Армении удалось радикально снизить уровень коррупции и "непрозрачности" в банковской системе. Оказалось, что волшебная палочка известна всем и называется она - " принципы корпоративного управления". Банки , внедрившие их, стали более прозрачными и менее подверженными коррупционному давлению. Теперь они заинтересованы в том, чтобы принципы корпоративного управления появились и в других секторах экономики.

ПОД РЕНТГЕНОМ

Однако не все было просто. Первые попытки внедрения этих принципов встретили резкий отпор владельцев и руководителей банков, обвинявший ЦБ в ограничении прав акционеров. Сопротивление было столь активным, что принципы корпоративного управления пришлось закреплять в законодательстве. В частности, был узаконен статус органов управления банком, произошло четкое разграничение полномочий общего собрания акционеров, совета директоров и исполнительного органа. Особенно это было важно для небольших банков, где противовесы работают не очень эффективно. Такой подход себя оправдал: сегодня банковская система Армении интенсивно развивается и ориентируется в работе на стандарты «Базеля II».

На протяжении последних лет качество активов и обязательств банков республики существенно улучшилось. Об этом свидетельствуют уровни общей и текущей ликвидности банковского сектора, показатели которых намного превышают нормативные требования.

Банковские активы составляют примерно треть ВВП, т.е. потенциал роста огромен. ЦБ прогнозирует, что в 2007 году размер общих активов увеличится на 13%. Этот показатель мог бы быть выше, однако многие предприятия имеют серьезные проблемы с отчетностью и менеджментом, хороших проектов пока мало. А банки, несмотря на то, что хотят и могут выдавать больше кредитов, не желают делать это любой ценой.

Поэтому конкуренция между банками идет, главным образом, в сферах потребительского, ипотечного кредитования, депозитного обслуживания и денежных переводов, кредитования малого и среднего бизнеса, хотя еще несколько лет назад приоритетным было кредитование крупных корпоративных клиентов.

Вслед за столицей, где стабильный спрос на розничные кредиты не просто закрепился, но и постоянно растет, пришла очередь регионов. Около 40% населения страны имеют достаточную степень платежеспособности, что заставляет банки активно расширять свое присутствия в малых городах и сельской местности. В правительстве также обсуждается возможность субсидирования кредитных ставок, но это касается очень удаленных и приграничных районов, где доходы населения невысоки.

ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ?

«Ахиллесовой пятой» армянских банков продолжает оставаться вопрос капитализации. Многие аналитики сходятся во мении, что для обеспечения роста ВВП на уровне 7% в год необходимо, чтобы рост банковских показателей был в 5-6 раз выше нынешнего. ЦБ уже повысил норматив по минимальному размеру общего капитала с нынешних 2,4 млрд. драмов ($6,6 млн.) до 5 млрд. драмов ($13,7 млн.) в 2009 году. В этом году рост общего капитала прогнозируется в размере 25%.

Несмотря на то, что банки стремятся участвовать в международных кредитных программах, дефицит долгосрочных недорогих ресурсов попрежнему остается острым. Эти ресурсы могли бы дать страховая и пенсионная системы, но уровень их развития оставляет желать лучшего.

В последнее время Центробанк активно взялся за реформирование страхового рынка. В частности, готовятся основания для первых обязательных видов страхования. На подходе также закон о создании частных пенсионных фондов. Международные организации, в том числе Всемирный банк и Международный валютный фонд, уже выразили готовность оказать техническое содействие реформированию системы пенсионного страхования.

МЕТАМОРФОЗЫ НАДЗОРА

Уже в этом году банковский надзор может претерпеть серьезные изменения. В 2006 году ЦБ опубликовал концепцию формирования единого надзорного органа, который должен регулировать финансовый рынок, включая банковскую систему, рынок ценных бумаг, страховую и пенсионную сферы. Как показывает международный опыт, в небольших странах предпочтение, как правило, отдается единому надзорному органу. Создавать такой орган целесообразно в структуре ЦБ, т.к. он обладает независимостью, соответствующим кадровым потенциалом и институциональной основой.

