РЕЗЮМЕ

Сегодня рынок  банковского ритейла переходит на новый качественный этап развития. В период освоения рынка, когда идет борьба за наиболее выгодные ниши, игроки вынуждены направлять максимум усилий именно на расширение клиентской базы, нередко пренебрегая ее качеством. Сейчас этот этап подходит к концу.

Особенно заметно изменения сказываются на  деятельности банков, специализирующихся на кредитовании физических лиц. Принципы, которыми руководствовались банки в период «кредитного бума», в новых условиях оказываются недопустимыми. В этой связи розничные банки становятся перед неизбежным выбором: вплотную заняться качеством своего кредитного портфеля, либо продать банк на пике его роста.

В первом случае необходимость перемен обусловлена растущим уровнем просроченной задолженности на рынке, который, по официальным данным ЦБ РФ, на 1 июля 2006 года составил 2,56%. Другие источники приводят еще более пугающие цифры. Результатом проведенного нами  анализа стало выявление группы банков, уровень просроченной задолженности которых «делает погоду» на всем рынке. Без учета этой группы среднерыночный уровень просрочки снижается до 1,72%, что, однако, тоже немало. Уменьшению  этого уровня будет способствовать ужесточение отбора заемщиков и совершенствование систем риск-менеджмента в каждом отдельном банке, желающему продолжать работать на рынке. Этой же цели подчинены действия законодательных органов и регуляторов, формирующих условия, необходимые для качественного развития рынка. Одним из этих условий является наличие соответствующей инфраструктуры - бюро кредитных историй и коллекторских агентств, деятельность которых активизируется.

Новые условия игры определяют расстановку приоритетов на розничном кредитном рынке. Наиболее привлекательными являются направления карточного кредитования и ипотеки. Кредитные карты становятся менее рисковой альтернативой потребительскому кредитованию, в том числе в местах продаж. Популярность ипотеки обусловлена быстрым ростом цен на недвижимость, в условиях которого банки вынуждены сокращать сроки процедуры принятия решения о выдаче кредитов, снижать/отменять первоначальный взнос.

Для тех, кого не прельщает такой вариант развития, именно сейчас создались весьма благоприятные условия для продажи бизнеса: западные инвесторы готовы платить по 3-4 размера капитала банка. Иностранцев привлекают, в первую очередь, банки с достаточно разветвленными филиальными сетями и широкой продуктовой линейкой. В частности, инвесторы обращают внимание на наличие в ассортименте банка услуг по доверительному управлению.

Благосклонность иностранных инвесторов – не единственное преимущество Банка, учредившего ОФБУ. На фоне снижения темпов роста банковских депозитов все заметнее становится внимание частных вкладчиков к инструментам фондового рынка – ПИФов и ОФБУ. Имея схожие цели, они отличаются по своей юридической природе. В противоположность ПИФам, деятельность ОФБУ имеет довольно мало законодательных ограничений, что делает этот инструмент по отдельным параметрам более привлекательным. В частности, ОФБУ имеют более широкие инвестиционные возможности, чем ПИФы, включая право неограниченных инвестиций в иностранные активы, производные ценные бумаги и драгметаллы. Эти преимущества, по мере повышения уровня информированности о них потенциальных инвесторов, станут залогом роста рынка ОФБУ.

I. РОЗНИЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ: ОТ КОЛИЧЕСТВА К КАЧЕСТВУ

I.1 Общие тенденции развития рынка розничного кредитования

История развития потребительского кредитования в России насчитывает более 10 лет. Однако как о полноценном сегменте банковского рынка о кредитовании физических лиц можно говорить только с 1998 года. Если ранее розничные кредиты были доступны только наиболее обеспеченным гражданам и воспринимались исключительно как VIP-услуги, то с 1998 года потребительское кредитование приобретает более массовый характер. Кризис подорвал стимулы населения к накоплению и породил новое стремление к максимально быстрому удовлетворению всех возникающих потребностей: «пока есть возможность». Это стремление получило большее развитие в последующие годы, когда на фоне растущей экономики начали увеличиваться реальные доходы населения (График 1). 

