть корреспондентских отношений является кровеносной системой международной экономики. Без эффективной системы международных расчетов было бы просто невозможно осуществление крупномасштабных торговых сделок и операций на валютном и денежном рынках.

Являясь неотъемлемой частью данной системы, американские банки играют ключевую роль в осуществлении трансграничных платежей, деноминированных в американских долларах. Нежелание банков осуществлять международные переводы может иметь серьезные макроэкономические последствия для Соединенных Штатов, так как закрытие прямых корреспондентских отношений для финансовых рынков сродни закрытию основных портов, аэропортов и автомобильных трасс для товарных рынков. При отсутствии прямых корреспондентских отношений осуществление международных платежей в американской валюте требует гораздо больших затрат времени и денег.

В то же время простое закрытие счетов большинству иностранных банков не является решением проблемы противодействия отмыванию денежных средств. Платежи в американских долларах из банков, которым закрыли прямые корреспондентские счета в Америке, по-прежнему продолжают проходить через банковскую систему США, но теперь они проводятся через ограниченное количество банков посредников, у которых еще сохранились корреспондентские счета в Америке. С уменьшением числа иностранных банков, с которыми банки США имеют непосредственные взаимоотношения (и соответственно, лучше их знают), с одновременным увеличением числа банков в цепочке денежных переводов теряется прозрачность и подконтрольность проводимых операций, а деятельность по противодействию финансированию терроризма и прочих противозаконных действий становится менее эффективной.

Ссылаясь на растущую угрозу терроризма и отмывания денежных средств преступными группами, регулирующие органы будут продолжать давление на банки с целью улучшения их процедур по противодействию отмыванию средств, полученных преступным путем. С другой стороны, не имея серьезной коммерческой заинтересованности в продолжении корреспондентского бизнеса, крупнейшие банки США продолжат сокращение своих корреспондентских отношений, тем самым создавая проблемы с осуществлением быстрых и экономичных трансграничных платежей в американской валюте и вынуждая многие иностранные банки и компании использовать другие валюты для исполнения своих сделок или искать торговых партнеров в других странах.

Таким образом, чисто техническая на первый взгляд проблема установления прямых корреспондентских отношений с банками США может повлиять на снижение роли доллара в международных экономических отношениях и со временем привести к утрате им роли мировой платежной и резервной валюты.

Как это часто бывает, реакция частного бизнеса на благие намерения чиновников зачастую приводит к неожиданным, а порой и совсем нежелательным последствиям.

** Автор в 2001-2005 годах работал старшим вице-президентом Union Bank of California, региональным менеджером по Восточной Европе, России и СНГ. В 1995-2001 – первый вице-президент HSBC Bank USA, региональный менеджер по Восточной Европе, России и СНГ