Накопление данных в основных информационных системах организаций (для промышленных предприятий это прежде всего ERP-системы, для банков - АБС) создает предпосылки для организации эффективной поддержки стратегического управления предприятием/банком средствами ИТ. Конечно, постановка стратегического управления должна быть тщательно проработана в методическом и организационном отношении. Но не менее тщательно нужно провести отбор и внедрение софтверных систем, которые, обрабатывая накопленные данные, помогут принимать правильные решения топ-менеджерам и владельцам в процессе стратегического управления.

В настоящее время на первый план среди таких систем вышли системы класса CPM/BPM, а точнее - комплекты из интегрированных между собой приложений этого класса. Эти комплекты могут быть настроены на поддержку управления предприятий различных отраслей, включая финансовую.   

Информационные технологии ( ИТ) занимают особое место среди инструментов, к которым в своей работе прибегают не только финансовые директора (см. статью “Информационные технологии для финансового директора”, PC Week/RE, № 28-29/2006, с. 22—23), но и в целом топ-менеджеры современных организаций.

Но, похоже, в настоящее время на многих российских предприятиях уровень применения ИТ для поддержки деятельности топ-менеджеров — а это прежде всего стратегическое управление — значительно отстает от уровня ИТ-поддержки оперативного управления этими же предприятиями.

Эта ситуация только на первый взгляд выглядит парадоксально. ИТ-инфраструктура большинства отечественных предприятий в 1990-х годах, в период “лоскутной” автоматизации, формировалась хаотично, программные продукты приобретались по мере осознания острой необходимости в них для решения конкретных задач. Естественным результатом такого подхода стал “зоопарк” приложений со множеством локальных баз данных разного формата. Эффективность такого “зоопарка” в целом была невысока, в частности из-за того, что даже просто собрать в одно место (хранилище данных) и привести к единому виду данные из этих приложений для анализа зачастую оказывалось весьма сложным делом. И даже будучи собранной, эта информация, как правило, была неполной и фрагментарной, что существенно затрудняло ее анализ.

Но в конце ХХ столетия начался процесс замены этих “зоопарков” комплексами интегрированных многофункциональных приложений, в первую очередь класса ERP (Enterprise Resources Planning, планирование ресурсов предприятия). Полномасштабное внедрение ERP-систем и других интегрированных комплексов позволило эффективнее, чем ранее, автоматизировать текущую деятельность организаций и оперативное управление ими, причем как на уровне бизнес-процессов отдельных подразделений, так и на уровне сквозных бизнес-процессов, которые выполняются рядом подразделений предприятия. Внедрение этих систем также в основном решает и проблему полноты данных для анализа и тем самым создает предпосылки для эффективного использования систем поддержки управления современным предприятием на базе аналитических технологий и хранилищ данных, а именно такие системы и нужны сегодня прежде всего топ-менеджерам. Баз данных стало значительно меньше, но зато информации в них — намного больше.

В то же время для поддержки деятельности топ-менеджеров предприятий по-прежнему используется стихийно сложившийся в этой области свой “зоопарк” приложений с базами данных разных форматов. Хотя часто основным, а то и единственным ИТ-инструментом анализа даже на этом уровне остается MS Excel.

Логическим шагом в этой ситуации представляется переход от такого “зоопарка” к комплексу интегрированных аналитических приложений.

Назначение и состав CPM-комплектов

В условиях рыночной экономики стратегическое управление предприятием в значительной степени можно определить как управление эффективностью его бизнеса. Соответствующая концепция называется CPM (Corporate Performance Management) или BPM (Business Performance Management) — управление эффективностью бизнеса (подробнее об основных ее понятиях см., например, статью “Системы управления эффективностью бизнеса для российских банков”, PC Week/RE, № 26/2006, с. 23—24). Целостная и полная реализация этой концепции проще всего достигается при использовании комплекса интегрированных аналитических приложений, который определяют как CPM-комплект.

Важно подчеркнуть, что концепция CPM и представление о CPM-комплекте не являются изобретением аналитиков Gartner и других исследовательских компаний. В данном случае они сформулировали то, что уже фактически, хотя и не в полной мере, сформировалось на практике.

Консолидация данных и консолидированные отчеты

Применительно к CPM-комплектам определение “CPM” является “зонтичным”, т. е. все приложения CPM-комплектов или их функциональные аналоги существовали до появления такого определения. Эти приложения выпускались как отдельные программные продукты, работающие со своими форматами данных. И эти же продукты входили в “зоопарк” приложений, который поддерживал деятельность топ-менеджеров.

Что же дает переход от набора отдельных, разобщенных аналитических приложений к комплексу функционально таких же, но интегрированных приложений?

Прежде всего, такой переход значительно упрощает консолидацию данных для анализа. Ведь у каждого из разобщенных приложений есть своя база данных со своими структурами и форматами данных и для формирования этой базы необходим свой, особенный процесс консолидации данных. Интегрированные же приложения CPM-систем работают с единым хранилищем данных, и для его пополнения нужен один или несколько унифицированных процессов консолидации данных. В целом преимущества интегрированного комплекса приложений в сравнении с набором разобщенных приложений с точки зрения ИТ-подразделения очевидны.

