УРОК ОТ СУФРАЖИСТОК

На мемориальной доске у входа в Сити Холл, в городе Саратога Спрингс штата Нью-Йорк, где когда-то состоялся учредительный съезд Ассоциации американских банкиров, вполне можно было бы написать: «Шерше ля фам!». Что было бы чистой правдой.

акцент

Вудро Вильсон: «Банкир в стране, где правит публичное мнение, обязан производить на людей правильное впечатление».

А дело было так. В январе 1875 года два американских джентльмена - кассир Вэлли Нэшнл банка Джеймс Хоунстейн и кассир Эксчейндж банка Эдвард Брэк, прогуливаясь по городским улицам, случайно наткнулись на митинг местных суфражисток. Наблюдая за гневно протестующими дамами, Хоунстейн сказал другу, что и банкирам следует объединиться, чтобы отстаивать свои права так же энергично, как это делают женщины.

Потом, в течение нескольких месяцев Джеймс Хоунстейн вел переписку чуть ли не со всей страной. А в июле 1875 года 345 банкиров из 31 штата и федерального округа Колумбия встретились в Саратога Спрингсе, дабы объявить о создании Ассоциации американских банкиров (The American Bankers' Association - ABA).

Первый председатель ассоциации Чарлз Холл из бостонского Нэшнл банка начал борьбу за отмену наиболее обременительных для банков налогов. 12 апреля 1876 года представители ABA впервые выступили перед Конгрессом по вопросу отмены налогов на капитал и депозиты, а также двухцентовых сборов на чеки. Кампания против этих налогов длилась до тех пор, пока в 1883 году американские законодатели их не отменили...

Отцы-основатели ассоциации ставили своей целью не только лоббирование принятия необходимых законов, но и их четкое исполнение. В конце XIX века с законностью в США были большие проблемы: банки грабили с завидной регулярностью. Но ассоциация сумела в конце концов обуздать и это зло. В ноябре 1891 года в рамках ABA появился постоянно действующий комитет по безопасности (The Standing Protective Committee). В обязанности трех членов комитета, имена которых хранились в строгой тайне от публики, вменялся контроль над поимкой и наказанием преступников, пытавшихся причинить или уже причинивших ущерб любому банку, входившему в ABA. При этом лицам, способствовавшим поимке и наказанию грабителей, полагалась от ассоциации награда в размере $1000 - немаленькая сумма по тем временам. Банкиры также решили, что в случае нападения преступника на любой банк, являвшийся членом ассоциации, ABA будет искать грабителей до тех пор, пока их не поймают.

В 1894 году комитет по безопасности нанял для этих целей национальное детективное агентство Пинкертона, сотрудничество с которым продолжалось до 1909 года. Агентство подготовило фотоальбом с описанием банковских преступников, и он был направлен службам безопасности каждого банка - члена ассоциации.

Предпринятые меры оказались настолько эффективными, что в 18961897 годах было зафиксировано лишь одно успешное ограбление банка члена ассоциации. В роли жертвы оказался Сберегательный банк города Йонкерса, штат Нью-Йорк. Как утверждали в ABA, грабители просто не заметили маленькую вывеску: «Член Ассоциации американских банкиров», плохо различимую за выступом кассы, потому и отважились на нападение.

ПОПРОСИТЕ У ВАШЕГО СЕНАТОРА ПОДДЕРЖКИ

Сегодня Ассоциация американских банкиров защищает интересы более 2 млн. работников отрасли, что делает ее крупнейшей в стране банковской ассоциацией. Правда, в июне было объявлено, что ABA, сохранив свое нынешнее название, к концу года должна объединиться с другой организацией - Сообществом банкиров Америки. По словам председателя ассоциации Эрла МакВикера, новое объединение станет защитником всей банковской индустрии. Нет сомнений, что так и будет, поскольку Ассоциация американских банкиров тратит более $2 млн. на каждую федеральную предвыборную кампанию. Средства идут на поддержку кандидатов, поддерживающих ассоциацию по важным для отрасли законодательным вопросам. Не случайно журнал «Форчун» в 2007 году включил ABA в число 25 наиболее влиятельных лоббистских групп страны. Сегодня в составе ассоциации около десятка дочерних организаций, специализирующихся на защите интересов разных сегментов финансового рынка, плюс региональные организации в каждом штате.

При нападении преступников на любой банк из ассоциации, ABA искала грабителей до последнего

Одним из крупных успехов Ассоциации американских банкиров было изменение закона о личном банкротстве. Борьба за его принятие шла около 10 лет. В свое время президент Билл Клинтон наложил на предложенный законопроект вето. И все эти годы банкиры с цифрами в руках доказывали законодателям необходимость реформы, поскольку количество личных банкротств с 1981 по 2000 год выросло в 4 раза - с 360 тыс. до 1 млн. 276 тыс. заемщиков.

