В Москве прошел первый российский форум организаторов праздников (ивентеров, от английского event – cобытие) и выездных мероприятий. На конференции профессиональные массовики-затейники заявили, что игры на свежем воздухе стали неотъемлемым элементом корпоративной культуры. До 70% крупных компаний хотя бы раз предлагали своим сотрудникам участвовать в спортивных соревнованиях, призванных выработать командный дух. Тимбилдинг, как называют такие мероприятия на Западе, действительно творит чудеса. По данным корпоративных психологов, после такого совместного отдыха производительность коллектива увеличивается на треть, а мотивация персонала повышается в полтора раза. «Новые Известия» постарались понять, как перетягивание каната и стрельба шариками с краской увеличивают доходы корпораций.

История тимбилдинга насчитывает не один десяток лет. Игры, способствующие выработке командного духа, были разработаны еще во времена Второй мировой войны для воспитания сплоченности в рядах британских и шотландских военных. В России тимбилдинг практикуют с середины 90-х. Причем с каждым годом все активнее. Руководство компаний понимает, что без крепког, сплоченного коллектива в условиях жесткой конкуренции просто не выжить. «Практика показывает, что тимбилдинг благоприятно влияет на развитие командного духа внутри фирмы и повышает активность и работоспособность коллектива, – рассказал «НИ» ивентер Мария Потапова. – Задания мы выстраиваем таким образом, что для их выполнения требуются сплоченные действия команды, поддержка сотрудников, взаимопомощь».

Роскошь общения

Корпоративные мероприятия с элементами тимбилдинга порой приносят самые неожиданные результаты. «К нам обратилось руководство одной юридической конторы. Про нее в Москве даже начали ходить анекдоты: практически все дела, за которые они брались, были проиграны, – рассказал «НИ» ивентер Иван Стеблов. – Сотрудники неделями не разговаривали друг с другом, причем каждый был готов подставить напарника. С горя директор конторы решил вывезти сотрудников за город, чтобы отвлечься и развеяться. Мы предложили сотрудникам поиграть в осаду замка. Одни штурмовали крепость, другие ее защищали. Осада длилась довольно долго, поэтому у сотрудников было время для неформального общения. В Москву сотрудники конторы вернулись уже закадычными друзьями. Как мне известно, дела юридической фирмы с тех пор пошли в гору».

Это неудивительно, убеждены психологи. «Чтобы работать слаженно, недостаточно просто здороваться друг с другом каждый день, – поделился с «НИ» психолог Владислав Гришин. – Сотрудникам нужно общение. Увы, не во всех компаниях разговоры во время рабочего дня поощряются. Поэтому руководство везет своих сотрудников на природу. И совсем в непривычных и нестандартных условиях люди становятся не просто коллегами по работе, а именно командой, когда один за всех и все за одного. Объединяет людей общее дело именно игрового плана, а не рабочего».

«Убить» коллегу

Выбор корпоративных мероприятий на природе очень широк. Но, пожалуй, самая популярная разновидность тимбилдинга – это стрельба красящимися шариками, или пейнтбол. Больше всего это напоминает детскую игру «Зарницу». Сотрудники компании разбиваются на две команды, участники разбегаются по лесу и палят друг в друга из импровизированных винтовок зарядами с краской. Попали красящим шариком в сердце – все, ты «убит». Побеждает та команда, в составе которой останется больше «живых» бойцов. Несмотря на то, что сражения идут понарошку, травмы в них можно получить вполне реальные, вплоть до сотрясения мозга. Поэтому участников заставляют надевать защитную форму. «Клиенты сначала сопротивляются, – рассказала «НИ» ивентер Алена Садовникова. – Дамы не хотят носить нелепые защитные костюмы и брать в руки оружие, объясняя это тем, что они давно выросли из этого возраста. Мужчины тоже редко бывают полны энтузиазма, но обычно после примерки костюмов настроение поднимается».