Источник: «Эксперт РА» по данным АИЖК и ЦБ РФ

С 2003 года начинается «бум потребительского кредитования», когда его объем ежегодно удваивался. В то же время, очевидно, что темпы прироста по сравнению с 2003 годом постепенно замедляются. В результате, за 8 месяцев 2006 года прирост составил всего 21,5% (объем потребкредитования достиг 1433,1 млрд. руб.). Отчасти столь низкое значение показателя роста объясняется сезонным характером спроса населения на кредитные услуги, пик которого приходится как раз на конец года. Тем не менее, по нашим прогнозам, даже при условии высокой активности розничных заемщиков в последующие 4 месяца года, прошлогодние результаты по приросту рынка  в текущем году достигнуты не будут. Снижение темпов роста мы связываем с переходом рынка розничного кредитования на новый качественный уровень развития. Последние годы розничные банки придерживались стратегии «снятия сливок», осуществляя торопливый и довольно неразборчивый набор клиентской базы из наиболее высокодоходных сегментов потребителей. Поскольку значительная доля таких потребителей сосредоточена в Москве и крупных городах, то сегодня эта часть рынка оказалась в достаточной степени охвачена кредитными услугами. И теперь, когда самые привлекательные ниши уже заняты, дальнейшая конкуренция в этих сегментах потребует от банков серьезных усилий и материальных затрат. Поэтому все чаще банки обращают внимание на менее доходные группы жителей Москвы и население регионов. Последующий рост потребительского кредитования будет связан с постепенным освоением этих сегментов, что потребует от банков пересмотреть свое отношение к технологиям работы с клиентами. В первую очередь, это касается ужесточения методов оценки платежеспособности заемщиков и их отбора, а также совершенствования кредитного риск-менеджмента, потому как существующие подходы к управлению кредитным риском уже сегодня привели к значительному росту просроченной задолженности, а применительно к новым сегментам они и вовсе окажутся неэффективными. 

I.1.1 Кредитные риски в ритейле

По официальным данным ЦБ РФ, средний уровень просроченной задолженности по российским банкам на 1 июля 2006 года составил 2,56%. По некоторым оценкам, реальное значение показателя в 5-6 раз выше, что связано с искусственным занижением объемов просрочки в банковских балансах из-за нежелания банков показывать реальный уровень просрочек. Некоторые аналитики настолько пессимистичны в своих прогнозах, что уже сегодня пророчат банковской системе массовый кризис неплатежей, по аналогии с событиями 2003 года в Южной Корее.

Чтобы оценить возможные масштабы кризиса в случае неблагоприятного развития событий, а также, с целью избавиться от эффекта «средней температуры по больнице», мы разбили банковский рынок на 6 групп в соответствии с величиной активов его игроков, выделив из 1-ой группы Сбербанк как абсолютного лидера в розничном кредитовании[1].

Источник: «Эксперт РА» по данным ЦБ РФ

Выяснилось, что наиболее подвержены кредитному риску банки, входящие в 2 и 3 группу, и занимающие в рэнкинге по размеру активов с 6 по 50 место. В этих группах наблюдается максимальный разрыв между долей, занимаемой на рынке потребительского кредитования и долей в совокупном объеме просроченной задолженности с превосходством последней (График 2). Максимальный средний уровень просрочки в кредитных портфелях, равный 6%, зафиксирован в группе банков 21-50 (График 3). Занимая всего 10-ю часть рынка, эти банки заполнили почти четверть объема просроченной задолженности всей банковской системы. Если их доля на рынке будет расти, объем просроченной задолженности по группе будет увеличиваться как минимум пропорционально. В данной группе лидером по уровню просроченной задолженности является Хоум Кредит энд Финанс Банк (около 23,7%), без учета которого уровень просрочки в группе составляет всего 2,7 %.