Но основные достоинства интегрированного комплекса CPM-приложений определяются тем, что различные процессы и методики управления предприятием значительно легче реализовать, если задействовать такой комплекс и его хранилище данных, а не набор разобщенных приложений.

В настоящее время при осуществлении стратегического управления предприятием, как правило, используются ключевые показатели эффективности (KPI — Key Performance Indicators) и при этом часто применяется методология сбалансированных показателей BSC (Balanced ScoreCard). Основные CPM-комплекты включают приложения для поддержки реализации этой методологии (scorecard applications).

При всей важности нефинансовых показателей в рамках BSC финансовые показатели в условиях рыночной экономики остаются главными для анализа и принятия решений топ-менеджерами и владельцами предприятий. Поэтому все CPM-комплекты включают аналитические финансовые приложения, используемые для стратегического и оперативного управления (далее — по Gartner):

  • системы бюджетирования, планирования и прогнозирования ( budgeting, planning and forecasting);
  • приложения оценки (моделирования) и оптимизации прибыльности ( profitability modeling and optimization);
  • средства формирования бухгалтерской и финансовой отчетности (statutory and financial reporting).

Непременным приложением CPM-комплекта является система консолидации финансовых данных ( financial consolidation), т. е. их сбора из разнообразных источников, проверки, преобразования, агрегирования и загрузки в хранилище данных, с которым работают аналитические приложения CPM-комплекта. Исходные данные могут быть сформированы в разных валютах, в соответствии с различными стандартами бухгалтерского учета (РСБУ, US GAAP...), согласно требованиям разных регуляторов и т. д., что обуславливает сложность процесса финансовой консолидации.

На практике под финансовой консолидацией часто понимают не только сбор финансовых данных, но и получение консолидированных отчетов, характеризующих различные аспекты деятельности предприятий. Для решения этой задачи могут быть задействованы все CPM-приложения.

Разработчики CPM-комплектов

Исследовательская фирма Gartner в своем “магическом квадрате”, посвященном CPM и опубликованном в конце 2005 г., разделила поставщиков CPM-инструментов на три группы — это разработчики базовых аналитических (BI, business intelligence) систем, ERP-комплексов и отдельных CPM-приложений.

В первой группе выделяются Cognos и Hyperion Solutions, которые Gartner включила в квадрат “Лидеры”. Эти компании в последнее время активно приобретают небольшие фирмы, специализирующиеся на разработке отдельных CPM-приложений, и, объединяя эти приложения со своими продуктами по консолидации данных и созданию хранилищ данных, OLAP-инструментами и средствами получения отчетности, формируют свои CPM-комплекты. Последнее сообщение на эту тему: компания BusinessObjects, купившая в прошлом году фирму SRC Software, в минувшем сентябре приобрела компанию Armstrong Laing Limited (торговая марка ALG Software).

Некоторые разработчики ERP-комплексов выпускают также и CPM-комплекты. Особенность их подхода — обеспечение легкой консолидации данных из своих ERP-систем в хранилище данных CPM-комплекта и/или даже реализация прямого доступа CPM-приложений к базам данных ERP-систем.

Так, компания SAP AG предлагает компонент Strategic Enterprise Management (SEM) для поддержки стратегического управления предприятием. Этот компонент аналитики Gartner относят к классу CPM, но он, однако, не продается отдельно, а предлагается только в составе системы mySAP ERP.

Корпорация Oracle, поставщик ERP-системы Oracle E-Business Suite, выпускает отдельно от нее комплект Oracle CPM. Вячеслав Кукшев из компании “Борлас” отмечает, что в Oracle CPM включены развитые средства интеграции с модулями Oracle E-Business Suite, кроме того, инструменты Oracle класса ETL (Extraction, Transformation, Load — извлечение, преобразование, загрузка) позволяют консолидировать данные из разнообразных источников. Эти возможности были использованы при внедрении Oracle CPM в нескольких крупных холдингах, причем в одном случае среди источников не было Oracle E-Business Suite. Но Oracle наращивает эту функциональность, летом нынешнего года она объявила о включении в состав Oracle CPM концентратора финансовых данных Oracle Financial Consolidation Hub.

На российском рынке CPM/BPM-систем помимо вышеперечисленных компаний выделяется московская фирма InterSoft Lab, предлагающая BPM-систему на основе собственных базовых инструментов OLAP-анализа и консолидации данных.

CPM в России

Основная особенность рынка CPM в России заключается в том, что в настоящее время это почти исключительно рынок отдельных CPM-приложений и только во вторую, если не в третью очередь — рынок CPM-комплектов.

По оценкам Вячеслава Кукшева из “Борласа” и Юлии Амириди из InterSoft Lab, в России насчитывается не больше 100 внедрений полнофункциональных CPM-комплектов, в несколько раз больше внедрений с частичной функциональностью CPM-комплекта, причем чаще всего это набор разрозненных приложений. И намного больше внедрений единичных приложений, относимых к CPM (см., например, “Аналитический обзор рынка систем бюджетирования за II квартал 2006 года”, www.dssconsulting.ru/index.phtml?id_page=142).

Если учесть, что большинство крупных и средних предприятий России уже внедрили интегрированные ERP-комплексы, то утверждение, приведенное в начале данной статьи о сравнительном отставании уровня ИТ-поддержки стратегического управления на российских предприятиях, становится очевидным.