Часть 1. Экспресс-анализ. Построение сопоставительной модели. Критерии сопоставления. 

Общие положения и предпосылки 

Наблюдающийся на протяжении последних 10 лет значительный рост рынка лизинговых услуг, выразившийся в повышении присутствия лизинговых компаний в точках продаж (в первую очередь – автосалоны, затем – офисы предприятий-производителей востребованных на рынке основных средств), а также исключение иных льготных механизмов обновления основных производственных фондов (отказ от инвестиционной льготы 50% по основным средствам, изменение регионального законодательства, исключающее льготы предприятиям, обновляющим основные производственные фонды, отказ от льгот по налогу на прибыль в части региональных платежей лизинговых компаний, а также по налогу на имущество, которые были предоставлены ранее), безусловно приводят к необходимости оценки Лизингополучателем экономической эффективности лизинговой сделки и принятия решения о целесообразности ее заключения (либо принятия решения об ином механизме приобретения основных фондов), а также выбора потенциального Лизингодателя.

Рассматривая вопросы лизинга, надо отдавать себе отчет в том, что лизинговая компания, как правило, является финансовым посредником – привлекающим заемные средства для финансирования самой сделки лизинга. И существование данного посредника и его экономическая целесообразность обусловлена только, с одной стороны, полным включением лизинговых платежей в себестоимость (отнесения на затраты, уменьшающие налогообложение) – для Лизингополучателя  и возможностью применения механизма ускоренной амортизации – для Лизингодателя. Эти два аспекта создают существенные изменения в порядке и механизме налогообложения (по сравнению с простым приобретением имущества или приобретением имущества за счет банковского кредитования, что было рассмотрено ранее), которые и обуславливают экономическую целесообразность лизинговой сделки для Лизингополучателя.

В связи с отсутствием единых, законодательно закрепленных стандартов расчета лизинговых платежей (существуют только рекомендации Министерства финансов о порядке расчета лизинговых платежей, а также нормы по предоставлению отчетности в органы статистики и финансового мониторинга) и устанавливаемыми каждой лизинговой компанией требованиями к потенциальному лизингополучателю, ставками и методами расчета комиссионного вознаграждения, разной стоимости доступных ресурсов , отличиями в стратегии развития и даже в методологии расчета лизинговых платежей, Лизингополучателю зачастую оказывается весьма затруднительным  провести прямое сопоставление различных предложений, полученных от нескольких (или даже одной!) лизинговых компаний.

Например, ставка комиссионного вознаграждения лизинговой компании может быть привязана к любой из следующих баз:
- первоначальная стоимость приобретения предмета лизинга (2 варианта – с учетом НДС или без);
- текущая (остаточная) стоимость предмета лизинга (2 варианта – с учетом НДС или без);
- как добавочная ставка к ставке кредитования, рассчитываемая как от суммы кредита, так и от ставки;
- могут также существовать иные методы и способы исчисления комиссии.

Не стоит даже рассматривать что при равном абсолютном значении ставки комиссии, при разных базах начисления итоговые величины получаемых комиссий могут различаться на порядок.

В связи с этим очевидно бессмысленно задавать самый простой  вопрос « А какая ставка у Вашей компании по лизингу?» - так как и в вопросе, и в ответе не будут содержаться расшифровки условий расчета лизинговых платежей.

Тем более, что в мгновенном ответе никогда не будут содержаться указания на методологию расчета (минимальные или аннуитетные платежи), способ и порядок зачета первоначального авансового платежа, его размер, включение или невключение страхования, и многие другие, весьма существенные данные.

В итоге, даже обладая опытом анализа и сопоставления финансовых потоков, невозможно мгновенно принять решение о выборе компании или выборе способа уплаты лизинговых платежей. 

Следовательно, необходимо проведение сопоставительного и непредвзятого анализа предложений.

На рынке лизинговых услуг, как правило, применяются три основные модели:
-  аннуитетные (то есть равные по значению, практически неизменные на протяжении всего срока договора платежи);
- платежи, рассчитанные по методу «минимальных платежей» с равномерным зачетом авансового платежа Лизингополучателя (включающие в себя неизменную сумму погашения основного долга, а также проценты и иные расходы по факту с пропорциональным исключением из сумм, подлежащих к оплате, причитающейся доли авансового платежа ежемесячно);
- платежи, рассчитанные по методу «минимальных платежей» с зачетом авансового платежа Лизингополучателя в последние периоды действия лизингового договора (что позволяет существенно сократить срок кредитования и суммы выплачиваемых кредитору процентов).

При этом возможны иные технологии расчета платежей, в том числе с авансированием выкупной стоимости, с использованием авансового платежа для выкупа недоамортизированного имущества, а также иные методы и модели, на перечислении которых не имеет смысла задерживаться.

Любой Лизингодатель, при расчете платежей по тому или иному варианту, преследует свои основные цели:
- получение нормированной прибыли (вне зависимости от модели расчета);
- своевременное и полное погашение привлеченных заемных средств и оплату процентов по ним;
- оплату начисленных налогов;
- а также, в зависимости от принятой стратегии – дополнительно заложенные (либо в ставку кредитования, либо в ставку комиссионного  вознаграждения) проценты, учитывающие риски деятельности.

Следовательно, Лизингополучатель вынужден выбирать наиболее выгодное для него предложение, отчуждая себя от коммерческой деятельности потенциального Лизингодателя и рассматривать только предоставленные графики платежей и условия  сделки.

В качестве практического замечания, следует указать, что чем проще условия заключения договора и чем меньше комплект предоставляемых документов, тем больше объем подлежащих к уплате лизинговых платежей. Это, конечно, не касается компаний, имеющих долгосрочный опыт совместной работы и своеобразную «лизинговую историю» со своим лизингодателем.

Для сопоставления различных предложений Лизингополучателю проще всего ввести  понятие «эффективное удорожание» по лизинговой сделке, представляющее из себя стоимость лизинговой сделки, отнесенное к стоимости приобретения имущества. Используя его, можно осуществлять первичное  экспресс-сопоставление. Но данный метод не учитывает временную протяженность и , соответственно, разновременную стоимость затрат и полученной экономии.

Также, существует ряд ограничений, налагаемых требованием о сопоставимости предлагаемых проектов сделок для проведения их анализа. Использование этого критерия возможно только при равном сроке сделки, одинаковом размере аванса и идентичном способе начисления лизинговых платежей. Как правило, большинство компаний, представленных на рынке лизинговых услуг и учитывающие пожелания клиента, при формировании графика могут предоставит графики лизинговых платежей, возможные к последующему сопоставлению.

Следовательно, для подробного анализа необходимо  использовать  классический подход сопоставительного финансового анализа. Для этого необходимо построить дисконтированную модель приведенных денежных потоков (ДДП) по лизинговой сделке для Лизингополучателя, учитывающую как отток денежных средств по самой лизинговой сделке, так и достигнутую экономию в налогообложении и использовании собственных средств.

Продолжение следует.