Максимальные же риски на сегодня сосредоточены в группе более крупных банков (6-20). Предоставляя физикам 23% всех кредитов, они имеют огромное влияние на рынок розничного кредитования. Незначительное увеличение уровня просрочки в их клиентских портфелях может представлять опасность для всего банковского рынка. Здесь лидером по уровню просрочки является банк «Русский стандарт» (по нашим оценкам, около 8,3%). Также из крупных игроков рынка розничного кредитования в данной группе можно выделить Росбанк с уровнем просроченной задолженности, равным примерно 2,3%. Без учета этих банков группа 6-20 выходит на минимальное среди всех групп значение показателя уровня просрочки, равное 1,2%.

Источник: «Эксперт РА» по данным ЦБ РФ

Следует заметить, что выделенные банки (ХКФ, «Русский стандарт» и Росбанк) оказывают значительное влияние не только на показатели уровня просрочки внутри своих групп, но и  искажают общую картину уровня неплатежей на рынке розничного кредитования. В сумме на 3 банка приходится почти 44% совокупной задолженности российских банков и всего 14% рынка. Без их учета среднерыночный уровень просроченной задолженности снижается в 1,5 раза (до 1,72%). Подобных лидеров по просрочке можно найти и в других группах. Таким образом, основная часть просроченной задолженности сконцентрирована в узком круге банков, вероятность дефолта которых или хотя бы возникновения серьезных затруднений в связи с реализацией кредитного риска по розничному портфелю, оценивается нами как минимальная. Дело в том, что размер эффективной процентной ставки в банках соответствует уровню кредитного риска и, как правило, растет при увеличении доли просрочки в кредитном портфеле. Поэтому, в банках, демонстрирующих максимальный уровень просроченной задолженности, эффективная процентная ставка на порядок выше, чем по банковской системе в целом. Размер этой ставки с запасом покрывает риск невозврата кредита (Таблица 1).

 

Таблица 1. Зависимость процентных ставок от кредитного риска (уровня просроченной задолженности)

Банк

Уровень просроченной задолженности по розничным кредитам

Эффективная процентная ставка (в % годовых)

ХКФ-банк

30%

56-67%

Русский стандарт

7%

55,1%

Росбанк

3%

22%

Средние значения по рынку

2,56%

19-25%

 

Источник: «Ведомости», данные банков, расчеты «Эксперт РА»

Немаловажно, что вышеперечисленные банки специализируются, в основном, на беззалоговом экспресс-кредитовании, в том числе на кредитовании в местах продаж. Такие формы выдачи кредитов предполагают предъявление минимальных требований к заемщику и весьма поверхностную оценку его платежеспособности, отсюда – высокая доля неплатежей. Мы предполагаем, что в ближайшие годы эта форма кредитования отойдёт на задний план, уступив место овердрафтному карточному кредитованию. Эта форма кредитования является менее рискованной, поскольку, применяя ее, банк располагает большими возможностями для ознакомления с кредитной историей заемщика, отслеживания его платежеспособности и  может соответствующим образом лимитировать размер доступного кредита.

В приведенных расчетах не учитываются резервы на возможные потери по просроченной задолженности, объем которых находится в прямо пропорциональной зависимости от объема задолженности. Кроме того, в ближайшее время вступит в силу положение об изменениях в порядке формирования резервов по ссудам, проект которого был опубликован Центральным Банком в августе текущего года. В соответствии с новыми правилами, банки обязаны будут создавать резервы не только под просрочку, но и под непросроченные кредиты в размере 3%. Эти изменения будут способствовать снижению кредитного риска всей банковской системы.