Уже в этом году банковский надзор может претерпеть серьезные изменения. В 2006 году ЦБ опубликовал концепцию формирования единого надзорного органа, который должен регулировать финансовый рынок, включая банковскую систему, рынок ценных бумаг, страховую и пенсионную сферы. Как показывает международный опыт, в небольших странах предпочтение, как правило, отдается единому надзорному органу. Создавать такой орган целесообразно в структуре ЦБ, т.к. он обладает независимостью, соответствующим кадровым потенциалом и институциональной основой.

В этом году лучше станут защищать интересы клиентов. Предполагается сделать так, чтобы деятельность комбанков стала открыта и понятна не только ЦБ, но и общественности. В частности, банки будут обязаны публиковать реальные процентные ставки и другие существенные условия услуг, которые они предлагают путем публичной оферты. В противном случае к ним будут применяться соответствующие меры наказания. При этом Центральный банк Армении обязуется все публикуемые комбанками тарифы и процентные ставки обобщать в одном документе, который будет доступен для всех.

кстати...

Дополнительные усилия следует предпринять Армении, чтобы победить коррупцию, говорится в докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). «Осужденные за коррупцию немногочисленны, особенно среди высокопоставленных чиновников, поэтому следует предпринять больше усилий для расследования подобных дел и доведения их до суда».

«Интерфакс»

«45 семей в Армении контролируют свыше 50% ВВП республики», заявил экс-премьер-министр страны Грант Багратян. По его словам, столь жесткий контроль сказывается на экономической и политической жизни Армении. За последние 10 лет произошла смена ценностей, и все внутриполитическое развитие приводит не к росту экономики, а лишь к перераспределению влияния в экономической, политической и культурной сферах, сказал Багратян.

ИА Regnum 

ЛЕСТНОЕ ВНИМАНИЕ

Несмотря на некоторую консервативность, банковская система Армении во многом опережает системы ряда стран СНГ. В частности, банковский рынок стал очень привлекателен для иностранных инвесторов, большая часть которых, правда, состоит из представителей армянской диаспоры. Доля активов банков Армении, принадлежащих иностранцам, достигает почти 50%. Обращаться к иностранным институциональным инвесторам заставляет растущая конкуренция, необходимость повышения капитализации и острая нехватка долгосрочных ресурсов.

С присвоением в прошлом году Армении суверенного кредитного рейтинга двумя ведущими рейтинговыми агентствами Fitch и Moody's инвестиционный рынок заметно активизировался. Многие ведущие банки, в том числе группа ProCredit Holding AG, изъявили желание открыть в Армении свой дочерний банк. В этом году планируется открытие еще двух банков с европейским капиталом.

От банков сильно отстает рынок ценных бумаг, т.к. подавляющее большинство армянских компаний предпочитают не выпускать акции в свободное обращение, поскольку это требует от них прозрачности принятия решений, а также внедрения принципов корпоративного правления.

Эксперты ожидают, что в ближайшие 5 лет банковская система Армении совершит планомерный переход к принципам «Базеля II». А это значит, что банки будут обязаны провести соответствующие структурные изменения, укрепить систему внутреннего надзора и риск-менеджмента. Некоторые банки уже к этому приступили. В частности, Юнибанк совместно с ABN AMRO реализует программу по улучшению процессов управления рисками. 

Армянские банки заботятся об окружающей их среде 

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ НАЦВАЛЮТУ

Армения - единственная страна постсоветского пространства, перешедшая на режим инфляционного таргетирования. В результате наблюдается планомерное и устойчивое укрепление национальной валюты - драма. В частности, в 2006 году оно составило 11%.

Это вызвает резкую критику ЦБ со стороны экспортеров, а также тех, кто сильно зависит от денежных переводов из-за рубежа. Доля последних очень велика, за год объем полученных преводов приближается к $1 млрд.

Но этот процесс имеет и обратную сторону - снижается уровень долларизации экономики. В 2006 году совокупный объем драмовых вкладов вырос на 67%, а долларовых - только на 2,3%. Однако доллар продолжает сохранять лидирующие позиции: около 70% всех сбережений населения хранится в валюте США.