На старт, внимание, марш

Многие из соревнований тимбилдинга построены на примере школьных «Веселых стартов». Сотрудники делятся на несколько команд, которые начинают соревноваться друг с другом в ловкости и скорости. Это может быть традиционная эстафета и перетягивание каната или что более экзотичное, например, бег на лыжах по траве или прохождение полосы препятствий. Задания могут быть абсолютно любыми – все, на что хватит фантазии организаторов: от борьбы в надувных костюмах до лопанья шариков животами. «Это не самый мудреный вид соревнований, но его очень любят, – рассказала «НИ» ивентер Любовь Кульгина. – Здесь сотрудники болеют за свою команду, срывая голос». Единственное, о чем предупреждают ивентеры, – на «Веселые старты» ни в коем случае нельзя брать алкоголь. Азарт, усиленный спиртным, превращает детскую забаву в опасное развлечение. Царапины, ушибы, ссадины и даже переломы, увы, не исключены.

Мы из МХАТа

В последние годы стал популярен так называемый «корпоративный театр». Сотрудники выезжают на природу, разбивают шатер и засекают время. За четыре часа они должны успеть написать сценарий, распределить роли и отрепетировать представление. «Это мероприятие больше подходит для уже давно сложившихся коллективов, – поделилась с «НИ» менеджер одной из компаний Лариса Кобзарь. – Во время распределения ролей можно и поссориться, а это не идет на пользу тимбилдингу». Одни сотрудники ставят мюзиклы, другие – классические пьесы, третьи – организуют вечера воспоминаний. Не важно, что именно вы представите публике. Важно, чтобы ей понравилось. В роли судей и зрителей выступают либо руководство фирмы, либо сотрудники других компаний. Недостаток корпоративного театра – техническое оснащение сцены. На природе сложно наладить всю аппаратуру так, чтобы она работала без сбоев. Поэтому нередко посреди представления вырубается свет или замолкает фонограмма. Впрочем, как правило, это только добавляет веселья.

Офисный флибустьер

Не меньшей популярностью пользуется и другая форма тимбилдинга – ролевая игра. Можно переодеться в пиратов и искать по запутанной карте клад, зарытый где-то в лесу. Можно, подобно Остапу Бендеру из «Двенадцати стульев», выехать в небольшой городок и попытаться своими талантами с нуля заработать капитал. Можно, вслед за Гарри Поттером, искать и побеждать злых колдунов-актеров. Фильм, по сценарию которого будет разработана игра, выбирают сами сотрудники, поэтому очень важно, чтобы сюжет был знаком и интересен всем.

Практически все агентства предлагают игру «Индейский остров». Сотрудников селят в импровизированные вигвамы, одевают в национальные костюмы и разукрашивают им лица, словом, делают все, чтобы они почувствовали себя настоящими индейцами. После этого начинаются настоящие приключения. Сотрудники стреляют из лука, охотятся, участвуют в свадебных обрядах. «Многие почему-то просят рассказать, как индейцы устраивали похороны, – рассказала «НИ» ивентер Екатерина Маслакова. – А узнав об этом, взрослые солидные люди, директора компаний начинают подшучивать друг над другом и говорить, что проигравшего они завернут в туалетную бумагу и отправят плавать по реке».

Но хит сезона – ролевая игра «Пионерия». Ее участники надевают красные галстуки и пилотки, бьют в барабаны и ходят строем. «Мы отдохнули на все сто! Такое ощущение, что я сбросила двадцать лет и снова вернулась в свое детство. Я даже не ожидала, что начальник может сделать нам такой сюрприз. Теперь еще месяц не буду обижаться на его придирки», – рассказала «НИ» участница игры Алена Рокарь.

Золотое дно

Ивентеры в один голос заявляют: тимбилдинг, действительно, может увеличить доходы корпораций. «Конечно, на каждый коллектив командный отдых влияет по-разному. Но в среднем, в первый квартал после корпоративного выезда прибыль компании увеличивается на 1,5–2%. А если такие мероприятия проходят регулярно, то рост доходов может доходить до 5%», – рассказала «НИ» ивентер Мария Потапова. Правда, перед тем как получить прибыль, сначала нужно вложиться. Тимбилдинг сегодня обходится недешево. Эксклюзивный сценарий мероприятия – от 500 у.е. Профессиональный ведущий, шоумен–- от 600 у.е. Техническое обеспечение – от 600 у.е. Праздничное оформление – от 400 у.е. В среднем на коллектив в 50–100 человек придется потратить от 2 тыс. евро. Это без аренды площадки для проведения корпоративного мероприятия и без еды и напитков.