Сегодняшний рост просроченной задолженности мы связываем с наступлением сроков платежей по кредитам, выданным в годы «кредитного бума», когда в борьбе за наиболее привлекательные потребительские сегменты банки снижали требования к заемщикам, упрощали процедуру их оценки. Теперь, когда «бизе с торта уже съедено» банки могут себе позволить более придирчиво оценивать заемщика, применять более жесткие критерии отбора. Сегодня на рынке розничного кредитования происходит смещение приоритетов - от размера кредитного портфеля к его качеству.

I.1.2 Регулирование банковской деятельности в сфере кредитования физических лиц

Одной из причин появления просрочек по розничным кредитам является незнание гражданами реальных ставок по кредитам. Зачастую, эффективная ставка по розничным кредитам в несколько раз превышает ставку, заявленную в рекламе банка. Обычно дополнительный процент спрятан в комиссию за ведение ссудного счета, используются и другие уловки. Клиент может просто переоценить свои финансовые возможности при получении кредита и, в результате, не суметь выплатить долг. В мае 2005 года ФАС России и Банком России были опубликованы Рекомендации (письмо от 26.05.2005 № ИА/7235/77-Т), в соответствии с которыми при потребительском кредитовании банкам предлагалось еще до момента заключения кредитного договора предоставить клиенту полную и достоверную информацию об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита в стандартизированной форме. К концу года в так называемый «белый список» кредитных организаций, полностью или частично применяющих Рекомендации, было включено более 90 банков. В конце ноября ЦБ РФ объявил вскоре рекомендации станут требованиями: правила информирования клиентов о всех комиссиях и процентах станут обязательными для всех без исключения банков.

Это позволит каждому клиенту, зная эффективную ставку кредитования, самостоятельно оценить свою платежеспособность по конкретному кредиту и принять осознанное решение о его получении.

Новый Закон о банкротстве граждан, заставит клиента со всей ответственностью подходить к этому решению. Разработкой данного проекта занимается Министерство экономического развития и планирует завершить его до конца 2006 года. Принятие закона не только позволит банкам в цивилизованной форме взимать долги с недобросовестных заемщиков, но и последних будет мотивировать выплачивать кредит в соответствии с договором. Однако многие банкиры уверены, что Закон может возыметь и обратное действие, создав дополнительные возможности для мошенников, которые после получения кредита смогут объявить себя банкротом, временно переписав свое имущество на кого-то из близких, и, таким образом, избежать выплаты долга. По мнению «Эксперт РА», эффективность Закона будет зависеть от того, насколько жесткие меры будут предъявляться к «банкротам».

I.1.3 Развитие инфраструктуры рынка розничного кредитования

Завершение этапа «деления торта» приведет к активизации сотрудничества банков с кредитными бюро. В Государственный реестр бюро кредитных историй внесены уже более 20 организаций, однако до сих пор их деятельность нельзя было назвать эффективной. Теперь, когда сформирована некоторая лояльность клиентов к своему банку, последний уже с меньшей неохотой делится информацией о клиентах. Поэтому процесс накопления кредитными бюро справок о заемщиках, в том числе неплательщиках, пойдет быстрее. В перспективе эта информация может стать реальной опорой, обеспечивающей устойчивость банковских кредитных портфелей.

Если бюро кредитных историй - это первичный инструмент защиты от кредитных рисков, позволяющий предотвратить его возникновение, то коллекторские агентства служат инструментом «выбивания» уже существующей задолженности. Обращение к услугам коллекторов – хороший выход для небольших банков, которые не могут себе позволить содержание собственной службы по возврату долгов. Кроме того, эффективность деятельности специализированных коллекторских агентств, как правило, выше, чем у банковских служб, что делает целесообразным сотрудничество с агентством крупного банка. Сегодня в России уже существует Ассоциация по Развитию Коллекторского Бизнеса, в которую входит 13 компаний и их число продолжает расти.