Дело в том, что человек, решивший объявить себя банкротом, согласно действовавшему в США закону, мог либо продать все имеющиеся у него активы (за исключением части собственности, не подпадавшей под закон о банкротстве), либо разработать план платежей по погашению задолженности. После этого оставшаяся задолженность списывалась, и бывший банкрот начинал жизнь с чистого листа. Свыше 70% американцев в последние годы предпочитало пользоваться первым вариантом, поскольку многие из них не имели достаточного ликвидного имущества, зато располагали высокими доходами, которыми не хотели делиться. Таким образом, как доказывали сторонники реформы, тогдашний закон о личном банкротстве превратился в удобный механизм финансового планирования для преуспевающих граждан.

Обсуждение предложенных поправок как в Конгрессе, так и в обществе шло очень бурно. Сторонников нового законопроекта обвиняли в том, что они хотят наказать многих действительно нуждающихся американцев, дабы поймать кучку обманщиков. Однако отраслевые лоббисты не забыли заложить в законопроект статьи, предусматривающие защиту малоимущих граждан. В результате новый закон о личном банкротстве был подписан президентом в апреле 2005 года.

Но жизнь подбрасывает новые задачи, на которые Ассоциация американских банкиров всегда готова искать адекватный ответ. На сайте ABA есть рубрика «Дай своему банку голос в Конгрессе», с перечнем первоочередных проблем, которые активно обсуждаются американскими законодателями. Ассоциация призывает любого банкира, посетившего ее сайт, обратиться к своему избраннику в палате представителей или сенатору («Свяжись с Конгрессом сейчас») и поддержать ее точку зрения по этим вопросам. Для тех, кто не знает телефона, почтового или электронного адреса своих конгрессменов, на сайте имеется опция по их поиску.

факт

В акции «Остановить экспансию на рынке кредитных союзов» приняло участие более 130 тыс. банковских сотрудников, пославших своим законодателям письмо, подготовленное ABA.

В последнее время ABA проводила акцию под громким названием: «Держите банковские услуги и коммерцию отдельно. Попросите у вашего сенатора поддержки!». После сводки с законодательного «поля боя»: «Хотя федеральный закон запрещает смешение банковского дела с коммерцией, несколько фирм нашли способ, как его обойти...», на сайте кратко излагалась суть законопроекта, который должен запретить коммерческим фирмам учреждать или приобретать промышленные кредитные компании. В конце обращения ассоциация предлагала банкирам, членам их семей и друзьям поддержать законодательную инициативу, послав подготовленное ею письмо (либо написав собственное) в адрес избранного от их штата сенатора.

И надо сказать, банковская индустрия довольно живо реагирует на такого рода призывы. Так, в акции «Остановить экспансию на рынке кредитных союзов» приняло участие более 130 тыс. банковских сотрудников (а также их родственников и друзей), пославших своим законодателям письмо, подготовленное ABA.

БОРЬБА ЗА СИМПАТИИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

Но лоббирование интересов отрасли это не только отстаивание «наверху» необходимых законов. Это еще и постоянная забота о создании позитивного имиджа в обществе. Ассоциация американских банкиров следует совету Вудро Вильсона, который в 1908 году, будучи еще президентом Принстонского университета, заявил: «Банкир в стране, где правит публичное мнение, не только должен строить банковское дело на разумных принципах, но и обязан производить на людей правильное впечатление».

Чтобы производить такое впечатление, есть немало способов. Один из них - приучить граждан пользоваться банковскими услугами, добиться того, чтобы люди видели в банкире не врага, а друга. Еще 110 лет назад при ABA было создано Бюро по образованию, которое сразу начало распространять в обществе брошюру «Что такое банк?». В первый же год ее тираж, рассылавшийся по кредитным организациям, достиг 1 млн. 250 тыс. экземпляров.

Более 80 лет при ассоциации действует некоммерческий образовательный фонд. В его задачи входит обучение клиентов банков управлять своими личными финансами. Причем занятия ведутся не только сo взрослыми, но и с подростками и даже учащимися младших классов. Например, в связи с недавними проблемами на рынке ипотечного кредитования, ассоциация издала памятку для заемщика «Будьте честными и открытыми, если наступит банкротство». Ее суть проста: если случилась беда, заемщик должен вести честный диалог с банком, который также не заинтересован в его банкротстве и вынужден прибегать к нему лишь как к последнему средству.

А в 1992 году при ассоциации был создан центр по коммунальному развитию, целью которого было помочь банкирам лучше обслуживать нужды небольших населенных пунктов, в которых живут небогатые американцы. В 1998 году ABA обратилась к своим членам с просьбой поучаствовать в кампании «Америка обещает». Ее цель - оказать помощь 15 млн. детей из бедных семей. Спонсорами кампании стало около 2400 финансовых институтов.

В общем, борьба банкиров за симпатии американских граждан продолжается. Справедливости ради стоит сказать, что движет ими при этом не только желание помочь своему ближнему, но и надежда найти общий язык с простыми людьми. Ведь от того, как - хорошо или плохо, с симпатией или ненавистью - американцы будут говорить о банках и банкирах, во многом зависит и позиция избранных ими сенаторов и конгрессменов. Вот так щедрая благотворительность служит вместе с тем и неплохим подспорьем для защиты интересов более 2 млн. банковских служащих.