Инструменты защиты банков от кредитных рисков не ограничиваются процедурой оценки заемщика и технологиями риск-менеджмента. Относительно новым методом защиты можно назвать страхование банками своих кредитных рисков, благодаря которому банк имеет возможность застраховать риск убытков, которые могут возникнуть в результате неисполнения заемщиком в установленный договором срок обязательств по возврату основной суммы или уплате процентов по кредиту. Обычно выбирается определенный срок действия договора (несколько месяцев или год), в течение которого все выданные кредиты считаются застрахованными. Размер страховой премии по договорам страхования потребительских кредитов колеблется в среднем от 2 до 10 процентов годовых от общего прогнозируемого на срок страхования объема выданных кредитов. При установлении конкретной тарифной ставки учитывается процент невозврата кредитов, наличие в банке эффективной скоринговой системы. Пока данный вид страхования на российском рынке развит довольно слабо и при заключении договора страховые компании оговаривают все условия получения полиса с каждым банком индивидуально. Однако, по оценкам «Эксперт РА», спрос на страхование кредитов будет расти, что позволит страховым компаниям отработать механизмы взаимодействия с банками и, как следствие, сделает страхование кредитных рисков более доступным.

I.1.4 Альтернативы розничного банка: улучшать или продавать

Таким образом, банки, желающие успешно работать в секторе розничного кредитования, смогут перейти от экстенсивного развития, приоритетом которого было увеличение кредитного портфеля, к развитию интенсивному. Здесь банк оказывается на перепутье: либо продавать банк на пике роста кредитного портфеля, либо вплотную заняться качеством последнего. Банки с поставленным на поток розничным бизнесом и развитой филиальной сетью сегодня вызывают большой интерес у западных инвесторов, которые готовы платить по 3-4 размера капитала банка. До сих пор их интересы охлаждались необходимостью прохождения массы бюрократических формальностей даже при покупке миноритарного пакета акций российских банков. Последние поправки к «Закону о банках и банковской деятельности», в случае принятия их Госдумой, уровняют в правах на покупку акций российских банков иностранцев с отечественными инвесторами. Получать разрешение регулятора теперь потребуется только при покупке более 10% банковских акций, если же размер приобретаемого пакета находится в пределах указанной доли, то достаточно уведомить ЦБ РФ о своих намерениях. Однако если менеджмент банка принял решение продать банк полностью или частично, то не следует затягивать с этим. Ведь основная причина расположения западных банков к российскому банковскому рынку заключается в значительных темпах его роста, превышающих темпы роста всей российской экономики, при относительной ненасыщенности банковскими услугами. Сохранится ли такое положение через 3-4 года прогнозировать сложно.

Второй вариант развития розничного банка предполагает качественные изменения клиентской политики, ужесточение требований к заемщикам и совершенствование риск-менеджмента. Эти меры становятся необходимыми при расширении клиенткой базы посредством привлечения клиентов, формирующих менее обеспеченные слои населения, основная часть которых расположена в регионах.

I.1.5 Банки в регионах

Сегодня на московские банки приходится порядка 80% розничных кредитов в рублях и более 94% валютных кредитов, в то время как регионы сильно отстают (График 4). Однако при географическом распределении кредитов в зависимости от места регистрации банка-кредитора картина несколько искажается,  что связано с развитием экспансии московских банков в регионы[2]. В первую очередь это касается Сбербанка, на который приходится более 40% розничных кредитов и основная часть розничного бизнеса которого сосредоточена как раз в регионах. Более точное представление о региональном распределении кредитов дает статистика по местоположению офиса/филиала, в котором был выдан кредит. При таком способе разбивки концентрация рублевых кредитов в Москве оказывается значительно меньше (25%), весомые доли приходятся на Приволжский ФО (18%), Сибирский ФО (15%) и Уральский ФО (11,8%). Наименьший объем кредитов выдан  банковскими структурами, расположенными в Дальневосточном ФО (менее 5%), что связано с невысокой численностью населения и незначительным банковским присутствием розничных банков в данном округе.

На кредитах в иностранной валюте, как показывает график, искажение сказывается значительно слабее, нежели на рублевых кредитах. По «филиальной» версии разбивки, в Москве сосредоточено 76,7% розничного валютного кредитования; следующий по объему – Санкт-Петербург (11,4%), доля которого в своём ФО составляет 86,6%. Лидерство столиц в данном сегменте объясняется тем, что банки с иностранным капиталом, являющиеся основными поставщиками валютных кредитов, имеют не столь разветвленные филиальные сети как их отечественные конкуренты, ограничиваясь Москвой и наиболее крупными городами. Основная часть выдаваемых ими кредитов приходится на Москву и С-Пб. Кроме того, валютные кредиты выдаются, как правило, на ремонт или строительство жилья, ипотечное кредитование, на покупку дорогостоящих авто или предметов роскоши, словом, предполагают относительно крупные суммы, получить которые в кредит могут только люди с достаточно высоким уровнем доходов. Ими, согласно статистике, наиболее часто являются москвичи и жители северной столицы. Отсюда абсолютное лидерство Центрального и, следом, Северо-Западного ФО в валютных кредитах.

Источник: «Эксперт РА» по данным ЦБ РФ

По прогнозам Рейтингового агентства «Эксперт РА», в ближайшие годы не стоит ожидать значительного рывка валютного кредитования в регионах, пользоваться им будут, по-прежнему, преимущественно жители крупных городов. В то же время, в регионах ожидается быстрый рост по кредитам в отечественной валюте, опережающий по темпам рост рублевого кредитования в Москве. Основания для таких ожиданий дают планы Сбербанка до конца 2006 года начать выпуск кредитных карт. А, поскольку, столичный рынок краткосрочных кредитов уже достаточно насыщен и характеризуется высочайшей степенью конкуренции, основной целевой аудиторий «новичка» станут, в первую очередь, регионы, не слишком избалованные мягкими требованиями к заемщикам, предъявляемыми другими банками. Здесь консерватизм, неповоротливость Сбербанка, его неопытность в сфере карточного кредитования, на первых порах, будут не так заметны. Наличие огромной по масштабам филиальной сети и сравнительно низкие ставки позволят Сбербанку в ближайшие годы выйти в лидеры по карточному рублевому кредитованию.

I.1.6 Доллар дорожает, когда он в кредит

Тенденция по укреплению рубля делает валютные кредиты все более привлекательными для населения (График 5). Чтобы выравнить спрос на рублевые и валютные кредиты российские банки будут поднимать ставки по кредитам в иностранной валюте. Еще в августе размер ставки по валютным кредитам Сбербанка превысил ставку кредитования в рублях. Тем не менее, вряд ли стоит ожидать снижения объемов валютных кредитов или даже сколько-либо значительного замедления их роста. На рынке много крупных иностранных игроков (Райффайзен Банк, Сити-банк, ММБ, ХКФ), у которых нет сильной необходимости повышать ставки по валютным кредитам, так как источником их пассивов являются в основном "материнские" средства. Российским банкам придется с ними конкурировать и поддерживать ставки на необходимом уровне. 

Источник: «Эксперт РА» по данным ЦБ РФ

Кроме того, по некоторым соображениям банкам выгоднее кредитовать в валюте, нежели российских рублях. По рублевым кредитам доля просроченной задолженности выше, чем по валютным (график 6). Это объясняется разницей в целях получения кредита и, как следствие, в характере заемщиков. Рублевые кредиты даются в основном на потребительские нужды (например, на покупку бытовой техники), а валютные - преобладают в ипотеке, автокредитовании, где имеется залог, покрывающий основную сумму долга, и заемщик, платежеспособность которого тщательно проверена.

Источник: «Эксперт РА» по данным ЦБ РФ

Продолжение следует.




[1] К розничным кредитам мы относим кредиты, предоставленные физическим лицам (гражданам РФ и нерезидентам), а так же индивидуальным предпринимателям

[2] Под регионами понимается территория РФ, за исключением г. Москвы и Московской области.